СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательных способностей младших школьников с ОВЗ (с нарушением интеллекта) через решение логических задач, ребусов, кроссвордов, головоломок

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие интеллектуальных способностей детей с овз

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных способностей младших школьников с ОВЗ (с нарушением интеллекта) через решение логических задач, ребусов, кроссвордов, головоломок»

Развитие познавательных способностей младших школьников с ОВЗ  (с нарушением интеллекта ) через решение логических задач, ребусов, кроссвордов, головоломок Ф.И.О. педагога: Крыжановская Ф.Г.

Развитие познавательных способностей младших школьников с ОВЗ (с нарушением интеллекта ) через решение логических задач, ребусов, кроссвордов, головоломок

Ф.И.О. педагога:

Крыжановская Ф.Г.

Цель : развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Задачи: создавать условия для развития у младших школьников познавательных интересов, логического мышления, внимания и памяти, пространственного воображения; учить планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией; учить использовать накопленные знания и навыки на различных моментах урока и различных предметов учебного плана, а так же в повседневной жизни.

Цель : развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Задачи:

  • создавать условия для развития у младших школьников познавательных интересов, логического мышления, внимания и памяти, пространственного воображения;
  • учить планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией;
  • учить использовать накопленные знания и навыки на различных моментах урока и различных предметов учебного плана, а так же в повседневной жизни.
Интеллектуальное развитие младших школьников с ОВЗ через решение ребусов, кроссвордов, головоломок, загадок должна базироваться на следующих  принципах :   Безоценочность - любая оценка способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Отсутствие соревновательного момента. Создание мотивации по типу игровой. Наличие элементов занимательности. Доступность по изложению. Красочность оформления. Эмоциональная окрашенность занятий.

Интеллектуальное развитие младших школьников с ОВЗ через решение ребусов, кроссвордов, головоломок, загадок должна базироваться на следующих  принципах :

  • Безоценочность - любая оценка способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках.
  • Отсутствие соревновательного момента.
  • Создание мотивации по типу игровой.
  • Наличие элементов занимательности.
  • Доступность по изложению.
  • Красочность оформления.
  • Эмоциональная окрашенность занятий.
Использование загадок в работе с детьми с ОВЗ   Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она «доставляет уму ребенка полезное упражнение» [Ушинский К.Д. Родное слово – Собр. Сочинений М-Л, 1949].

Использование загадок в работе с детьми с ОВЗ

Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей.

Она «доставляет уму ребенка полезное упражнение» [Ушинский К.Д. Родное слово – Собр. Сочинений М-Л, 1949].

              На какие цифры похожи эти предметы?  Загадки можно предлагать детям в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Загадки можно использовать и в завершении деятельности. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словами. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления.

На какие цифры похожи эти предметы?

Загадки можно предлагать детям в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Загадки можно использовать и в завершении деятельности. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словами. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:   воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы.  Это особенно актуально для детей, имеющих задержку психического развития, т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования психических процессов и правильной речи ребенка.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

  • воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
  • стимуляция умственной активности;
  • развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
  • расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
  • развитие сенсорной сферы.

Это особенно актуально для детей, имеющих задержку психического развития, т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования психических процессов и правильной речи ребенка.

   Игра «Ну, погоди!»  Цель:  повторение порядкового счета ;  развитие внимания, логического мышления.  - Если расставим все числа правильно, то волк не догонит зайца.   

Игра «Ну, погоди!» Цель:  повторение порядкового счета развитие внимания, логического мышления. - Если расставим все числа правильно, то волк не догонит зайца.  

Игра «Загадки Мудрого портфеля»   Цель .  Уточнить представления о значении учебных принадлежностей. Оборудование .  Портфель, в котором находятся учебная книга, карандаш, тетрадь. Ход игры . В класс входит Мудрый портфель. Он приветствует детей, знакомится с каждым ребенком. В процессе беседы он сообщает детям то, что он знает загадки обо всем, что есть в школе и предлагает детям отгадать некоторые из них. Отгадывая загадку, дети четко проговаривают слово-отгадку. Мудрый портфель расспрашивает о нужности данных учебных вещей в процессе обучения.

Игра «Загадки Мудрого портфеля»

Цель

Уточнить представления о значении учебных принадлежностей.

Оборудование

Портфель, в котором находятся учебная книга, карандаш, тетрадь.

