Просмотр содержимого документа
«Развитие права в России. IX – XVIIIвв.»
Тема урока:
Развитие права в России. IX – XVIIIвв.
10 класс
§ 5
Первые памятники русской философско-правовой мысли – «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI в.), «Повесть временных лет», «Поучение князя Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника»( XIII в.)
Русское православие религию благодати ставило выше религии закона. Российские правители старались следовать прежде всего нравственным законам , заповедям Священного Писания.
Золотоордынское иго, связанные с ним испытания сделали главной темой размышлений и народа, и его образованных представителей тему русской государственности, ее сохранения («Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», «Сказание о Мамаевой побоище» и др.)
В борьбе за объединение русских земель вокруг Москвы возникла и получила популярность теория преемственности великодержавия Русского государства от Византии
В 1497 в правление Ивана III был принят первый законодательный кодекс Российского государства – Судебник .
В предверии Смуты, большое значение приобрел вопрос о выборе между сословно-представительной монархией и неограниченным самодержавием. Но к середине XVII века идея сословно-представительной монархии утратила свою привлекательность и на первый план вышли теории о необходимости утверждения абсолютной власти (Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич).
В годы правления Петра I получила дальнейшее развитие абсолютистская идеология (Феофан Прокопович). В ее основе лежали представления об «общем благе», средством достижения которого признавалась абсолютная монархическая власть
За годы правления Екатерины II и Павла I крепостное право достигло своего апогея
Крестьянские восстания XVIII, грозная пугачевщина – несомненное следствие произвола и насилия со стороны помещиков и власти.
В последующем русская просветительская правовая мысль развивалась под влиянием идей Просвещения и совершенствования идей естественного права, признававшего определенные права человека свойственными самой природе, не зависящими от социальных условий