РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГОС
| Киселева Л.Н., заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МОУ «СШ №4» |
| «Непросто достигать вершин успеха, И стать великим сможет только тот, Кто день и ночь шел через все помехи, Пока другие спали без забот». Генри Лонгфелло |
«В каждом учителе обязана светиться и никогда не слабнуть малая искорка ребёнка», – так выразил свою мысль известный педагог-практик Василий Сухомлинский. Сегодня возросла необходимость в использовании инновационных педагогических технологий обучения на уроках русского языка и литературы.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
система повышения квалификации;
аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию;
самообразование педагогов;
активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов;
владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;
овладение информационно-коммуникационными технологиями;
участие в различных конкурсах, исследовательских работах;
обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.
Очень принципиальным моментом качественного урока считается мотивация учебной деятельности, демонстрация воспитанникам, в какой ситуации разрешается использовать приобретённые знания. Значимый момент на уроках – это использование сервисов wев 2.0 как средства повышения эффективности обучения учащихся.
Современная концепция развития Интернета получила название
web 2.0. Учащиеся могут работать самостоятельно и приучаться к организованности и ответственности при подготовке к урокам, выполнению проекта или работе в группе. А учителю сервисы web 2.0 позволяют творчески подойти к обучению. Следует только учитывать возрастные особенности и уровень подготовленности обучающихся. Использование веб-сервисов в учебном процессе – это не цель, а средства, позволяющие оптимизировать учебный процесс, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы.
Чтобы воспитывать интерес к русскому языку и литературе, вырабатывать устойчивые знания, не забывать изученный материал, применяются на уроках творческие упражнения, различные виды игр, а также составляются мультимедийные интерактивные упражнения с использованием сервиса http://LearningApps.org.
Учащимся нравится составлять коллажи и кроссенсы к урокам русского языка и литературы. Это можно применять для составления образа того или иного произведения по литературе. Для этого используют онлайн-сервис https://mycollages.ru/appcreative/.
Инновационные педагогические технологии обучения содействуют формированию инициативы и творчества учащихся. Они вовлекают учащихся в совместную работу, формулированию своих идей, умению брать на себя ответственность за учёбу и формировать желание учиться. На уроках русского языка и литературы можно создавать облако слов, используя онлайн-сервис https://wordscloud.pythonanywhere.com/.
На уроках интересно создавать мемасики к цитатам по литературе и к главным образам тех или иных произведений. Для этого используется онлайн-сервис
https://stardisk.xyz/memasiki/?fbclid=IwAR02VKVcF7UOxVFBswgwM_RnxgXCDs18OpDzA.
У китайского народа имеется поговорка: «Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый-самый лёгкий путь, путём эксперимента – это самый трудный путь и путём рассуждения – это самый благородный путь». Сегодня главным в педагогической практике является обеспечение качества знаний учащихся. Помогают в этом инновационные педагогические технологии и умение учителя осуществить, направить свою работу на быстрое введение в практику новых педагогических идей, технологий обучения и воспитания.
На своих уроках русского языка и литературы предлагаем учащимся составить и прочитать QR-код. Для этого используем онлайн-сервис http://qrcodes.com.ua/ QR-код – это изобретённый десять лет назад в Японии штрих-код в квадрате. Что кодировать? Это может быть видео с YouTube, эпиграф к уроку, высказывания героев произведений и т.д. QR-коды позволяют прикрепить к любой поверхности, будь то стена или лист бумаги.
Интересно составлять и использовать в своей работе интерактивные плакаты по любой теме. Для этого можно использовать онлайн-сервис
https://www.thinglink.com/user/1111189673595633667.
Можно использовать Symbaloo –удобный сервис для хранения закладок на Интернет-ресурсы. Основное назначение сервиса Symbaloo –личный рабочий стол в Интернете, при помощи которого удобно располагать ссылки на полезные ресурсы и сервисы. Сервис Symbaloo позволяет легко и быстро приобрести доступ к любимым образовательным сайтам и любой информации в сети Интернет. Учитель может использовать Symbaloo в качестве тематических каталогов Интернет-ресурсов (при организации самостоятельной работы учащихся с предложенными ресурсами, в процессе выполнения творческих заданий, практических работ, проектной деятельности).
Интересным есть выполнение творческих заданий, составлений ментальных карт на онлайн-сервисе https://www.mindmeister.com/ru/1256829099/_?fullscreen=1#
В Республиканском образовательном стандарте среднего общего образования сформулированы предметные результаты изучения образовательной области «Филология». Ученики «должны проявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях», «обладать умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений разных жанров».
