Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО.
Слайд 2 «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».
Ш.А. Амонашвили.
Слайд 3 Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) закрепил в портрете выпускника начальной школы такие качества, как любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; уверенность в своих силах, способность к организации собственной деятельности.
Девиз активного ученика: «Если не знаешь, то узнай; если не умеешь – научись».
Слайд 4 В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие инициативы, ответственности личности как условия её самоактуализации», то есть стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, в том числе и познавательной активности.
Слайд 5 Что же такое познавательная активность?
«Познавательная активность – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности».
Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития.
Слайд 6 Существуют объективные показатели уровня познавательной активности. К ним относятся: стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач.
Слайд 7 Все это даёт возможность выделить следующие уровни проявления активности: нулевой, относительно-активный, исполнительно-активный и творческий. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на относительно-активный и т.д.
Слайд 8 Учащимся с нулевым уровнем познавательной активности несвойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой учеников нужно помнить о том, что они медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно. В момент ответа не стоит перебивать их или задавать неожиданные каверзные вопросы.
Слайд 9 Для учащихся с относительно-активным уровнем познавательной деятельности характерна заинтересованность только в определённых учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычными приёмами преподавания. Такие ученики с желанием приступают к новым видам работы, однако, при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Стратегия учителя в работе с относительно активными учащимися заключается в том, чтобы помочь им включиться в учебную деятельность. Но и поддерживать для них эмоционально-актуальную атмосферу на протяжении всего урока.
Слайд 10 Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Они всегда выполняют домашние задания, помогают учителям, главное в них - стабильность и постоянство. Именно на данную категорию учащихся опирается учитель при изучении новой темы; именно эти школьники выручают учителя в трудных учебных ситуациях. Однако и у этих учащихся есть свои проблемы. Их называют “зубрилками” за усидчивость и прилежание.
Кажущаяся лёгкость, с которой им дается учёба – результат более ранних усилий ученика: умение сосредоточиться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить всю эту цепочку. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся достаточно актуальна.
Слайд 11 Основная стратегия учителя в работе с учащимися высокой познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к самоактивности в учении.
Педагогическая работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, ориентирована на специальные приёмы, стимулирующие творческую деятельность учащихся в целом.
Слайд 12 Основная задача учителя, формирующего познавательный интерес:
- быть внимательным к каждому ребёнку;
- уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;
- создавать все условия для того, чтобы разжечь её и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
Слайд 13 Условия, соблюдение которых способствует развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:
Первое условие состоит в том, чтобы осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся.
Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом.
Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса - третье важное условие.
Четвёртым условием является благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик - учитель», «ученик - родители и близкие», «ученик - коллектив».
Слайд 14 Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знание родного языка даётся ребёнку с детства, это сложная дисциплина, требующая большого труда.
Главная задача обучения русскому языку – развивать школьника как личность, умеющую полноценно владеть устной и письменной речью, ведь «с русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
(К. Паустовский).
Поэтому с первых уроков стараюсь воспитывать у детей интерес и прививать любовь к русскому языку.
Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечёт в их деятельность интерес.
Анализ, проводимых мною уроков, показал, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от их средств, что имеются в расположении учителя.
Слайд 15 На уроках закрепления или повторения материала обычно интерес учащихся падает, поэтому в своей работе я применяю нетрадиционные формы уроков:
1)урок-соревнование 3) урок – викторина 5) урок творчества
2) урок – игра 4) урок – конкурс 6) урок–путешествие
7) интегрированный урок;
Слайд 16 Например,урок русского языка в 1 классе «Звуки и буквы» (на экране – урок-игра)
Слайд 17 (пример: урок математики в 3 классе «Закрепление: «Что узнали. Чему научились» (урок- путешествие) (зачитать)
Наш урок я хочу начать со стихотворения С. Я. Маршака, но пропущу первые строки из стихотворения. Подумайте, о чём пойдёт речь.
Она всегда во всём права: Чтоб ни случилось в мире,
А всё же будет дважды два
По-прежнему четыре.
- Итак, кто догадался, о чём речь в стихотворении? (о таблице умножения) Проблемная ситуация: - А как вы думаете, почему я заговорила о таблице умножения? Ведь мы уже с ней познакомились, выучили? (при решении примеров и задач мы ещё допускаем ошибки в вычислениях)
- А как же нам справиться с этой проблемой? (Нужно повторить таблицу умножения и деления).
- А где нам могут пригодиться знания таблицы умножения?
- Конечно, знание таблицы умножения пригодится вам в жизни. Везде, где придётся что-нибудь считать: в магазине, на почте, в аптеке – таблица умножения просто необходима.
- Ой, ребята, что это? Письмо! От кого? (От Каркуши и Фили)
… так посмотрим… что они пишут.
«Дорогие ребята! Пропал Степашка. Он отправился искать клад. На столе осталась карта. Мы боимся, что с ним может случиться беда. Помогите его найти и вернуть домой»
- Ну вот, ребята, Степашка преподнёс нам сюрприз и мы теперь должны ему помочь вернуться домой. Как вы уже слышали, он нам оставил карту, судя по которой, путь нам предстоит нелёгкий и не близкий. А теперь поспешим на помощь Степашке. Ведь мы его друзья, да?
- Остров, куда отправился Степашка искать клад (показываю карту), находится далеко в океане и пешком до него не дойти. Вот я и предлагаю вам использовать в качестве транспорта воздушный шар (показ рисунка).
- Он является экологически чистым видом транспорта. Природе он не наносит вреда и не загрязняет экологию. А ещё, пролетая над другими островами, мы скорее Степашку отыщем, поскольку сверху всё видно.
Такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика, стараюсь вызвать эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности и самостоятельность учащихся.
Слайд 18 Кроме этого, на уроке применяю проблемные ситуации. Они позволяют ученику на уроке почувствовать значимость учебной деятельности. (зачитать)
Фрагмент урока математики «Единицы массы. Тонна, центнер». 4 класс
(Постановка учебной проблемы на уроке математики:
- Сегодня на уроке математики вы будете не просто учениками, а учениками-исследователями.
- Какие единицы массы вы знаете? (Грамм, килограмм)
- Напишите нужную единицу массы.
1). Масса синицы 20…(г).
2). Масса индюка может быть до 20…(кг).
3). Взрослый слон весит около 7… Масса льва около 2 …
(Последние два задания вызывают у учащихся затруднения).
- Почему вы не смогли подобрать нужные единицы измерения в последних двух случаях? (Наверное, существуют единицы массы больше, чем грамм и килограмм).
Слайд 19 Фрагмент урока русского языка «Однородные члены предложения». 4 класс (на экране)
На своих уроках учу наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребёнку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь мне приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся и будет постоянным активизирующим фактором.
Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание», ненавязчиво я корректирую их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.
Проблемная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Слайд 20 На своих уроках я часто применяю игровые приёмы, как средство повышения интереса к учебной деятельности.
Чем младше учащийся, тем больше места на уроках должна занимать игра. Целесообразно, чтобы игра являлась обязательной структурной единицей урока.
ПОЧЕМУ?
Игра- это естественно и привычно для ребёнка. Игра непременно вызывает чувство удивления, а следовательно живой интерес к процессу познания.
Играя, дети всегда лучше запоминают материал. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение и не получить за это отрицательной отметки, не боятся сделать что-то «не как обычно». Для многих игра является средством «психологической реабилитации». Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребёнка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку.
Слайд 21 Провожу, например, такие игры, как: «Весёлые перевёртыши»
(на экране)
Слайд 22 (зачитать)
Игра «Твёрдый-мягкий»
Ход игры:
Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».
Команда «Камень» встаёт, если я прочитаю слово с твёрдым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встаёт команда «Вата».
Слова: съезд, въехать, вьюга, льёт, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съёмка, семья, и т.д.
Игра «Бабочки». (на экране)
Слайд 23 Для активизации познавательной деятельности использую проектную работу.
Проект – это исследовательская задача, представленная учащимися в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным преобразованием какого-либо предмета. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения данной проблемы и применять их на практике, способствует развитию творческого потенциала.
Слайд 24 Учащиеся в 1 классе выполнили такие учебные проекты, как «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Живая Азбука», «Числа в загадках, пословицах и поговорках». (показ на экране)
Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:
- самостоятельному, критическому мышлению,
- принимать самостоятельные аргументированные решения,
- размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы
- учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Считаю, что использование проектной деятельности способствует подготовке учащихся к реальным условиям жизни. Она выявляет и развивает творческие способности, а не даёт готовые знания. Ценность метода заключается в развитии познавательных и творческих способностей. Использование проектной деятельности предполагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Считаю, что работа над проектом способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников.
Во время творческой деятельности, увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками, привлекая родителей к совместному творчеству. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе.
Слайд 25 У каждого ребёнка должна быть своя ситуация успеха. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы поддерживать ситуацию успеха каждого ученика. Помогает мне в этом использование важного метода саморефлексии – создание портфолио. Считаю, что эта работа способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Ведение портфолио повышает образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио позволяет мне проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём без сравнения с достижениями других учеников. Поэтому я считаю заполнение портфолио каждым учеником актуальным и важным. (показ на экране грамот «Ученик года)
Слайд 26 Работа по проблеме «Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО» даёт определенные позитивные результаты.
В данный период результатами моей работы являются количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика. (таблица на экране)
Слайд 27 В результате работы по развитию познавательных способностей учащихся, можно сделать вывод:
- дети спокойно отвечают у доски, не боятся сделать ошибку
- умеют четко и ясно излагать свои мысли
- стали активнее и самостоятельнее
- не боятся высказать свою точку зрения
- лучше обосновывают свои ответы
- спокойнее и легче ориентируются в необычных ситуациях (в школе, дома)
Слайд 28 Развитие познавательных способностей, помогает мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение, что в свою очередь создает условия для формирования ключевых образовательных компетенций в рамках реализации ФГОС НОО.
Познавательность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеурочной деятельностью.
Таким образом, я создаю благоприятную образовательно-развивающую среду, которая помогает моим учащимся быть конкурентными, активными, способными адаптироваться на второй ступени образования.
Это позволяет мне уверенно сказать, что у моих выпускников сформировано стремление к познанию:
• они умеют самостоятельно работать с источником знаний.
• понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу
напарника, ведут контроль над своими действиями;
• дают грамотное сравнение, анализ, обобщение, классификацию и систематизацию материала;
• с удовольствием участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;
• а главное, у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.
Слайд 29
В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение инновационных технологий, способствующих развитию познавательной и творческой активности учащихся, расширение круга познавательных и творческих интересов учеников. А также фиксация наблюдений, изучение фактов, жизненных событий, всяческое поощрение и поддержка самостоятельных творческих задумок и начинаний моих учеников.
Формирование познавательной активности учащихся – неотъемлемая часть учебного процесса. Ребята учатся быть более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и аргументировано отстаивают ее. Но мне кажется, самое главное - это то, что у ребенка развиваются его познавательная деятельность и учебная мотивация. А если развиты эти качества, то будет развиваться и мышление.
А думающий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.