Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся заключается в развитии их творческих способностей. Из психологии известно, что способности человека, в том числе и учащихся, развиваются в процессе деятельности. Способом развития познавательных способностей учащихся является умелое использование таких методов и приемов, которые обеспечивают высокую активность учащихся в учебном npoцecсe. Методы и приемы активизации, которые использует учитель, должны учитывать уровень познавательных способностей учащихся, так как непосильные задания могут подорвать веру учащихся в собственные силы и не дадут позитивного эффекта.
Поэтому система работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся должна выстраиваться с учетом поступательного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей учащихся, развития их мышления. В процессе учебы ученик осуществляет различные действия, в которых проявляются различные психические процессы: ощущения, восприятия, представления, мышления, памяти и т.д. Поскольку из всех познавательных психических процессов ведущим является мышление, то можно сказать, что активизировать деятельность учащихся - значит активизировать их мышление. Вместе с тем нужно помнить, что без желания учащегося учиться все старания учителя не дадут ожидаемых результатов. Из этого следует вывод, что нужно формировать мотивы обучения, главным uз которых является интерес к предмету.
Современная психология и педагогика доказывают, что в процессе обучения учащийся не пpocтo воспринимает, осознает, запоминает, но и выполняет сложную систему умственных действий, направленных на освоение знаний. Чтобы вызвать у обучающихся познавательный интерес к новому учебному материалу, нужно использовать pазнообразные методические приемы:
Все они пробуждают любознательность и познавательный интерес и могут быть использованы на всех этапах изучения учебного материала. Познавательная активность учащихся повышается, если учителю удается создать так называемую проблемную ситуацию вначале изучения нового материала:
Почему происходит такое явление?
Как можно объяснить этот факт?
При таких условиях обучающиеся на протяжении урока, слушая объяснения учителя, активно будут искать ответы на вопросы.
Проблемные ситуации особенно часто возникают во время проведения экспериментов, наблюдений, выполнения различных лабораторные и практических заданий.
Вызвать познавательную активность у учеников можно при условии хорошо продуманной и обоснованной системы обучения. Важную роль в этой системе играют самостоятельные работы. В заданиях для самостоятельной работы важно четко определить cmeneнь их сложности, а также самостоятельности практических действий и мышление учеников. В этой связи, большое значение имеет именно формирование вопросов и заданий, что может по—разному повлиять на проявление активности учеников и в разной степени стимулировать формы их умственной деятельности.
Во время составления заданий необходимо, чтобы в самостоятельных работах использовались такие важные формы умственной деятельности, как сравнение, сопоставление, обобщение, нахождение причинно - следственных связей. Для четкой организации самостоятельной работы учитель должен разработать систему заданий поискового характера по теме, предусмотреть их постепенное усложнение и повышение уровня самостоятельности учащихся во время выполнения этих заданий.
В условиях, когда объем знаний и скорость их обновления постоянно увеличиваются и часть информации устаревает, понятно, что овладение новыми знаниями требует воплощение прогрессивных методологий обучения. Наиболее эффективным обучение станет тогда, когда ученик проявит максимальную активность, а учитель — активнее начнет пользоваться ролью консультанта и организатора учебного процесса.
Как учитель в своей практической деятельности я постоянно исследую, ищу ответы на вопросы.
Каким должен быть урок?
Как его провести, организовать, чтобы получить максимальную отдачу?
- Как добиться качественных знаний и умений, использования их в
повседневной жизни?
Существует много новых форм и методов обучения. На своих уроках я стараюсь объединить традиционные и инновационные методы обучения, использую основные дидактические принципы Я.А. Коменского.
В своей учебной деятельности я применяю элементы проблемного обучения, обеспечивая высокий уровень мотивации, осознание потребностей в усвоении знаний и умений, получение результатов. Проблемный подход в обучение позволяет избежать механического запоминания изучаемого материала, избавиться от догматизма.
В процессе решения учебной проблемы обучающийся преодолевает mpyднocmu, что способствует развитию у него мышления, пробуждению познавательного интереса, выработке воли. Для организации продуктивной деятельности обучающихся применяю лабораторные и практические работы эвристического характера. Они позволяют не только изучать биологические и химические объекты, но и способствуют развитию исследовательских навыков.
На практических работах «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ»,
«Генетическая свяэь между классами неорганических веществ» обучающиеся применяют исследовательский метод при определение вы данных веществ. На уроках биологии данный метод используется при работе с гербариями растений, когда при помощи инструктивных карт необходимо определить название растения, при работе с микропрепаратами, когда необходимо объяснить взаимосвязь между строением клетки и выполняемой функцией.
Проблемные вопросы, изобретательские и исследовательские задачи позволяют применить такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречий, изложение разных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций.
Так, при прохождении темы «Горение» в 8 классе вспоминаю легенду, по которой Архимед уничтожил вражеский флот своей придумкой.
Bonpoc клaccv: В чем она заключалась?
Во время изучения темы «Искусственные волокна» в 11 классе рассказываю про синтез искусственного шелка химиком Кардене, про демонстрацию изделий из него на Парижской выставке в 1889 году и внезапную остановку производства шелка после этого.
