«Развитие профессиональных компетенций педагогов условиях реализации ФОП.
Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика
является сам учитель.
А.Дистервег
(немецкий педагог, либеральный политик)
ФГОС третьего поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня мы слышим всё это. Идёт обсуждение этого вопроса в средствах массовой информации. Уже обозначен и введен новый стандарт для учителя, который вступил в силу 01.09.2022 г и будет действовать до 01.09.2028 г.: «Учитель - творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель корпоративных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующих их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии». Вчитываешься в каждое слово и задаешь себе вопрос: а дотягиваем ли мы до идеального образа. А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать современным и конкурентоспособным. Почему? Как? Насколько? Эти главные вопросы сегодня мы задаем сами себе.
Хотелось бы вспомнить небольшую притчу.
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. “Есть 5 вещей, которые ты должен знать, – сказал он карандашу, – прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое: Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Мастеру держать тебя в своей руке и позволишь другим людям иметь доступ ко многим дарам, которыми ты обладаешь.
Второе: Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом и создавать совершенство.
Третье: Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя, это твой стержень.
И пятое: На какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать ДЕЙСТВОВАТЬ”.
Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещен в коробку с призванием в сердце.
И теперь, ставя себя на место карандаша, хочется всегда помнить эти 5 правил и никогда не забывать их, и тогда можно стать лучшим человеком, которым только ты можешь быть.
Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя. Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат? Понятно, что, прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний.
Начнем с себя, с конкретного исполнителя- учителя. Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться».
Следовательно, важным условием введения обновленных ФГОС и ФООП в общеобразовательную школу является подготовка учителя, его развитие философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций.
Работая по стандартам третьего поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов, системно-деятельностного подхода и активных форм обучения. Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.
Профессиональная компетентность
Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности
(Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).
Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований, можно определить
основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская, экспериментальная деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях…
Обобщение собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.
Можно выделить этапы развития профессиональной компетентности:
самоанализ и осознание необходимости повышения уровня профессионализма;
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.
В педагогической литературе часто используются и уже “устоялись” термины компетенция, компетентность.
Лексическое значение понятия “компетентный” в словарях трактуется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области.” (ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ)
А «компетенцию» “Толковый словарь русского языка” определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. (ЗНАНИЯ)
Аспекты педагогической компетентности:
управленческий аспект: как учитель анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс, взаимоотношения с учащимися;
психологический аспект: как влияет личность учителя на учащихся, как педагог учитывает индивидуальные способности учащихся;
педагогический аспект: с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение школьников.
Профессиональные компетенции учителя и музыки изобразительного искусства
Ценностно-смысловая компетенция - (умение формулировать собственные учебные цели, принимать решение в нестандартных ситуациях, брать ответственность на себя, умение осуществлять индивидуальную образовательную траекторию…)
Общекультурная компетенция - (владение элементами художественно-творческих навыков, восприятие семейных ценностей, восприятие ценности культуры родного края, страны…)
Учебно-познавательная компетенция - (умение осуществлять планирование, анализ, самооценку своей деятельности, владение гигиеной учебного труда, умение оформить результаты своей деятельности, представление их на современном уровне…)
Информационная компетенция - (владение способами поиска информации – справочники, каталоги; владение навыками работы с компьютером, критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности, применение современных информационных технологий в учебно-познавательной деятельности учителя изобразительного искусства.…)
Коммуникативная компетенция - (владение основными видами публичных выступлений, владение навыками редактирования текста, владение навыками общения с людьми разных возрастов…)
Общепредметная компетенция - (владение знаниями не только по своему предмету, но и по предметам смежным – музыка, мировая художественная культура, история, биология, география…)
Компетенция личностного самосовершенствования и саморазвития - (самосовершенствование, саморегулирование и саморазвитие; социальная, личностная и деятельностная рефлексия; умение отстаивать свою гражданскую позицию, создавать комфортную здоровьесберегающую среду…)
Требования для овладения ключевыми компетенциями:
Дидактические
Четкое формирование образовательных задач.
Определение оптимального содержания урока.
Прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний.
Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения и стимулирования.
Реализация на уроке всех дидактических принципов.
Психологические
Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения.
Особенности самоорганизации учителя.
Организация познавательной деятельности.
Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений.
Организованность учащихся.
Учёт возрастных особенностей.
Техника проведения урока
Урок должен быть эмоциональный.
Темп и ритм урока – оптимальный.
Полный контакт учителя и учащихся.
Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
Смена видов деятельности.
Обеспечение активного учения каждого ученика.
Правила для преподавателя изобразительного искусства
Главное – не предмет, которому учите, а личность, которую вы формируете.
На воспитание активности не жалейте времени и усилий. Активный ученик – завтрашний активный член общества.
Учите детей учиться…
Чаще используйте слово «почему?» - развивающее обучение.
Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто применяет на практике.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Творческое мышление развивайте через творческие задания.
Чаще показывайте ученикам перспективы их обучения.
Обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности.
Знайте последние данные по предмету искусство…
Поощряйте творчество и эксперименты…
В каждом поурочном плане образовательные цели направлены на учителя, а развивающие – на учащихся.
Для этого хороший учитель должен сам обладать педагогической компетентностью:
- то есть быть предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики по предмету искусства, диагностики психологического развития детей, быть культурным и привлекательным.