СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста»«Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

Просмотр содержимого документа
««Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста»»

«Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

Худякова Т.С., воспитатель, ВКК

МАДОУ – детский сад общеразвивающего вида № 479 «Берег Детства»

Математическое развитие дошкольников по своему содержанию на должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует внимание, воображение, речь. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое и порой скучное обучение счетным операциям не обеспечивает ребенку его всестороннего развития.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Детям кажется, что они играю. Но незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Задача взрослого – подержать интерес ребенка.

Во ФГОС ДО, на которые ориентировано дошкольное образование не существует раздела «Математическое развитие». В образовательной области «Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формирование математических представлений». В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования образовательная область «Познавательное развитие» предполагает:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности.

Одной из актуальных проблем дошкольного образования является развитие познавательных интересов и способностей детей дошкольного возраста, в том числе развитие интеллектуальных способностей. Ребенок с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, легче адаптируется в новой обстановке. Поэтому формирование элементарных математических представлений по праву занимает важное место в системе дошкольного образования. Любая задача, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача- это найти путь решения, который реализуется средствами игры и в игровых ситуациях. Важно научить ребенка не только считать, измерять, но развивать у него способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка. В Учреждении используются разнообразные развивающие игры и педагогические технологии палочки Кюизенера, развивающие игры Воскобовича, Кубики Зайцева и т.д., разработан практический материал: цикл мероприятий с логическими блоками Дьенеша, Палочками Кюизенера, который реализуется в центре «Математики». Наиболее эффективным пособием являются Логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными, как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

В процессе различных действий с блоками дети сначала учатся выявлять и абстрагировать одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями сравнивать, классифицировать, анализировать и т.д. по двум свойствам, позже по трем, четырем свойствам.

Очень важны карточки с отрицанием свойств: не синий, не желтый, не круглый и т.д. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Выкладывая карточки, которые рассказывают о свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому. А корточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению. Для проведения некоторых игр и упражнений использовала вспомогательный материал: игрушки, обручи, веревочки и пр. В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть. При работе с ЛБД. использую альбомы, схемы, карточки.

В работе используются Деревянные конструкторы для каждой возрастной группы — это конструктор определенного вида — это удобный дидактический материал. Разноцветные детали помогают ребенку не только выучить называния цветов и геометрических плоских и объёмных фигур, но и понятия «больше-меньше», «выше-ниже», «шире-уже».

С младшего возраста используются задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Всю свою работу строю от простого к сложному. Очень нравиться использовать такие игры как «Сложи квадрат или круг из 2,3,4,5,6 частей». В таких играх формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Со второго полугодия младшей группы подключаю игровизор. Это интеллектуальный тренажёр. При использовании которого развивается мелкая моторика руки, точность движений, происходит подготовка руки к письму, ориентировка на листе бумаге. В старшем дошкольном возрасте это уже рисование по клеточкам.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Такие игры интересны и детям и взрослым. Детей увлекает результат - составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Из многообразия математических игр и развлечений доступным и интересным в дошкольном возрасте являются загадки, задачи-шутки.

Данная работа является эффективной для развития познавательных способностей дошкольников. Усвоению достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.

Эффективность использования наглядных пособий в качестве средств математического обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам, таким как игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера и т.д.. Использование игр разнообразило процесс формирования познавательных способностей у детей к образовательной деятельности.