СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной сферы учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках швейного дела.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная  задача наших школ- подготовка учащихся к самостоятельной жизни....

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной сферы учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках швейного дела.»

ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ»

Развитие познавательной сферы учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках швейного дела

Учитель швейного дела: Соколова Марина Владимировна

  

   Основная задача наших школ – подготовка учащихся к самостоятельной жизни, помощь в успешной адаптации в обществе. Для решения этих задач необходимым условием является развитие воспитанников. Желание помочь своим ученикам – огромное, но в тоже время это – нелёгкий, кропотливый каждодневный труд.

Л. С. Выготский : «Успешность трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, во многом зависит от формирования активной позиции в отношении познавательной деятельности.» Вот почему роль первого года обучения в школьной мастерской очень велика в деле формирования положительного отношения учащихся к занятиям, и задача моя, как педагога развивать у них интерес к работе, активизировать их познавательную деятельность, выявить творческие способности. От того, как дети начнут овладевать трудовыми умениями и навыками, какие первоначальные эмоциональные впечатления получат от изготовленных изделий, как сформируется их отношение к продукту труда, к товарищам по совместной работе, во многом зависит успешность их дальнейшего обучения.

Ни один другой предмет как швейное дело не открывает простор для развития творческой активности детей, самореализации их способностей. Творческое отношение к труду воспитывается у учащихся постоянно при изучении каждой темы программы. Особенно при изучении раздела программы «Работа с тканью» для этого складываются благоприятные условия. Так, при изготовлении чертежей швейных изделий, разъясняется понятие конструирования, рассказывается для чего необходимо создание конструкции изделия на бумаге, демонстрируются конструктивные элементы изделия.

В 5 классе показываются основные принципы моделирования, рассказывается о свойствах, цвете и рисунках тканей, обращается внимание на то, как они влияют на выбор модели, на зрительное ощущение пропорций в одежде. Учащиеся самостоятельно выбирают, придумывают модели фартука, которые им хотелось бы сшить. Показываю основные принципы моделирования, затем предлагаю девочкам к нижним частям фартука, имеющим разную форму, подобрать нагрудник и карман. При этом у них развивается не только память, мыслительные способности, но и пространственное воображение. В процессе художественного моделирования учащиеся решают следующие задачи: выбирают к своей ткани для фартука отделку, украшения.

Программой для 6 класса предусмотрено изготовление поясной группы изделий. Для того чтобы вызвать интерес к предстоящей работе, использую различные наглядные пособия: (альбомы с моделями, журналы мод), знакомлю учащихся с направлениями моды. Затем мы вместе рассматриваем модели и обсуждаем их. Выбирая модель юбки, непременно следует помнить, что она должна соответствовать фигуре человека. Большое влияние на учащихся оказывают беседы о культуре ношения одежды, о том, что одежда образует с человеком единое целое, а умение опрятно, со вкусом одеваться, свидетельствует о внутренней культуре человека. Объясняя шестиклассницам, что такое ансамбль в одежде, подчеркиваю, что правильно выбранные по цвету и размеру детали костюма радуют глаз, создают ощущение гармонии.

В 7-м классе учащиеся шьют блузку с цельнокроеным рукавом на основе ночной сорочки. Направляя их внимание на то, что одним из важных способов моделирования данной группы изделий является изменение выреза горловины и выбор средств художественного оформления. В процессе работы учащиеся, самостоятельно просматривая несколько моделей, должны решить следующие задачи: -из какой ткани сшить блузку; - какими свойствами должна обладать ткань для изделия; - какие виды отделки лучше использовать для данной модели; какие способы обработки необходимо применить для данного изделия; - с какой юбкой или брюками ее можно носить. Выполняя, задания по конструированию и моделированию будущего изделия учащиеся обсуждают, и выбирают лучший вариант не только с точки зрения практической целесообразности, но и эстетических требований.

В восьмом классе, прежде чем приступить к изготовлению блузки, разъясняю, что этот вид одежды — неотъемлемая часть женского гардероба. Они одинаково хороши в сочетании с юбкой, сарафаном, брюками, костюмом. Но в любых вариантах эти предметы должны гармонировать друг с другом по цвету, форме фактуре ткани,

Таким образом, в девятом классе весь процесс изготовления изделия от выбора ткани, модели, отделочных элементов до пошива готового изделия девочки выполняют самостоятельно.

Систематически получая знания на уроках швейного дела, школьницы учатся видеть и понимать красоту, развивают свой вкус и наблюдательность. Со временем к ним приходит умение более вдумчиво работать с журналами мод, мысленно объединять детали различных моделей в комплект, свойственный своей фигуре и осанке, желание создать собственную, неповторимую модель одежды. А это уже проявление творчества и вкуса. Эстетическое воспитание на уроках швейного дела не только способствует хорошему усвоению учебного материала, но и формирует у учащихся живой интерес к предмету.

Учителю хочется дать учащимся как можно больше знаний, умений и навыков по своему предмету, привить интерес к урокам швейного дела. Провожу различные мероприятия, которые нравятся школьникам. Девочки очень любят участвовать в различных конкурсах и выставках, и здесь нет предела их творчества. Интересные работы для выставки девочки выполняют в технике аппликации: «Дама в шляпе», «Соседки за самоваром», «Грустная панда», «Коты на крыше», мягкая игрушка, тренажеры для первоклассников «Мягкий алфавит», «Считаем до десяти», «Розовая хрюшка», демонстрируют свои сарафаны, пижамы, блузки, халатики. Уроки швейного дела дают широкие возможности для развития творческих способностей. Девочки становятся художниками, воплощают свои замыслы. В процессе работы развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика, внимание, память. Таким образом, вкладывая себя в творческую деятельность, учащиеся изменяются, совершенствуются. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

Исходя из вышесказанного, целью моей работы является: создание условий для формирования творческой, активной личности, способной приобретать знания и применять их для решения практических задач в учебной и внеклассной деятельности.

Задачи:

1.Рассмотреть возможность развития творческих возможностей учащихся с ОВЗ на уроках трудового обучения.

2.Выявить уровень развития творческих способностей учащихся. 3.Теоретически разработать, апробировать и проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения.

4.Определить и апробировать методы и приёмы, способствующих формированию познавательных способностей и творческих возможностей учащихся в процессе обучения.

5.Определить педагогические условия, при которых формируются познавательная потребность и творческие способности учащихся. 6.Проанализировать полученные результаты.