Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности школьников на уроках физики и во внеурочной деятельности»
Развитие познавательных УУД обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности
Выступление на заседании районного методического объединения учителей физики Дальнеконстантиновского муниципального района
Учитель
МАОУ Муравьихинская СШ Страничкина Н.А.
2020 г.
- Универсальные учебные действия- обобщенные способы действий, используемые в различных областях знаний.
- Развитие и обучение УУД – это обучение навыкам и способам самостоятельно получать и успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения .
- Обучение методам расширенного поиска информации;
- Обучение методам структурирования информации в таблицы и графики;
- Обучение выбору наиболее рациональных методов решения задач;
- Обучение постановке задач проектно- исследовательской деятельности.
- Общее развитие обучающихся, в том числе познавательных, эмоционально - волевых, нравственных и эстетических возможностей.
- Создание условий для обогащения и наращивания индивидуального ментального опыта обучающихся.
- Обеспечение появления новых психологических качеств личности: теоретического мышления; рефлексии, способности ценить и беречь время, правильно распределять его .
- Повышение уровня познавательной активности обучающихся за счёт включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности и интеллектуальные возможности.
- Создание атмосферы сотрудничества, взаимопомощи, выработка коллективных способов получения знаний.
Личностно- ориентированное обучение;
Межпредметные связи;
Самооценка;
Оценка коллектива;
Рефлексия.
ТЕХНОЛОГИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Учебно- исследовательская и проектная деятельность.
3. Информационно- коммуникационные технологии.
4. Технология MaStEx- технология вычисления предметных и универсальных компетентностей.
Организуется внимание обучающихся путём раскрытия научной и практической значимости знаний. Проводится осмысление темы и целеполагание (постановка целей).
Используются методы :
1. Метод изложения фактов и их анализ;
2. Метод определения объекта внимания с помощью виртуальной информации, демонстраций, моделей, актуальной информации, активации личного ментального опыта обучающихся.
3. Метод постановки вопросов, опоры на прошлые знания учащихся.
Создание первоначальной ситуации, вызывающей интерес.
Используемые методы - демонстрация, опыт, моделирование.
Постановка проблемы и цели деятельности.
Методы :
Постановка вопросов учащимся ;
Разбор и объяснение фактов ;
Прочтение текста учебника.
- Постановка вопросов учащимся ; Разбор и объяснение фактов ; Прочтение текста учебника.
Стимулирование самоорганизации внимания при самостоятельной работе.
Методы :
- Ориентация учеников на определённый вид работы;
- Беседа по составлению плана работы;
- Постановка вопросов по ориентации учащихся в новой информации (выделение главного, общих принципов);
- Побуждение к самопроверке и самооценке результатов (сравнение с образом);
- Смена видов деятельности (умственной и практической).
В процессе самостоятельной работы обучающиеся закрепляют новые понятия, а их познание идёт обратным путём - от общего к частному (метод дедукции).
Создаются условия для сосредоточения внимания.
Оказывается поддержка и содействие.
- Доброжелательность, демократичный стиль общения ;
- Эмоциональный комфорт в процессе учения;
- Организация ситуаций достижения успеха ;
- Внутреколлективное соревнование ;
- Опора на общественное мнение.
Общие подходы к обучению методам решения задач
При обучении общим методам решения физических задач необходимо формировать умения работать по алгоритму. Для этого формулируются специальные задания и вопросы, типа:
- Какое физическое явление рассматривается в задаче? Каким законом описывается процесс? Построить схему, чертёж, графическое изображение процессов. Составить систему уравнений, описывающих процессы. Как правило, для нахождения неизвестного, в физических задачах нужно решить систему уравнений и проанализировать полученный результат.
- Какое физическое явление рассматривается в задаче?
- Каким законом описывается процесс?
- Построить схему, чертёж, графическое изображение процессов.
- Составить систему уравнений, описывающих процессы.
- Как правило, для нахождения неизвестного, в физических задачах нужно решить систему уравнений и проанализировать полученный результат.
- Производим логический анализ условия
- Строим математическую модель
- Формулируем физическую теорию
- Разбираем все возможные способы решения (аналитический, графический, экспериментальный)
- Оцениваем результат на правдоподобность, а способы решений- по затраченному времени.
- Победители, призеры, участники школьного, муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников по физике и астрономии.
- Победители и призеры школьного, муниципального и городского научного общества учащихся.
- Положительная динамика и успешность выступления на конференциях и в конкурсах различного уровня.