СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы как фактор достижения современного качества образования в условиях гос

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы как фактор достижения современного качества образования в условиях гос»


РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГОС




Киселева Л.Н., заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МОУ «СШ №4»




«Непросто достигать вершин успеха,

И стать великим сможет только тот,

Кто день и ночь шел через все помехи,

Пока другие спали без забот».

Генри Лонгфелло



«В каждом учителе обязана светиться и никогда не слабнуть малая искорка ребёнка», – так выразил свою мысль известный педагог-практик Василий Сухомлинский. Сегодня возросла необходимость в использовании инновационных педагогических технологий обучения на уроках русского языка и литературы.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

 система повышения квалификации;

 аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию;

 самообразование педагогов;

 активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов;

 владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;

 овладение информационно-коммуникационными технологиями;

 участие в различных конкурсах, исследовательских работах;

 обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Очень принципиальным моментом качественного урока считается мотивация учебной деятельности, демонстрация воспитанникам, в какой ситуации разрешается использовать приобретённые знания. Значимый момент на уроках – это использование сервисов wев 2.0 как средства повышения эффективности обучения учащихся.

Современная концепция развития Интернета получила название

web 2.0. Учащиеся могут работать самостоятельно и приучаться к организованности и ответственности при подготовке к урокам, выполнению проекта или работе в группе. А учителю сервисы web 2.0 позволяют творчески подойти к обучению. Следует только учитывать возрастные особенности и уровень подготовленности обучающихся. Использование веб-сервисов в учебном процессе – это не цель, а средства, позволяющие оптимизировать учебный процесс, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы.

Чтобы воспитывать интерес к русскому языку и литературе, вырабатывать устойчивые знания, не забывать изученный материал, применяются на уроках творческие упражнения, различные виды игр, а также составляются мультимедийные интерактивные упражнения с использованием сервиса http://LearningApps.org.

Учащимся нравится составлять коллажи и кроссенсы к урокам русского языка и литературы. Это можно применять для составления образа того или иного произведения по литературе. Для этого используют онлайн-сервис https://mycollages.ru/appcreative/.

Инновационные педагогические технологии обучения содействуют формированию инициативы и творчества учащихся. Они вовлекают учащихся в совместную работу, формулированию своих идей, умению брать на себя ответственность за учёбу и формировать желание учиться. На уроках русского языка и литературы можно создавать облако слов, используя онлайн-сервис https://wordscloud.pythonanywhere.com/.

На уроках интересно создавать мемасики к цитатам по литературе и к главным образам тех или иных произведений. Для этого используется онлайн-сервис

https://stardisk.xyz/memasiki/?fbclid=IwAR02VKVcF7UOxVFBswgwM_RnxgXCDs18OpDzA.

У китайского народа имеется поговорка: «Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый-самый лёгкий путь, путём эксперимента – это самый трудный путь и путём рассуждения – это самый благородный путь». Сегодня главным в педагогической практике является обеспечение качества знаний учащихся. Помогают в этом инновационные педагогические технологии и умение учителя осуществить, направить свою работу на быстрое введение в практику новых педагогических идей, технологий обучения и воспитания.

На своих уроках русского языка и литературы предлагаем учащимся составить и прочитать QR-код. Для этого используем онлайн-сервис http://qrcodes.com.ua/ QR-код – это изобретённый десять лет назад в Японии штрих-код в квадрате. Что кодировать? Это может быть видео с YouTube, эпиграф к уроку, высказывания героев произведений и т.д. QR-коды позволяют прикрепить к любой поверхности, будь то стена или лист бумаги.

Интересно составлять и использовать в своей работе интерактивные плакаты по любой теме. Для этого можно использовать онлайн-сервис

https://www.thinglink.com/user/1111189673595633667.

Можно использовать Symbaloo –удобный сервис для хранения закладок на Интернет-ресурсы. Основное назначение сервиса Symbaloo –личный рабочий стол в Интернете, при помощи которого удобно располагать ссылки на полезные ресурсы и сервисы. Сервис Symbaloo позволяет легко и быстро приобрести доступ к любимым образовательным сайтам и любой информации в сети Интернет. Учитель может использовать Symbaloo в качестве тематических каталогов Интернет-ресурсов (при организации самостоятельной работы учащихся с предложенными ресурсами, в процессе выполнения творческих заданий, практических работ, проектной деятельности).

Интересным есть выполнение творческих заданий, составлений ментальных карт на онлайн-сервисе https://www.mindmeister.com/ru/1256829099/_?fullscreen=1#

В Республиканском образовательном стандарте среднего общего образования сформулированы предметные результаты изучения образовательной области «Филология». Ученики «должны проявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях», «обладать умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений разных жанров».

