СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ (МИНИ РОБОТЫ BeeBot) И ТЕХНОЛОГИИ ТИКО- МОДЕЛИРОВАНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ (МИНИ РОБОТЫ BeeBot) И ТЕХНОЛОГИИ ТИКО- МОДЕЛИРОВАНИЯ»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ (МИНИ РОБОТЫ BeeBot) И ТЕХНОЛОГИИ ТИКО- МОДЕЛИРОВАНИЯ


«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только

не следует этому мешать, но нужно принимать

меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»

Ян Амос Коменский


Развитие у детей познавательной активности является одной из приоритетных задач дошкольного образования, решение которой вплетено в целостный воспитательно-образовательный процесс, как бы «пронизывает» развитие его сторон, и во многом предопределяет эффективность создания необходимых предпосылок дальнейшего успешного обучения детей в школе.

В работе с детьми дошкольного возраста одним из основополагающих принципов дошкольного образования является принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, то есть через интеграцию образовательных областей с их спецификой и возможностями. А также принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности. Так с помощью игры выявляются индивидуальные особенности детей, устраняются нежелательные проявления в характере, и развиваются необходимые компоненты для успешного обучения: интеллектуальный (развитие умственных способностей детей), мотивационный (желание узнать новое), практический (применение полученных знаний и умений в жизни).

Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность и применение робототехники является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в игре.

Подобные виды деятельности позволяют детям в увлекательной форме развивать пространственное мышление, логику, учиться работать в команде, вовлекают ребенка в мир творчества, дают стимул для получения новых знаний. Позволяют детям мыслить творчески, анализировать.

У данных видов деятельности один источник – окружающая жизнь, и объединяются дети на основе общих интересов, совместной деятельности.

Ребенка увлекает сам процесс созидания, конструирования, программирования. В разработке маршрута, сооружении постройки, декораций, изготовлении игрушки и заключается игра. Дети договариваются: что будут строить, какими способами, распределяют роли.

В своей педагогической деятельности для развития познавательной активности детей я использую конструктор «ТИКО» и робототехнику (мини роботы BeeBot)

Конструктор «ТИКО» и мини роботы BeeBot можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и в отдельных фрагментах образовательной деятельности: фотографии, схемы – подсказки, устные словесные диктанты.

Применение данных технологий является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей:

- познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора, знакомство с азами программирования и принципами алгоритмического мышления, развитие пространственного и математического представления в процессе деятельности;

- речевое развитие: на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис), а так же использование карты-поля для мини роботов Bee Bot «Звуковой анализ слов»;

- художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора;

- физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;

- социально-коммуникативное развитие: общение и взаимодействие ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.

Совместная деятельность педагога и детей дошкольного возраста с конструктором ТИКО и мини роботами Bee Bot способствует:

- лучшему восприятию новой информации за счёт тактильных прикосновений;

- расширению кругозора ребёнка;

- расширению знаний в области окружающего мира;

- созданию психологического комфорта при обучении;

- развитию фантазии и творческих способностей.

Актуальность обеспечение развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Так же внедрения ТИКО - конструирования и робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,

- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- позволяют воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.


Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитание и развитие ребенка.

Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Развивающая предметно-пространственная среда группы является содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной в соответствии с ФГОС ДО п.п. 3.3.4.

Развивающая предметно – пространственная среда должна способствовать реализации образовательных областей в двух основных моделях организации образовательного процесса, включающих:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей;

Создавая развивающую предметно – пространственную среду ставлю перед собой определенные задачи:

1. Обеспечить условия для развития познавательных и творческих способностей детей.

2. Поддерживать познавательную активность, обеспечить ее дальнейший рост.

3. Создать условия для реализации усвоенных во время образовательной деятельности способов деятельности, приобретенных знаний.

Для решения поставленных задач провела следующую работу:


- подобрала и изучила методическую литературу, наглядно – дидактические пособия, ресурсы сети интернет по ТИКО -конструированию и робототехнике;

- создала банк методических, наглядно– дидактических пособий, подбор литературы;

- разработала методический материал для сопровождения образовательного процесса ТИКО -конструирования и робототехники в ДОО;

- провела мониторинг образовательных потребностей и профессиональных затруднений по ТИКО-конструированию и робототехнике.

Работая над созданием предметно-пространственной среды организовала центр активности «ТИКО-конструирование и робототехника», создала подиумы для мобильности моделей постройки, пальчиковый театр для инсценировки сказок, схемы плоскостных игровых ТИКО фигур, контурные схемы плоскостных игровых ТИКО фигур, альбомы с коллекциями фотографий (Игровые ТИКО фигуры, Животный мир, Техника), альбом с примерами «Замещение геометрических фигур», подобранны фигурки различных животных, мелкие игрушки для обыгрывания различных сюжетов творческих игр, так же имеются цветные карандаши, фломастеры, бумага, ножницы, клей для создания образа ТИКО фигур, различные материалы для создания декораций и украшения ТИКО фигур (шишки, ленты, разноцветная пряжа, бисер и т.д.), пазлы – декорации (Двор, Северный полюс, Африка, Лес), столы для организации выставок., карты –поля для мини-роботов BEE-BOT (Ферма; Остров сокровищ; Карта мира; Цвета и формы; Любимые сказки; Звуковой анализ слов; Безопасная дорога), карточки для разработки маршрутов для мини-роботов BEE-BOT, электронные копилки с разработками конструктов НОД по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое и социально – коммуникативное развитие.

