Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ средствами нетрадиционных техник рисования.
Восприятие — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира и заключается в отражении предмета или явления при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта происходит видоизменение структуры действий с объектом (за счет погружения).
Немецкий врач, физиолог и психолог Вильгельм Максимилиан Вундт с точки зрения эмпирической психологии заявлял о том, что механизм восприятия таков: раздражение органов чувств воспринимаемым объектом вызывает в сознании индивида соответствующую мозаику ощущений, которая затем связывается с кинестетическими ощущениями и прошлым опытом.
Таким образом, человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы.
Основными у человека являются первые три канала восприятия информации. В зависимости от того, какой из трёх будет ведущим, каждого человека относят к аудиалам, визуалам или кинестетикам. Особенности того или иного вида восприятия проявляются достаточно рано в поведении ребенка.
Аудиал. - это ребенок, который лучше всего воспринимает информацию на слух. Для него важны интонации, тембр голоса, то есть не то, что говорят, а то, как говорят.
Визуальное восприятие — зрительное. Такие дети ориентируются прежде всего на образы, картинки
Кинестетики – это дети, которые всё воспринимают через ощущения, чувства и движение, все стремятся исследовать на ощупь.
Редко можно встретить человека с одним ярко выраженным видом восприятия, у большинства людей он смешанный. Но доминирующий способ восприятия остается на всю жизнь. Но не следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.
Можем ли мы задействовать все каналы восприятия информации при развитии познавательных процессах на уроках русского языка, чтения, музыки для того, чтобы все дети смогли усвоить в достаточной степени материал? Скорее нет. А уроки изобразительной деятельности и трудового воспитания дают нам такую возможность. Конечно, существует школьная программа, которая регламентирует нам тематику и направленность проведения уроков. Но ни один автор не запрещает нам вносить изюминку, творчество и неординарность в наши уроки.
Внимание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью. Эти недостатки внимания особенно выступают при длительном выполнении однообразных заданий, которыми, к сожалению, нам приходится пользоваться на основных школьных предметах, таких как русский язык, математика, чтение. Как известно, огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Творческая деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем творческая деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, изобразительная деятельность развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).
Когда ребёнок собирается осуществлять творческую деятельность, то у него возникают разные замыслы, которые нередко оказываются нереализованными из-за недостатка изобразительных умений. Данную проблему помогают решить нетрадиционные техники рисования, которые демонстрируют необычное сочетание материалов и инструментов. Рисование нетрадиционными способами снимает противоречие между замыслами, желаниями и возможностями детей. Художественная деятельность становится привлекательной для детей с любыми способностями: дети становятся более уверенными, раскрепощенными, эмоциональными, уверенными, активно фантазируют. Им доставляет удовольствие то, что решать изобразительную задачу можно разными способами. Таким образом, повышается интерес к художественной деятельности вообще.
В процессе такого рисования ребенок учится видеть необычное в обычном, учится действовать не по шаблону, смело отходит от штампов. Дети становятся наблюдательнее и воспринимают мир сложнее и разнообразнее, внимательнее относятся к окружающему миру и к себе. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Как известно, дети с ОВЗ часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, а при рисовании по представлению - память. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т. п. Создание образа невозможно без обобщения, без целостного восприятия предметов. На основе умственных операций ребенок представляет результат своей работы, учится оперировать понятиями. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения. Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, школьникам предоставляется возможность экспериментировать. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветового восприятия. Всё вышесказанное упоминается в требованиях ФГОС для детей НОО, следовательно, нетрадиционные техники как нельзя лучше помогают нам реализовывать государственный стандарт в учебной деятельности.
Начиная использовать нетрадиционные техники рисования, следует придерживаться принципа постепенного расширения содержания работы:
- от простого к сложному (рисование отдельных предметов рисование сюжетных эпизодов сюжетное рисование);
- от готового материала к самоизготовленному;
- от подражания к самостоятельному выполнению;
- от одинарного вида использования к смешанной технике.
Хотелось бы привести несколько наиболее распространённых нетрадиционных техник рисования, которые мы с ребятами используем и планируем далее осваивать на уроках изобразительной деятельности.
Пальцеграфия (рисование ладонью, ребром, кулаком, пальцами) является наиболее эффективной техникой для развития мелкой моторики. Известно: рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление.
Техника «Оттиск» (рисование различными штампами: от покупных до сделанными самостоятельно из картофеля, мятой бумаги, пробки и т.д) помогает познакомить ребёнка с пятном, фактурой, цветом. С помощью данной техники ребёнок учится регулировать силу нажима, что является развитием зрительно-двигательной координации.
Техника «Рисование мыльными пузырями» способствует развитию творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. Школьник начинает оперировать понятиями «объём» и «плоскость».
Техника «Монотипия» развивает воображение и цветоощущение, даёт возможность анализа цветового пятна с последующим преображением его в фигуру.
Техника «Кляксография» или по-другому раздувание рисунка «от пятна» развивает фантазию, а следовательно, наглядно-образное и наглядно-логическое мышление, что наиболее затруднено в развитии у детей с ОВЗ, а также ориентировку на листе бумаги, координацию и глазомер.
Техника «Набрызг» способствует развитию у ребёнка навыков самоконтроля, а также координации своих движений, формирует у ребёнка адекватную самооценку, т.к качество исполнения работы в данной технике будет зависеть только от самого ребёнка. С помощью данной методики ребёнку будет легче понять теорию об явлениях природы и их свойствах.
Техника « Тычкование» стимулирует развитие мелких мышц кисти руки, поэтому детям впоследствии легче овладевать и другими способами рисования. Данный метод вырабатывает у ребёнка терпение и усидчивость, сосредоточенность и самоконтроль. Чаще всего данный метод выполняется ватными палочками и помогает ребёнку создать объём в рисунке. Многие сочетают этот метод с аппликацией ватой. Изначально вата создавалась из хлопка, поэтому на ощупь и по внешнему виду она очень похожа на шерсть животных, а также на мягкий пушистый снег. Такие сравнения помогут овладеть знаниями об окружающем мире детям кинестетикам .
Техника « Граттаж» наиболее эффективная техника в стимулировании познавательного интереса, активизируется самостоятельная мыслительная деятельность. Ребёнок, процарапывая острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью как бы заглядывает, открывает для себя процесс «проявления» гравюры. Данная методика как ничто иное показывает ребёнку, что такое сила нажима, ровность линий.
Техника «Рисование солью» позволяет детям познакомиться с солью не только как с продуктом питания, но и средством для творчества. А значит, провести исследовательскую деятельность, проанализировать данный продукт. В ходе работы с мелкими кристаллами развивается мелкая моторика, зрительно-двигательная координация.
Выполняя работу с помощью данных методик, ребёнок подключает в работу все виды восприятия, что наиболее эффективно для развития психических процессов.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что нетрадиционные техники рисования помогают детям развить не только вышеперечисленные психические процессы, такие как память, мышление, воображение, через ведущую систему восприятия, но и такое сложное ощущение, как кинестезия. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. С помощью данных техник развивается мозолистое тело, повышается стрессоустойчивость, синхронизируется работа полушарий, улучшаются мыслительная деятельность, а также память и внимание, облегчается процесс чтения и письма. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы учащихся в целом.