Жанровое своеобразие сочинений достаточно широкое. Некоторые из них: стихотворение по метафоре, сочинение-даймонд, стихотворение «Я…», сочинение-метаморфоза, кинолента видений, сочинение-реклама, сочинение-монофон, сочинение-кеннинг, сочинение хайку, сочинение-сага, сочинение-приквел, сочинение-мидквел, сочинение-ремейк, сочинение-превращение.

Использование инновационных жанров сочинений способствует развитию речи, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию креативности, а следовательно, развитию и формированию УУД.

Примеры сочинений, написанных учащимися:

Даймонд

Класс: 10

Тема. Морфология и орфография. Имя прилагательное

Грамматическое задание: определить лексико-грамматические разряды

прилагательных, выполнить их разбор по составу.

Небо.

Недосягаемое, беспредельное.

Призывает, хранит, прощает.

Небо – Господний престол. Земля – подножие ног Его.

Молчит, требует, наказывает.

Зримая, размежеванная.

Земля.

Я – белый лист бумаги

Я – белый лист бумаги, источник вдохновения. Мое тело принимает в себя чувства и мысли людей, они посвящают меня в сокровенные тайны, не в силах доверить их кому-либо. Я бываю измаран, скомкан и выброшен. Иногда меня даже охватывает стыд за то, что ношу я на себе. А иногда становлюсь сокровищем. Каким нежным страхом и робостью бываю я охвачен в трепетных руках влюбленных. Какой гордостью наполняюсь я, неся в себе наследие великих писателей. Моя жизнь – вечное приключение. Я ношу в себе историю. Я – белый лист бумаги.

«Кинолента видений»

Класс: 11

Тема. Синтаксис и пунктуация

Грамматическое задание: выполнить синтаксический разбор Грамматическое задание: выполнить морфологический разбор прилагательных сложносочиненного предложения.

Волосы, губы, сердце, ребра, кожа, душа, бочка, глубина, лед.

Ее волосы – шелковый флёр. Ее голос – ни с чем несравнимая тишина океанных глубин. Ее кожа тонка, как корка льда в начале зимы, а губы выдержанней вина, хранящегося на протяжении столетий в дубовых бочках под земными сводами. Души у нее нет – ни к чему. Она есть у нас, где-то далеко, наверное, в груди, под ребрами, а может быть, сверху, возле сердца. Иногда в этом месте есть легкое ощущение теплого покалывания. Слышите? Она бьется. Она шумит. Она постоянно с нами и теребит наш рукав.

«Стихотворение по метафоре»

Класс: 10

Тема. Морфология и орфография. Имя прилагательное

Грамматическое задание: выполнить морфологический разбор прилагательных.

Вдохновение – это радуги лучики.

Вдохновение – это сладости лучшие.

Вдохновение пахнет рождественской ёлкой.

Вдохновение – это улыбка ребёнка.

Вдохновение – это симфония Гайдна.

Вдохновение, как откровенье, случайное.

Сочинение-монофон

Класс: 10

Тема. Морфология и орфография. Глагол и его формы

Грамматическое задание: выполнить морфологический разбор деепричастий, синтаксический разбор одного сложного предложения на выбор.

Снежные судьбы

Снег сел на старую секвойю.

Секвойя, серебро склонив,

Смеялася с сестрой сосною,

Секреты смело сообщив…

Стихотворение «Я»

Класс: 10

Тема. Морфология и орфография. Местоимение

Грамматическое задание: выполнить морфологический разбор местоимений.

Я – память.

Я знаю всё, что было на земле.

Я – память.

Храню все тайны я в себе.

Я – память,

И мне под силу в мире всё.

Таким образом, развитие профессиональной компетентности учителя-словесника как фактор достижения современного качества образования в условиях ГОС является чрезвычайно актуальным, так как в основу всех примерных образовательных программ заложена инновационная концепция преподавания предмета в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики, наблюдается направленность на развитие коммуникативных способностей, креативности и когнитивности, достижение предметных и метапредметных результатов.



Список литературы

1. Актуальные вопросы развития профессионализма педагога в современных условиях: сб. материалов международной электронной научно-практической конференции 01-31 октября 2019 года / Под ред. Л.А. Деминской, Т. Б. Волобуевой и др. – В 4-х томах. – Т. 1. – Донецк: Истоки, 2019. – 328 с.

2. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://drive.google.com/file/d/19Stt0XTQ1pUVxr4VX3SOo2Nk1ykkay54/view.

3. Костина И.Н. Педагогические блоги // Использование интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть 3. Инструменты сетевого взаимодействия. СПб.: РЦОКОиИТ, 2010. С. 10-21.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Полат Е.С. – М.: Изд. Центр Академия, 2003.