Ход игры . В класс входит Мудрый портфель. Он приветствует детей, знакомится с каждым ребенком. В процессе беседы он сообщает детям то, что он знает загадки обо всем, что есть в школе и предлагает детям отгадать некоторые из них.

Отгадывая загадку, дети четко проговаривают слово-отгадку. Мудрый портфель расспрашивает о нужности данных учебных вещей в процессе обучения.

 Очень важным условием является обращение к занимательным формам познавательной деятельности. В этом возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребёнка. Поэтому, чтобы увлечь детей, приохотить к сложной интеллектуальной деятельности, необходимо начинать с игровых, занимательных форм, чтобы потом, когда интерес будет сформирован, и удовольствие будет доставлять сам процесс познания, можно переходить к более серьёзным формам Логические задачи формируют нестандартное мышление. Они являются одним из видов “пищи для ума”. Как и любая пища, пища для ума должна быть сбалансированной и разнообразной. А логические задачи - это как бы “вкусняшки” для ума. Детям очень нравятся логические задачи и загадки. Они с удовольствием и большой увлеченностью решают их.

Очень важным условием является обращение к занимательным формам познавательной деятельности. В этом возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребёнка. Поэтому, чтобы увлечь детей, приохотить к сложной интеллектуальной деятельности, необходимо начинать с игровых, занимательных форм, чтобы потом, когда интерес будет сформирован, и удовольствие будет доставлять сам процесс познания, можно переходить к более серьёзным формам Логические задачи формируют нестандартное мышление. Они являются одним из видов “пищи для ума”. Как и любая пища, пища для ума должна быть сбалансированной и разнообразной. А логические задачи - это как бы “вкусняшки” для ума. Детям очень нравятся логические задачи и загадки. Они с удовольствием и большой увлеченностью решают их.

Ребусы - подобные развивающие задания помогут лучше развивать логическое мышление у ребенка любого возраста. Правда учтите, что на первоначальном этапе они должны быть максимально простыми.

Ребусы - подобные развивающие задания помогут лучше развивать логическое мышление у ребенка любого возраста. Правда учтите, что на первоначальном этапе они должны быть максимально простыми.

Игры на комбинирование: игры-головоломки или геометрические конструкторы (танграм, пифагор и др.), игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и др. - предусматривающие умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

Игры на комбинирование:

  • игры-головоломки или геометрические конструкторы (танграм, пифагор и др.), игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и др. - предусматривающие умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.
 Игра«Треугольники»  Цель:  развитие восприятия формы предметов.  На рисунке изображены треугольники: Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изображено на рисунке?   

Игра«Треугольники» Цель:  развитие восприятия формы предметов. На рисунке изображены треугольники: Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изображено на рисунке?  

Игры на планирование:  лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками –  направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что дети могут определить, какие действия следует осуществить раньше, а какие - позже.

Игры на планирование:

лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками –  направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что дети могут определить, какие действия следует осуществить раньше, а какие - позже.

Проводите туриста до палатки

Проводите туриста до палатки

Игры на формирование умения анализировать:  найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы  – предусматривают умение объединять определенные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предметы по принципу “из чего состоит, что делает”.

Игры на формирование умения анализировать:

найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы  – предусматривают умение объединять определенные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предметы по принципу “из чего состоит, что делает”.

Продолжи ряд изображений

Продолжи ряд изображений

Игра «Собери слово»  Вы сможете прочитать слово, если расставить буквы по росту

Игра «Собери слово» Вы сможете прочитать слово, если расставить буквы по росту

.   В своей работе часто использую логические игры, головоломки, кроссворды и т.д. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата  .  Только комплексный подход к процессу коррекции речи, развитию мышления у детей может дать хорошие результаты, так как все психические процессы взаимосвязаны. В структуру планирования своей деятельности, ввожу игры и упражнения на развитие восприятия, внимания, мелкой моторики руки, которые положительно влияют на умственное развитие ребёнка

.

В своей работе часто использую логические игры, головоломки, кроссворды и т.д. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата . Только комплексный подход к процессу коррекции речи, развитию мышления у детей может дать хорошие результаты, так как все психические процессы взаимосвязаны. В структуру планирования своей деятельности, ввожу игры и упражнения на развитие восприятия, внимания, мелкой моторики руки, которые положительно влияют на умственное развитие ребёнка

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Скачать

© 2020 1376 8

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!