Тема: «Развитие познавательных процессов
в работе педагога-психолога».
Козырева Марина Евгеньевна.
Город Оренбург .МОАУ «Гимназия № 6».
Тема: «Развитие познавательных процессов
в работе педагога-психолога».
Выступление
Специфика работы педагога- психолога в общеобразовательном учреждении состоит в том, что он должен владеть большим количеством различных игровых технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать.
Ценность игры заключается и в том, что она позволяет создавать детям различные формы общения. Развивается так же умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, взаимодействовать и сотрудничать в коллективе.
Без использования игровых технологий немыслима работа педагога- психолога. Игра для ребенка – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, может увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др.
Игровые технологии в работе психолога применяются с целью:
-диагностики
-оказания первичной психологической помощи
-осуществления коррекционно-развивающей работы (как индивидуальной, так и групповой).
В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки. Дети учатся умению сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, довести дело до конца, умению представить, почувствовать, что думают, что переживают другие.
Таким образом, игра способствует формированию таких интегративных качеств личности дошкольника как "любознательность, активность", "способность управлять своим поведением и планировать действия", "способность решать интеллектуальные и личностные задачи", развитие умственных способностей, произвольности психических процессов, творческой активности, что имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.
На занятиях я решаю основные задачи для развития социально-коммуникативного развития с использованием резиночек и специальной доски с канцелярскими кнопками.
В работе с детьми: развиваем мелкую моторику кисти и пальцев; развиваем навык ориентирования в пространстве; развиваем воображение ; развиваем логическое мышление; прививаем навык построения симметричных и несимметричных фигур и узоров; развиваем навык конструирования фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму или собственному замыслу
Практическая часть .
Уважаемые коллеги, я вам предлагаю попробовать выполнить несложные заданий. Перед Вами дощечки ,попробуйте построить любую фигуру из резиночек на дощечках с гвоздиками.
Потом усложняю задачу - "нарисовать" квадратики и "замостить" ими все поле, ни один пенечек не должен остаться без внимания ))). Тут же могут быть и прямоугольники и треугольники. Напиши букву.
Опять-таки удивили дети (7-9 лет), когда предложили рисовать букву по очереди, но не каждый свою букву, а каждый рисовал один элемент буквы "ты будешь эту палочку "рисовать", а я эту..." )))
Порадовалась, что как минимум договариваться я их научила!
Так, в процессе моих наблюдений, появились две игры не с дощечкой, а с резинками ))).
Неожиданную идею подали дети 8-10 лет, они стали выкладывать дорожку из резинок-колечек и, без каких-либо комментариев с моей стороны, их пальчики-ножки начали гулять по этой дорожке! Да, мы раньше строили с ними из других материалов разные дорожки, но использовать этот материал я не догадалась )))
Заключение :
Предложенная методика дает возможность определить психологические межличностные отношения ,сплотить класс. Учитывая ослабленность мотивационной сферы детей ,во время работы дощечки с гвоздиками решается одна из основных педагогических задач –формирование учебных мотивов, формируется активная позиция тревожность детей. Системное проведение упражнений, игр, тренингов , используя дощечки с гвоздиками и дощечки с методом шнуровки даёт положительные результаты.
Отмечается повышение уровня слуховой памяти у детей , восприятия, воображения, снижение уровня тревожности. К концу 2021 учебного года, по динамики наблюдения проведённой работы с детьми , уровень познавательных процессов, а также социально-коммуникативных способностей значительно повысился.