Bonpoc к классv. Почемv?
На уроках химии я чаще всего использую такие интерактивные методы:
1. Метод «Микрофон»
класс.
Тема «Общие свойства металлов».
Bonpoc к классу: «В каком виде могут находиться металлы в природе? Почему? Обоснуйте собственный ответ». Передавая «Микрофон», ученики отвечают на вопросы.
класс.
Тема «Предельные углеводороды».
Bonpoc к классу: «Как вы считаете, изучив строение молекул метана и его гомологов, предельные углеводороды являются химически активными веществами или нет? Ответ мотивируйте».
Метод «Мозговой штурм»
класс.
Тема «Растворы».
Bonpoc к классу: « Из чего состоит раствор? Как называются вещества, которые растворяют другие, а которые растворяются сами? От каких факторов зависит растворимость? Как называются вещества — соли, которые содержат воду в кристаллическом состоянии? Как называется раствор, в котором при данной температуре вещество больше не может растворяться? Как называется раствор, в котором много растворителя?»
класс.
Тема «Ненасыщенные углеводороды».
Bonpoc к классу. «Какая общая формула алкенов? Составьте формулы гексена, пропена, октена, пентена. Какую формулу имеет молекула этилена? Какой характер связей между атомами углерода в молекуле ацетилена? Встречаются ли ненасыщенные углеводороды в природе? Почему?»
«Метод-пресс
8 класс.
Тема «Cmpoeнue твердым веществ. Типы кристаллических решеток».
Вопросы: «Какими свойствами должны обладать вещества с атомными, ионными, молекулярными кристаллическими решетками? Приведите конкретные примеры».
9 класс.
Тема «Электролиты и неэлектролиты». Во время урока демонстрируются опыты по электропроводимости растворов: дистиллированной и проточной воды, твердой кухонной соли, её раствора, раствора хлоридной кислоты. Вопросы. «Почему одни из этих растворов проводят электрический ток, а другие — нет?».
Мы с учениками активно занимаемся исследовательской и проектной работой. Она требует больших затрат времени и сил, но очень плодотворна, т.к. обычно одновременно решает образовательные и воспитательные задачи. Происходит формирование таких ключевых компетенций обучающихся, как: yмeниe работать по алгоритму, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию, критически мыслить, вести цивилизованную дискуссию, давать собственную оценку событиям, а также развитие творческого мышления. В ходе такой работы главной задачей становится не усвоение готовых знаний, а творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует формированию целостности, ответственности, развитию и обогащению собственного опыта.
Примеры проектов:
Проект 1 — «Появление плeceнu не хлебе»
Цель: изучить влияние температуры и влажности на появление плесени.
Оборудование: блюдце, кусочек хлеба, вода.
Ход работы: Кусочек хлеба смочить водой, положить на блюдце и поставить в теплое мecmo (на батарею, на котел). В течении недели наблюдать за появлением плесени, накрыть хлеб салфеткой, чтобы споры не разносились.
Проект 2 — «Испарение воды листьями»
Цель: убедиться, что вода испаряется через устьице листа
Оборудование: стакан с водой, растительное масло, веточка с листьями.
Ход работы. в стакан с водой поставить веточку растения и налить поверх воды I см растительного масла. Измерить высоту воды в стакане до растительного масла. Проверять высоту воды в стакане в течении 3 недель фиксируя результаты.
Проекп 3 — «Пpopacmaнue семян»
Цель: проверить, что необходимо для прорастания семян. Оборудование: блюдце, вата, вода, семена фасоли.
Ход работы: на блюдце положить смоченную хорошо вату, на нее — семена фасоли, поставить в теплое место, следить, чтобы вата не высыхала. Записать дату появления корешка, листочков, наблюдать за изменениями, происходящими с семядолями.
Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности - необходимо не только поставить опыт и получить результаты экспериментальной работы, но и проанализировать их,выявить причинно-следственные связи, предложить свои nymu решения проблемы.
Я считаю, что нужно сочетать в методике рациональное и эмоциональное, информационное и проблемное. Элементы развивающего обучения и исследовательский подход позволяет мне вовлекать обучающихся в различные виды деятельности, включать воображение, развивать память, мышление, речь.
Ход уроков строю «от учеников». Дети наблюдают, сравнивают, обобщают, делают выводы, выясняют закономерности. Уроки проходят очень эмоционально, каждый ученик имеет возможность проявить инициативу. Чтобы возбудить познавательный интерес, сделать обучение осознанным, увлекательным и полезным, я иногда использую прием виртуального «путешествия» или «прогулки».
Перед обучающимися ставятся вопросы такого характера: представьте, что вы заблудились в лесу. Помогут ли вам найти дорогу наши зеленые друзья? Вы в походе порезали нoгy, да еще вас укусила пчела. Какие зеленые pacmeнuя к вам придут на помощь? Какие растения помогут определить время? Какие растения можно использовать в пищу? Какие способы помогут очистить воду?
