СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной активности у обучающихся с особыми образовательными потребностями на уроках русского языка и чтения средствами активных методов и приёмов обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательной  активности у обучающихся с особыми образовательными потребностямина уроках русского языка и чтения средствами активных методов и приёмов обучения. (обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)первый вариант)

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности у обучающихся с особыми образовательными потребностями на уроках русского языка и чтения средствами активных методов и приёмов обучения.»

Развитие познавательной активности у обучающихся с особыми

образовательными потребностями на уроках русского языка и чтения средствами активных методов и приёмов обучения.

В настоящее время проблема развития познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является актуальной в педагогике и психологии, так как она является одним из важнейших мотивов учения. Меняющиеся социально- экономические условия современной жизни требуют от человека теоретических знаний, нестандартного мышления и активизации его интеллектуальных способностей. В связи с этим возрастает значимость развития познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (далее –

ФГОС) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) говорится об особых образовательных потребностях, к которым относятся: развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению

взаимодействия с окружающей средой, стимулирование активности, формирование позитивного отношения к

и социального познавательной окружающему

миру. Личностные результаты освоения адаптированной

основной образовательной программы (далее – АООП) включают сформированность мотивации к обучению и познанию [46, с. 3; 28].

Русские писатели, педагоги и публицисты (В.Г. Белинский, А. И.

Герцен, Н.А. Добролюбов, К. Д Ушинский, Н.Г. Чернышевский) всегда отмечали огромное влияние интереса на качество учения, а плохое усвоение знаний было непосредственно связано с отсутствием интереса к учению и неспособностью педагогов поощрять его. Познавательная активность способствует развитию личности ребенка.

Обучая учащихся с нарушениями интеллекта, которые имеют невысокую степень мотивации к обучению, перед учителем всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Психологи убеждают, что познавательная активность качество неврожденное и непостоянное, она

2

динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. Поэтому, чтобы целенаправленно формировать интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроке, я использую различные методические и дидактические приёмы в своей работе, что помогает ученикам преодолевать их недостатки в психофизическом и интеллектуальном развитии. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно и сама по себе активность на уроке возникает нечасто. Чем глубже умственно отсталый ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет в процессе обучения, тем прочнее у него знания, умения и навыки. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность учащихся с УО в различных видах его деятельности, так как процесс познания у школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив,

эпизодичен.

Активные формы, приёмы и методы - побуждают учащихся к мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Активное обучение предполагает использование такой

активной учебным системы

методов, приёмов и форм, которая направлена на овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

  • Работа в парах и малых группах
  • Восприятие материала на определённом этапе с закрытыми глазами
  • Использование сигнальных карточек
  • Работа с интерактивной доской
  • Создание проблемной ситуации
  • Динамические паузы
  • максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;
  • широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
  • активное использование игротехники на каждом этапе занятия;

3

  • стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями, соревнования, и т.д.)

Особым видом работы по формированию познавательной активности является создание ситуации успеха на каждом уроке. Мне, как педагогу, важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение.

Большое внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения,

исходя из опыта работы, которые стимулируют познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества обучения. Подробнее остановлюсь на некоторых приемах:

  • «Зашифрованное слово» Учащиеся получают такое задание: прочитайте зашифрованную тему урока или зашифрованное слово связанное с темой урока. Тема урока: «Предложение» (ЕПЕДЖЕЛНИОР). Цель задания: тренировка логического мышления, внимания, памяти, расширение кругозора учащихся.
  • «Зашифрованное слово» Учащиеся получают такое задание: прочитайте зашифрованную тему урока или зашифрованное слово связанное с темой урока. Тема урока: «Предложение» (ЕПЕДЖЕЛНИОР). Цель задания: тренировка логического мышления, внимания, памяти, расширение кругозора учащихся.
  • «Волшебная коробочка», которая периодически появляется в классе и заставляет детей заинтересоваться и обязательно узнать, что внутри. Дети заинтригованы. Они стараются правильно ответить на вопрос.
  • «Волшебная коробочка», которая периодически появляется в классе и заставляет детей заинтересоваться и обязательно узнать, что внутри. Дети заинтригованы. Они стараются правильно ответить на вопрос.
  • Большую ценность представляют загадки и ребусы как один из видов обучающей игры. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка.
  • Большую ценность представляют загадки и ребусы как один из видов обучающей игры. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка.
  • Приём создания проблемной ситуации «Яркое пятно» В качестве “яркого пятна” могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из

художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры и

повседневной жизни, фразеологизмы, событие дня - словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом связанный с темой урока.

