СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие познавательной деятельности на уроках литературного чтения с использованием методов и игр ТРИЗ технологии".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Развитие познавательной деятельности на уроках литературного чтения с использованием методов и игр ТРИЗ технологии".»

«Развитие познавательной деятельности на уроках литературного чтения с использованием методов и игр ТРИЗ технологии».

Актуальностью данной темы является то, что применение современных технологий активизирует познавательную деятельность и развивает творческие способности обучающихся.

Цель: обмен педагогическим опытом

Задачи: привлечение внимания и интереса к активным методам преподавания; выявить методы технологии ТРИЗ.

Среди новых педагогических технологий, используемых на уроках, ТРИЗ- одна из интересных и развивающих технологий.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала.

Девиз тризовцев - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Чаще всего -это импровизация, игра. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше.

Выслушивать нужно каждого желающего.

Использование различных методов и игр на уроках литературного чтения повышает интерес и работоспособность, развивает творческое и критическое мышление, помогает ребенку почувствовать себя успешным и проявить лидерские качества.

Вот несколько методов и поиграть и игр.


Методы ТРИЗ.

1.Мозговой штурм

Темы мозгового штурма на уроках литературного чтения могут быть такие:

- Как победить врага, без боя и сражений («Иван- крестьянский сын и чудо- юдо»)

- Как увидеть Жар-птицу, если она не светиться («Конек –Горбунок»)

- Как достать топор из воды, не войдя в неё ( «Честный мальчик»)

- Чем занимался бы Карлсон, если б не умел летать. ( «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»)

Напомним правила мозгового штурма:

1) исключение всякой критики;

2) поощрение самых невероятных идей;

3) большое количество ответов, предложений;

4) чужие идеи можно улучшать.

2. Метод Робинзона.

Этот метод формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Педагог предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (возможные варианты: скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т.д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове есть только много ватных дисков. Как, используя только их, выжить в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.) Дети придумывают варианты одежды, строят и т.д.

Во время чтения сказки «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» можно предложить детям представить, что Карлсон оказался на острове, он не может летать и у него есть только банки с вареньем. Как ему выжить?

3. Типовое фантазирование.

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

а) уменьшение - увеличение объекта ( отправился на бой Илья Муромец - слабый, беззащитный … . Продолжи сказку);

б) наоборот ( Пятачок был недругом Винни - Пуха)

в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных); После прочтения сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино» дети придумывают нового сказочного героя из разных частей персонажей.

д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот) Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название. При чтении «Приключения Чиполлино» можно предложить оживить предметы: карету синьора Помидора и домик кума Тыквы, воду в бутылке и придумать о них историю.

Игры по технологии ТРИЗ для детей младшего школьного возраста.

Игра «Полиномы фантазии»

Загадать любое слово из 3 букв. ПУХ

Под «П» пишем слова, обозначающие предмет (существительные).

Под «У» – слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие).

Под «Х» –слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?».

Составьте предложение из слов например в комбинации 2, 3, 1.

СЛОН

Под «С» пишем слова, обозначающий предмет.

Под «Л» – слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие).

Под «О» –слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?».

Под «Н» - предлог.

Составьте предложение из слов например в комбинации 2, 3, 4,1

Игра “Хорошо-плохо”

По цепочке дети называют положительные и отрицательные качества одного и того же предмета. (“Снег”, .хорошо – . . . .Плохо – . . . и т.д.

«Варенье», хорошо - ….., плохо - …..)

«Волшебный светофор» 

Красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект.

Педагог: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части «Золотой рыбки» .

Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является рыбка.

А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.)