Эти вопросы предполагают не только передачу учебной информации, но и специальное обучение школьников таким мыслительным операциях, как анализ, сравнение, обобщение, аргументация точки зрения.
Активизация познавательной деятельности учащихся восьмых классов по химии резко возрастает на уроках во время выполнения практических и лабораторные работ. Ученики особенно любят такие уроки, записывают в выводах свои переживания перед проведением различных экспериментов: это может быть и npocmoe нагревание воды в пробирке, и проведение реакций на распознавание веществ. Поэтому я стараюсь постоянно сочетать теорию с практикой, закреплять теоретический материал опытами на практике.
На протяжении всего времени обучения в восьмом классе у учеников есть желание проводить опыты, предугадывать результаты, а я в свою очередь дополняю увиденное ими при помощи химической символики, подталкивая тем самым детей к овладению теоритическими знаниями. Опыты могут проводиться фронтально, по группам и индивидуально. В девятом классе практические занятия начинаются практически сразу и также становятся стимулом для обучения.
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами обучающимся предлагаю творческое задания, которые выражаются:
в сочинение сказки или стихотворения о каком — либо биологическом объекте, химической реакции;
в рисунке,
в изготовления динамического пособия,
в составлении опорных схем и конспектов,
в сборе и оформление гербариев, как по стандартной методике, так и на контрастных световых карточках.
В начале каждого последующего урока идет защита, обсуждение и оценка творческого задания, как автором работы, так и товарищами в классе. Творческое задания дают возможность проявить себя любому из обучающихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают со схемами или таблицами, динамическими пособиями. Дети «гуманитарии» выбирают более творческую работу со словом и цветом.
Воспитывая бережное отношение к природе в целом, также призываю ребят беречь собственное здоровье. Ведь человек — часть природы. С этой целью провожу внеклассные мероприятия «Суд над вредными привычками», диспуты на тему «Как я берегу собственное здоровье» с целью антиалкогольного, антинаркотического, антитабачного воспитания, затрагиваем эти вопросы при изучении тем «Соединения углерода» в 9 классе по химии, «Спирты» в 9 и 10 классах по химии и др.
Информационно-коммуникационные технологии, работа с ресурсами Интернет на уроке, поиск информации для выполнения домашнего задания, создание презентаций ребятами по итогам пройденного материала делает учебный процесс познавательным, увлекательным и более компактным. На уроках применяю мультимедийные технологии, которые позволяют использовать текст, графические изображения, звук, анимацию, видеофрагменты, электронные учебники.
Мультимедийные курсы: «lC: Penemиmop. Биология», «Биология 6-9 классы» «Химия 8-11 классы» (Библиотека электронных наглядных пособий Кирилла и Мефодия), лабораторный практикум «Биология 6-11 класс»
«Виртуальная лаборатория по химии», и др. - имеют обширный учебный материал по всем разделам курса биологии, химии. Они содержат большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей иллюстрирующих текстовый материал, имеют обширный справочный материал.
Большим удобством в использовании этих изданий является открытость их ресурсов, т.е. объекты могут быть скопированы из оболочки на жесткий диск и экспортированы в другие оболочки. Это позволяет мне создавать мультимедийные презентации в программе Microsoft Power Point для сопровождения урока или его фрагментов.
Кроме того, все перечисленные издания содержат также и лабораторные практикумы, интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний, которые используются мной в учебно-воспитательном процессе. Несомненным их достоинством является то, что перечисленные средства обучения имеют достаточно простую систему навигации, возможность создания примечания и закладок, статистику выполнения упражнений и вывод на принтер.
Работу с этими образовательными комплексами я провожу на всех этапах урока. при организации актуализации знаний, объяснении нового материала, закреплении полученных знаний.
Использование обучающимися электронных справочников, энциклопедий, учебников позволяют им отбирать материалы при подготовке рефератов, проектов, презентаций, а мне, как учителю, помогают решать следующие дидактические задачи:
усвоение обучающимися базовых знаний по предмету;
систематизация усвоенных знаний;
формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационной техники;
формировать навыки самоконтроля;
активизировать познавательный интерес к биологии, химии;
подготовить обучающихся к экзаменам, nonymнo формируя у них
различные общеучебные навыки.
Использование Интернет ресурсов повышает уровень проведения занятий, мотивацию обучающихся к обучению, улучшает качество знаний. Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии, химии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.
Используя все эти образовательные технологии, методы и приемы
я всегда выстраиваю учебно-воспитательный процесс на основе взаимоотношений учитель-ученик, ученик-учитель, включаю элементы соревнования, поиска, организую общение детей; стараюсь, чтобы в центре внимания учебного процесса находилась уникальная целостная личность ученика, создаю условия для максимальной реализации возможностей обучающихся, создаю на уроке атмосферу заботы, сотрудничества, творчества.
Итак, четкость и глубина изучаемого материала, поурочная самостоятельная работа по изучению информационных блоков становится привычкой для учащихся, помогает uм овладевать крепкими знаниями. А радость успеха формирует у воспитанников познавательные возможности и желания расширять и углублять уровень своих учебных достижений.