Жанровое своеобразие сочинений достаточно широкое. Некоторые из них: стихотворение по метафоре, сочинение-даймонд, стихотворение «Я…», сочинение-метаморфоза, кинолента видений, сочинение-реклама, сочинение-монофон, сочинение-кеннинг, сочинение хайку, сочинение-сага, сочинение-приквел, сочинение-мидквел, сочинение-ремейк, сочинение-превращение.
Использование инновационных жанров сочинений способствует развитию речи, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию креативности, а следовательно, развитию и формированию УУД.
Примеры сочинений, написанных учащимися:
Даймонд
Класс: 10
Тема. Морфология и орфография. Имя прилагательное
Грамматическое задание: определить лексико-грамматические разряды
прилагательных, выполнить их разбор по составу.
Небо.
Недосягаемое, беспредельное.
Призывает, хранит, прощает.
Небо – Господний престол. Земля – подножие ног Его.
Молчит, требует, наказывает.
Зримая, размежеванная.
Земля.
Я – белый лист бумаги
Я – белый лист бумаги, источник вдохновения. Мое тело принимает в себя чувства и мысли людей, они посвящают меня в сокровенные тайны, не в силах доверить их кому-либо. Я бываю измаран, скомкан и выброшен. Иногда меня даже охватывает стыд за то, что ношу я на себе. А иногда становлюсь сокровищем. Каким нежным страхом и робостью бываю я охвачен в трепетных руках влюбленных. Какой гордостью наполняюсь я, неся в себе наследие великих писателей. Моя жизнь – вечное приключение. Я ношу в себе историю. Я – белый лист бумаги.
«Кинолента видений»
Класс: 11
Тема. Синтаксис и пунктуация
Грамматическое задание: выполнить синтаксический разбор Грамматическое задание: выполнить морфологический разбор прилагательных сложносочиненного предложения.
Волосы, губы, сердце, ребра, кожа, душа, бочка, глубина, лед.
Ее волосы – шелковый флёр. Ее голос – ни с чем несравнимая тишина океанных глубин. Ее кожа тонка, как корка льда в начале зимы, а губы выдержанней вина, хранящегося на протяжении столетий в дубовых бочках под земными сводами. Души у нее нет – ни к чему. Она есть у нас, где-то далеко, наверное, в груди, под ребрами, а может быть, сверху, возле сердца. Иногда в этом месте есть легкое ощущение теплого покалывания. Слышите? Она бьется. Она шумит. Она постоянно с нами и теребит наш рукав.
«Стихотворение по метафоре»
Класс: 10
Тема. Морфология и орфография. Имя прилагательное
Грамматическое задание: выполнить морфологический разбор прилагательных.
Вдохновение – это радуги лучики.
Вдохновение – это сладости лучшие.
Вдохновение пахнет рождественской ёлкой.
Вдохновение – это улыбка ребёнка.
Вдохновение – это симфония Гайдна.
Вдохновение, как откровенье, случайное.
Сочинение-монофон
Класс: 10
Тема. Морфология и орфография. Глагол и его формы
Грамматическое задание: выполнить морфологический разбор деепричастий, синтаксический разбор одного сложного предложения на выбор.
Снежные судьбы
Снег сел на старую секвойю.
Секвойя, серебро склонив,
Смеялася с сестрой сосною,
Секреты смело сообщив…
Стихотворение «Я»
Класс: 10
Тема. Морфология и орфография. Местоимение
Грамматическое задание: выполнить морфологический разбор местоимений.
Я – память.
Я знаю всё, что было на земле.
Я – память.
Храню все тайны я в себе.
Я – память,
И мне под силу в мире всё.
Таким образом, развитие профессиональной компетентности учителя-словесника как фактор достижения современного качества образования в условиях ГОС является чрезвычайно актуальным, так как в основу всех примерных образовательных программ заложена инновационная концепция преподавания предмета в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики, наблюдается направленность на развитие коммуникативных способностей, креативности и когнитивности, достижение предметных и метапредметных результатов.
Список литературы
1. Актуальные вопросы развития профессионализма педагога в современных условиях: сб. материалов международной электронной научно-практической конференции 01-31 октября 2019 года / Под ред. Л.А. Деминской, Т. Б. Волобуевой и др. – В 4-х томах. – Т. 1. – Донецк: Истоки, 2019. – 328 с.
2. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://drive.google.com/file/d/19Stt0XTQ1pUVxr4VX3SOo2Nk1ykkay54/view.
3. Костина И.Н. Педагогические блоги // Использование интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть 3. Инструменты сетевого взаимодействия. СПб.: РЦОКОиИТ, 2010. С. 10-21.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Полат Е.С. – М.: Изд. Центр Академия, 2003.