СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательных интересов на уроках технологии посредством творческой, практической деятельности в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по теме "Развитие познавательных интересов на уроках технологии посредством творческой, практической деятельности в условиях реализации ФГОС" подготовлен Тарасовой Татьяной Алексеевной учителем технологии МБОУ "СОШ №4" г. Скопина Рязанской области к заседанию ГМО учителей технологии школ города для проработки темы заседания: "Инновационные подходы к организации методической работы как необходимое условие профессиональной компетенции педагога" в 2019-2020 учебном году

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных интересов на уроках технологии посредством творческой, практической деятельности в условиях реализации ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» муниципального образования –

городской округ город Скопин Рязанской области


391803, Рязанская область, г. Скопин, Автозаводской микрорайон, д.6 тел./факс: (49156) 5-12-31

e-mail: [email protected]









Выступление


Тема:

Развитие познавательного интереса

на уроках технологии

посредством творческой практической деятельности

в условиях реализации ФГОС


Подготовила:

Учитель технологии МБОУ «СОШ №4» г. Скопин

Тарасова Татьяна Алексеевна


Заседание ГМО учителей технологии 31.10.19г












г. Скопин


2019- 2020 учебный год

Развитие познавательного интереса на уроках технологии посредством творческой практической деятельности в условиях реализации ФГОС

Под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес - мощный побудитель активной личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.

В формировании познавательного интереса обучаемых выделяется несколько этапов.

  1. Любопытство - естественная реакция человека на все неожиданное, интригующее.

Любопытство, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, Это неустойчивый, ситуативный интерес.

Для того чтобы ученикам стало любопытно, использую различные приемы.

Прием «Удивляй!»

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не

стимулирует работу ума, как удивление.

Пример:

Кулинария 5 класс

Тема: «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий».

  • Учитель: Раньше, в крестьянских семьях из круп варили не только каши, супы и пекли хлеб, но и гадали. Под Новый год глава семейства подкидывал к потолку пригоршню каши и вся семья гадала, если прилипло к потолку много каши, то год будет сытным и урожайным! Ну, а весёлым начало года было точно!

Пример:

Кулинария 5 класс

Тема: «Блюда из яиц».

Учитель: Во Франции поставили памятник повару Эскофье, который мог

приготовить из яиц более 8000 блюд!

Пример:

Конструирование и моделирование 7 класс

Тема: «Поясное изделие. Юбка».

  • Учитель: У древних людей была одна юбка: «и в пир, и в мир и в добрые люди». По праздникам она одевалась на чистую сторону, а во время выполнения работы на грязную, рабочую.

Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое

эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует

об интересе к только что услышанному.

Прием «Отсроченная загадка».

Пример:

Кулинария 7 класс

Тема: « Блюда из молока».

Загадку задаю в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок.

  • Учитель: Что общего между ёжиком и молоком? Существует удивительное свойство, присущее обоим: при опасности сворачиваться!

Прием « Практичность теории».

При использовании данного приема создаётся установка на

необходимость изучения материала в связи с его хозяйственной ценностью,

практической значимостью для учащихся.

Пример:

Тема: «Текстильные материалы из химических волокон и их свойства». (6 кл.)

  • Ткани из натуральных волокон сильно мнутся, что, несомненно, является их недостатком. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?

Пример:

Тема: « Здоровое питание».(5класс).

  • Почему врачи рекомендуют потреблять витамины для профилактики и лечения простудных заболеваний?

Данный прием заставляет учащихся почувствовать не только значимость

материала, но и причастность к явлению.

  1. Любознательность - учащийся проявляет желание глубоко разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроке, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении проектов, читает дополнительную литературу, конструирует. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадает.

Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность стремиться сформировать учащихся устойчивый интерес к предмету.

Помощью учителю является то, что в учебниках Технологии ведения дома под редакцией Н.В.Синицы, В.Д.Симоненко 5-7 классы в конце почти каждого параграфа есть задания под значком «Ищем в Интернете нужную информацию». У меня эти задания необязательные. Ученицы выполняют их по желанию. Многие ученицы подготавливают интересные сообщения. Иногда девочки увлекаются материалом, консультирую, как отбирать основное. Начиная с 5 класса, обучаю составлению презентаций по рекомендуемым темам. В учебниках есть задания, где каждая ученица должна уметь составить презентацию по заданной теме.

С использованием информационных технологий стала наблюдаться динамика познавательной активности учащихся.

  1. Интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Поскольку познавательный интерес выражается в стремлении глубоко изучить данный предмет, вникнуть в сущность познаваемого, то развитие и становление интереса наблюдается в условиях развивающего обучения. Опыт самостоятельной деятельности учит тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности - познавательный интерес.

Важным приемом развития познавательной интереса учащихся является формирование у них положительной мотивации обучения.

«Без мотива любая деятельность, в том числе и учебная, никогда не будет эффективной».

Э.М.Браверман.

Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в дальнейшем овладеть желаемой специальностью, чувство долга, ответственности перед коллективом, родителями. Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, он для них более значим (имеет личностную ценность), потому является действенным, реальным мотивом учения. Это произойдет, если процесс познания будет для них привлекательным.

Одним из способов развития познавательного интереса на уроках технологии посредством творческой практической деятельности является метод проектов.

Внедрение проектной методики активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся.

Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющего практическую значимость.

Проекты, выполняемые учащимися на уроках технологии носят практико-ориентированный характер, направлены на достижение определенного результата проектной деятельности, который отвечает интересам участника или участников этой деятельности.

Цели проектирования.

Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике.

Проектный метод позволяет:

научить учащихся самостоятельно, критически мыслить;

приобщаться к практической деятельности

связывает тему исследования с другими учебными дисциплинами.