При работе в центре активности соблюдаю основные правила: самое главное – творческий подход к проведению работы в центрах активности:

- Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций.

- Не сдерживать инициативных детей.

- Не делать за детей то, что они могут сделать или могут научиться делать самостоятельно.

- Не спешить с вынесением оценочных суждений.

- Помочь детям учиться управлять процессом усвоения знаний (прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем; учиться анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.).

Благодаря разнообразному материалу представленному в центре активности у детей наблюдается рост познавательной активности.

Например, форма работы конструирование по образцу (альбомы с коллекциями фотографий (Игровые ТИКО фигуры, Животный мир, Техника), обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

Использование различных чертежей и наглядных схем создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

Разнообразные карты – поля для мини-роботов BEE-BOT так же способствуют развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.

Коврик «Ферма». Знакомит детей с жизнью на ферме, разными видами животных и сельскохозяйственных культур.

Коврик «Остров сокровищ». Этот коврик выполнен в виде пиратской карты. Он служит полезной отправной точкой для изучения различных аспектов и целей ИКТ.

Коврик «Цвета и формы». Развивает познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины.

Коврик «Любимые сказки» помогает прививать детям любовь к художественной литературе.

Коврик «Звуковой анализ слов» способствует повышению уровня познавательной и речевой активности дошкольников.

Коврик «Безопасная дорога» помогает в игровой форме выучить и закрепить основные правила дорожного движения.

Играя с ковриком «Карта Мира» дети расширяют свой кругозор. Узнают о разных особенностях материков и стран, морей и океанов.

В процессе разработки маршрутов по карточкам у детей происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы, пространственной ориентации, словарного запаса, умения считать.

Деятельность детей в центре активности раскрывает индивидуальные возможности ребенка, формирует познавательную активность; Утверждает уверенность в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности; Обеспечивает творческую деятельность каждого ребенка. Ребенок становится более внимательным, учится мыслить ясно и четко, что отражается на его успеваемости во всех образовательных областях.

Близкие взрослые являются для детей большим авторитетом. Опыт показывает, что если родители не являются активными участниками образовательного процесса, нельзя рассчитывать на то, что усилия, которые предпринимает педагог, будут эффективны. Поэтому я работаю в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Беседа с родителями по вопросам развития познавательной активности детей выявила их недостаточную компетентность.

Для повышения уровня знаний у родителей использовались различные формы работы:

- родительские собрания с проведением мастер-классов «Применение технологии ТИКО - моделирование в педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации», «Применение ТИКО – конструирования и робототехники в непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет»;

- индивидуальные беседы «Развитие логического мышления посредствам использования конструктора ТИКО и мини роботов «Bee-Bot», «Роль семьи в развитие познавательной активности ребенка», «Организация конструктивной деятельности дома»;

- оформление информационного стенда;

- выставки фотографий;

- день открытых дверей;

- праздник для родителей.

Работа с родителями строилась на принципах:

- системность и плановость;

- дифференцированный подход к работе с родителями;

- доброжелательность;

- открытость.


Эффективность работы с родителями во многом зависела от психологического настроя, который возникал в процессе повседневных контактов с родителями.

Проявился повышенный интерес к жизни детского сада: они активны на родительских собраниях, чаще стали обращаться за советом и помощью, делятся своим опытом, откликаются на предложения воспитателя.

Наиболее результативным явилось привлечение родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят поделки из природного материала.

На данный момент более 60% родителей стали активными субъектами образовательного процесса, направленного на развитие познавательной активности детей. У родителей повысился уровень теоретических и практических знаний по данной теме.



Технологии образовательной робототехники способствуют эффективному овладению обучающимися универсальными учебными действиями, так как объединяют разные способы деятельности при решении конкретной задачи. Использование конструктора и робототехники значительно повышает мотивацию к изучению отдельных образовательных предметов на ступени дошкольного образования, способствует развитию коллективного мышления и самоконтроля.

Занятия конструированием, программированием, а также общение в процессе работы с конструктором ТИКО и мини роботами BeeBot способствовали интеллектуальному развитию детей, а именно таких качеств как: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

Интегрирование различных образовательных областей открыло возможность для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Список использованных источников

Программа дополнительного образования детей «ТИКО-конструирование» / Е. В. Михайлова, И. В. Логинова // Детский сад от А до Я. – 2011.

Инновационный проект «ТИКО – конструирование и робототехника в ДОО – первый шаг к техническому творчеству детей дошкольного возраста» /Спирина Ольга Петровна/Р.п. Малышева – 2017.

Материалы курса «Робототехника в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - Интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!