  • В своей работе также использую пословицы. Например, задание:
  • В своей работе также использую пословицы. Например, задание:

«Восстанови пословицы» (части которых соединены неверно) и другие. Такой материал не только увлекает, но и заставляет задуматься. Развивает у детей

4

самостоятельность, инициативу, развивает речь ребёнка, обогащает словарный запас, тренирует внимание и память, закладывает основы творчества.

  • Игра «Четвёртый лишний» Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания.

Тема: «Однокоренные слова» Ельник, ель, еловый, енот, елочка Тема: «Имя существительное» берёзка, березняк, берёза, берёзовый

Тема: « Женский род имён существительных» девочка, кормушка, кошка, диван.

  • Активным приемом является использование сигнальных карточек на уроках
  • Использую упражнения и задания творческого характера . Они отличаются

более самостоятельным, более творческим выполнением заданий. Одним из приемов для активизации деятельности учащихся на уроке - работа с небольшими тематическими кроссвордами , которые составляются на базе основного программного материала. Чтобы работать с кроссвордами учащиеся должны иметь определенный накопленный словарный запас и опыт работы с ними. На уроках кроссворды целесообразны не для проверки общей эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил.

  • Компьютерные и мультимедийные формы работы расширяют возможности развития познавательного интереса учеников с ОВЗ. Данная технология позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. На слайдах презентаций можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная . Это позволяет сформировать устойчивые визуально- кинестетические и визуально- аудиальные условно- рефлекторные связи центральной.
  • На своих уроках для активизации познавательной деятельности учащихся стараюсь создавать проблемные ситуации , ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску решения учебной задачи.

5

  • Одним из эффективных приёмов активизации обучения является метод визуализации учебной информации. Использование зрительных опор на уроке. Это могут быть картины, таблицы или схемы.

позволяет развивать

Использование приёмов визуализации

активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка,

визуальное мышление, зрительное восприятие, образное представление знаний и учебных действий. Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности . Применение визуальных приёмов на уроках русского языка имеет ряд преимуществ: чередование видов деятельности , способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке , снижает утомляемость.

  • Игры не только позволяют активизировать познавательную

деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение, не боясь отрицательной оценки или сделать что-то не так как обычно. Так, например, игра «Угадай слово».

  • «Кубик Блумa» - прием технологии критического мышления разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Работая в ре

жиме данной технологии, учитель перестаёт быть главным источником информации и превращает обучение в совместный и интересный поиск. Учащиеся

получают не готовое знание, а проблему, пути разрешения которой должен найти, используя свой опыт и познания.

Приём «Кубик Блума» уникален своей универсальностью, а также тем, что его можно применить не только в любой форме организации образовательной

деятельности и на любой ступеньке обучения, но и на любом этапе урока. Он так

же соотносится с любой темой урока. Приём "Кубик Блума" с виду простая игра, которая помогает не только запомнить, но и проанализировать, прочувствовать и понять материал. Вся уникальность заключается в том, что с помощью него можно сгруппировать все образовательные цели в 3 категории: закрепить и проанализировать определённое количество знаний; побудить эмоционально откликаться на полученные знания; применить полученные знания на практике.