В проектной деятельности меняется роль учителя: он направляет мысль ученика в нужное русло самостоятельного поиска. В проектной деятельности учитель выступает как консультант.

Процесс проектирования вырабатывает у учащихся свой собственный аналитический взгляд на информацию.

Выбор тематики проектов может быть различным.

Классификация проектов:

  1. По доминирующей в проекте деятельности:

- исследовательские;

- творческие;

- ролевые, игровые;

- ознакомительно-ориентировочные (информационные);

- практико-ориентированные (прикладные).

  1. По предметно-содержательной области:

- монопроекты - в рамках одной области знаний;

- межпредметные - на стыке различных предметных областей.

  1. По количеству участников проекта:

- индивидуальные (личностные);

- парные;

- групповые;

- коллективные;

- массовые.

  1. По продолжительности выполнения:

- краткосрочные (несколько уроков) - для решения небольшой проблемы или части крупной проблемы;

- средней продолжительности (от недели до месяца);

- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Этапы выполнения проекта

1. Подготовительный этап:

  • выбор учащимся темы проекта, его обоснование и формирование мотивов выполнения;

  • определение совместно с учителем необходимого объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта;

  • составление учащимся с помощью учителя плана работы по реализации проекта;

  • определение необходимых материальных и финансовых затрат для изготовления проектируемого изделия;

2. Конструкторский этап:

  • рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта и отбор наиболее оптимального из них;

  • сбор и обработка требуемой информации;

  • разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объема труда;

  • разработка соответствующей технико-технологической документации, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов.

3. Технологический этап:

  • выполнение учащимся проекта с учетом требований технологии и дизайна;

  • текущий контроль и корректировка его деятельности учителем; соблюдение правил техники безопасности.

4. Заключительный этап:

  • самооценка качества выполненной работы (соответствие задуманной конструкции, технологичность, экологическая безопасность);

  • расчет экономических затрат на выполнение проекта;

  • защита проекта в коллективе (представление необходимой документации, показ изделия).

В программу по технологии включены учебные проекты:

5 класс

«Планирование кухни-столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Фартук для работы на кухне», «Лоскутное изделие для кухни-столовой».

6 класс

«Растение в интерьере жилого дома», «Приготовление воскресного семейного обеда», «Вяжем аксессуары крючком».

7 класс

«Умный дом», «Праздничный сладкий стол», «Подарок своими руками».

В каждом проекте прорабатываются определенные пункты. В совокупности во всех проектах прорабатываются все этапы.

Самостоятельные творческие проекты готовят ученицы победительницы школьного этапа Всероссийской олимпиады по технологии для участия в муниципальном этапе олимпиады. В прошедшем учебном году в городской олимпиаде участвовало 6 учениц 7-10 классов. Участницами были подготовлены следующие творческие проекты: «Ловец снов» - Маркова Ирина 10 класс, Картина «Во сне» - Мартынова Софья 10 класс, «Декоративный камин» - Федюкина Юлия 9 класс, «Интерьерное украшение «Зонтик» - Гвоздецкая Марина 8 класс, «Свинка-талисман» - Николаева Карина 7 класс, Панно «Прогулка на велосипеде» - Ризаметова Оля 7 класс.

Все работы требовали консультации учителя, корректировки материала, согласно требованиям к работе для участия в олимпиаде.

Значимыми творческими проектами были работы Кулешовой Анастасии «Секиринские полотенца» И Марковой Ирины «Любимой школе 35 лет».

Кулешова Анастасия 8 класс в 2016-2017 учебном году участвовала в школьном, муниципальном, областном этапах XI областного конкурса по школьному краеведению «Рязанская земля. История. Памятники. Люди» Секция «Этнография». Для участия в конкурсе был предоставлен исследовательский проект «Секиринские полотенца». Была проведена большая поисковая работа. Второе место в городе и диплом в области были наградой.

Маркова Ирина 8 класс в 2016-2017 учебном году участница двух этапов Областного Смотра - конкурса ландшафтных проектов территорий образовательных организаций «Цвети, Рязанская земля!» Был разработан и осуществлен учениками школы во время летней трудовой практики проект – дизайн «Любимой школе 35 лет». Результат: второе место по области и диплом были наградой.

Использование методов проектов формирует у учащихся умение планировать свою деятельность, осознанно воспринимать необходимую информацию, творчески использовать багаж знаний и умений при изготовлении объектов труда.

Применение творческих заданий на уроках технологии.

Важнейшую роль в формировании мотивации играет использование

творческих познавательных заданий в учебной деятельности.

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с

другими предметами учащимся предлагаются творческие задания.

Способы и виды заданий достаточно разнообразны:

  • составление кроссвордов;

  • сочинение сказок или стихотворений о каком – либо объекте;

  • выполнение рисунков;

  • изготовление аппликаций из различных видов ткани

  • сбор и оформление коллекций ручных и машинных швов;

  • выполнение практических заданий, проектов.

Рамки урока зачастую не позволяют в достаточной мере удовлетворить

интерес учащихся к значимым и полезным для них вопросам. Поэтому, если в ходе изучения темы возникают вопросы, это приветствуется. Ответ предлагается найти самостоятельно. Учащиеся собирают и анализируют информацию, при необходимости помогаю им обобщить материал, оформить работу. Творческие задания дают возможность проявить себя.

Такая форма работы помогает учащимся лучше воспринять и усвоить учебный материал, способствует развитию познавательного интереса, творческих способностей, фантазии, самостоятельности.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна.

Всему в школе научить нельзя, поэтому важно учить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы. Технология открывает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать.




9