Развитие познавательной активности школьников через организацию проектной деятельности на уроке
Применение методов проектов в основной школе является наиболее эффективным способом реализации психолого-педагогических особенностей этого возраста.
Меня же заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развивать проектное мышление у учащихся? На выбор темы моей работы повлиял тот факт, что у учащихся страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Исследовав познавательную активность учащихся в 5-м классе, я увидела, что 10% учащихся класса не имеют интереса к учению, у 50% учащихся класса - ситуативный уровень познавательной активности, у 30% - исполнительский, и только 5% учащихся в моем классе испытывают интерес к учению.
Почему моим выбором стал метод проектного обучения? Тому есть причины. Данный метод в школе используется не достаточно широко и тем самым вызвал у меня интерес. Учитель из "вещателя" знаний превращается в консультанта: рассказывает, где искать информацию, объясняет, как полученные знания и навыки могут пригодиться детям в повседневной жизни.
Также считаю, что неоспоримым достоинством проектного метода по сравнению с традиционными, является то, что работа над проектами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, их обобщать, развивает творческий потенциал. Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что "самостоятельно добытые" учениками знания усвоятся надежнее и прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный проект, незаметно направив их энтузиазм в нужное русло. Очень важно, что цель проектной деятельности сфокусирована именно на достижении практического результата, т.е. проект используется с целью, позволяющей что-то узнать, совместно выполнить, открыть что-то новое, чтобы в результате создать какой-то продукт. Одна оговорка: скорее всего, в начальной школе не может идти речь о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а лишь об элементах проектной деятельности в классическом ее понимании.
Основоположниками "метода проектов" являются американский философ и педагог Д. Дьюи и его ученик У. Килпатрик. В России этим вопросом активно занимался Шацкий. За основу своей деятельности я взяла их идею "...обучение 'путем делания', при котором ученики самостоятельно извлекают знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы...".
Организация проектной деятельности укладывается в структуру самой деятельности: мотив - проблема - цель - задачи - методы и способы - план - действия - результат - рефлексия (представление и самооценка).
Однако я убедилась на практике, что для продуктивной проектной деятельности школьникам необходима особая готовность, "зрелость", заключающаяся в сформированности следующих умений:
- Коммуникативные (умение спрашивать, слушать, делать запрос, выражать точку зрения, договариваться).
- Интеллектуальные (развитие аналитико-синтетических действий, сравнение, вычленение, перенос общего способа действия, гибкость, вариативность и самостоятельность мышления).
- Оценочно-самооценочные (умение адекватно оценивать свою работу и своих одноклассников, обоснованно и доброжелательно оценивать результат и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное, умение, выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания).
Работу по внедрению проектной деятельности я веду следующим образом. Учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. В рамках традиционных занятий использую специальные организационные формы и методы: проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия. На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По английскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников: "английский сундучок", "орфографическая копилка", "копилка знайки", "веселый задачник", "лови ошибку", "банк английских слов (моих проверочных слов)" и другие. Они также подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме, узнают из книг и журналов что-то новое.
Я верю, что внедрение проектной деятельности на уроках английского языка сможет стимулировать интерес и мотивацию учащихся, развить их творческий потенциал и укрепить познавательную активность. Этот метод позволит ребятам самостоятельно открывать новые знания и применять их на практике, формируя навыки самообразования и сотрудничества. Проектная деятельность открывает перед ними мир возможностей и помогает осознавать собственные способности и ценность их труда.