Кубик представляет собой обыкновенный куб, он может быть любого размера, выполнен из любого материала. На каждой из шести граней куба написано: "назови", "почему", "объясни", "предложи", "придумай", "поделись". Учитель

6

предлагает бросить кубик, а затем ответить на вопрос, который начинается с выпавшего слова. Грани являются отправной точкой для ответа, они направляют ребенка на самостоятельный поиск путей решения проблемы во время ответа, исходя из полученных знаний. Например: 6класс Раздел: «Учитесь видеть красоту». Почему Пуговка из произведения «Пуговкин домик» уехал из родного села? Назови следующую строчку стихотворения И.Бунина Лес точно терем расписной …; Объясни кто такой грабитель в произведении Качаева Грабитель ; Предложи своё название стихотворения «Петя мечтает»; Придумай своё название к рассказу – «Отечество»; Поделись своими мыслями от прочитанного рассказа -

«Хитрюга» Далее, учащимся можно предложить поделиться на три группы и самим продолжить играть.

Например: Урок русского языка. Тема: Изменение прилагательных по родам. Назови

– «Вопрос у прилагательного женского рода»; Объясни – «Как определить род у прилагательного в словосочетании любимая мама?»; Почему – «Прилагательное в словосочетании – верный друг – мужского рода?»; П – «Прилагательное мужского рода»; Предложи – «Прилагательное к существительному – солнце … .»; Поделись – "Прилагательным среднего рода". Придумай – Прилагательное женского рода»; Расскажи - «Как определить род у имени прилагательного» Учителю для данного упражнения необходимо подготовить для каждой грани несколько вариантов вопросов, чтобы большинство учащихся смогли принять участие в данном приёме.

Этот прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

«Кубик Блума» можно использовать практически во всех образовательных областях.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей. Практика показывает, что данный прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования.

Таким образом, с уверенностью можно отметить, что использование приема «Кубика Блума» обеспечивает реальный, практический результат. У учащихся с ограниченными возможностями здоровья развиваются речемыслительные способности, раскрываются творческие возможности, а также способность решать проблемные ситуации.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке . Динамические паузы

  • пальчиковые гимнастики;

-массаж биологически активных зон;

  • дыхательные гимнастики;
  • физкультминутки и динамические паузы.

Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы – « физкультминутки» позволяют сделать

это, не выходя из класса.

Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении. Это

Физкультминутки - элементы здоровьесберегающих технологий, которые необходимо включать

в каждый урок, т.к. они играют важную роль в здоровьесбережении детей:

  • обеспечивают эмоциональный подъём учащихся;
  • снижают уровень тревожности;

7

  • способствуют формированию познавательного интереса к учёбе;
  • «разгружают» мозг за счёт работы правого полушария, отвечающего за образное мышление

(в то время, как усвоение учебного материала, интеллектуальная деятельность связаны с перегрузкой левого полушария мозга).

Упражнения на релаксацию.

Игра « Роняем руки» расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и

слегка наклоняются вперед. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение.

Пальчиковая гимнастика . Общеизвестным является факт, что движения рук

человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

В педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство

упражнения.

активизировать

для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих межполушарное воздействие.

Таковы некоторые виды, способствующих активизации

использованных мною приемов и методов, познавательной деятельности учащихся с

нарушениями интеллекта на уроках Русского языка и чтения. Все вместе взятые, приемы помогают мне воспитывать у детей стремление к знаниям, желание узнавать новое, формировать активную жизненную позицию.

Таким образом, применение активных методов и приемов активизации и стимулирования познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта, оказывает влияние на развитее познавательной активности детей в учебном процессе. Активные формы мощный стимул в обучении. Посредством их активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Активные формы обучения привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.

8

Список использованной литературы:

  • Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 1956. - С. 86- 98.
  • Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: Педагогика, 1979.
  • Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы задержки психического развития. - М. Педагогика, 1982
  • Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М.: Медицина, 1985.
  • Мамайчук И.И., Трошихина Е.Г. Особенности психической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов // Дефектология. - 1997. - №3.
  • Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б. П. Пузанова.- М.: Изд. центр «Академия», 2000.

- 267 с.

  • Отто Шпек. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А. П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. - М.: Изд. центр

«Академия», 2003. - 432 с.

  • Певзнер М.С. Дети - олигофрены. - М.: Медицина. 1959
  • Рубенштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Медицина, 1979.
  • Смолкин А.М. Активные методы обучения. М:1991
  • Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М: 1982.

9