СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие произносительно-интонационных навыков на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Развитие произносительно-интонационных навыков на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников».»









Обобщение педагогического опыта



Галактионовой Анны Александровны

учителя начальных классов

МБОУ «Матвеевская средняя общеобразовательная школа»

по теме:


«Развитие произносительно-интонационных навыков

на уроках русского языка и литературного чтения

у младших школьников».












с. Матвеевка

2019 г.

Описание собственного педагогического опыта


Проблема, над которой я работаю, последние годы называется «Развитие

произносительно-интонационных навыков на уроках русского языка и

литературного чтения у младших школьников».


1.Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыком чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обще учебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. При работе над данной темой я столкнулась с многими проблемами с такими как: правильность, беглость, осознанность, выразительность, а в частности с развитием произносительно-интонационными навыками.

Актуальность исследования обусловлена тем, что современная методика литературного чтения направлена на поиски решения проблемы формирования навыка чтения, в том числе критерия выразительности. В процессе обучения в начальной школе формируется языковая личность младшего школьника. Учитель начальных классов раскрывает младшим школьникам богатство и красоту русского языка. На уроках литературного чтения используются различные методические приемы, направленные на совершенствование детской речи, обогащение словарного запаса, на формирование умения передавать свои мысли и чувства выразительно. Выразительное чтение художественного произведения учителем вслух помогает младшему школьнику понять идейное содержание произведения, эмоционально воспринять художественные образы произведения, ощутить их эстетическое воздействие.

Объект исследования - формирование навыка развития произносительно-интонационного чтения.

Предмет исследование – формирование навыка выразительного чтения у младших школьников 1 и 2 классов.

Цель исследования - подбор методических приёмов и заданий, способствующих развитию навыков выразительного чтения на уроках литературного чтения и русского языка.

Гипотеза: формирование навыка выразительного чтения младших школьников будет проходить успешнее, если на уроках литературного чтения при соблюдении следующих условий:

1.  если систематически использовать методические приемы обучения, нацеленные на формирования выразительного чтения;

2.  если специально для упражнений подбирать дидактический материал, способствующий развитию навыков выразительного чтения.

Задачи исследования:

1.  Изучить понятие выразительность чтения и выделить компоненты выразительного чтения.

2.  Рассмотреть содержание требований ФГОС и программ по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения.

3.  Подобрать современные методические приемы формирования выразительности чтения на уроках литературного чтения.

4.  В процессе опытно – экспериментальной работы применить подобранный методический и дидактический материал.

2.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ лингвистической, психологической, методической литературы; наблюдение за учебным процессом; констатирующий и обучающий эксперименты; количественный и качественный анализ полученных результатов. Методологической основой исследования стали теория методики работы над выразительным чтением,  разработанная в трудах Ушинского К. Д., Маймана Р. Р., Львова М. Р., Завадской Т. Ф.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе современных методических приемов формирования выразительности чтения на уроках литературного чтения.Практическая значимость состоит в уточнении достаточных и доступных для учащихся 2-го класса сведений о критериях, компонентах и приемах выразительного чтения, направленных на формирование умения выразительного чтения.


3.Наличие теоретической базы опыта.

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладеть системой знаний, умений и навыков, но и развивать свои способности и творческие силы. Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика. Младший школьник при работе с текстом, по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения, должен научиться оценивать свои знания:  высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Вместе с тем учащиеся получат возможность научиться: сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;  в работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

На протяжения четырёх лет обучения литературного чтения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Выразительное чтение - чтение вслух (наизусть или по книге), в котором передается идейно-образное содержание текста при соблюдении норм литературного произношения. Выразительное чтение рассматривается как следствие и важный показатель сознательности чтения и отвечает следующим требованиям: 1) достаточная громкость, четкость и правильность произношения; 2) ясная передача мыслей автора (правильная расстановка пауз и ударений); 3) выявление в чтении чувств и настроений, содержащихся в тексте, основных черт характера, мотивов поведения и взаимоотношений героев произведения. Различие между выразительным чтением и профессиональным искусством художественного чтения заключается в степени глубины, полноты и яркости передачи содержания и художественных особенностей читаемого произведения.

Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением. На уроках необходимо использовать различные виды чтения, такие как образцовое чтение учителя, повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения, слушание грамзаписи с образцовым исполнением артиста, показательные чтения лучших учеников.

Для обозначения различных явлений в устной речи существуют общепринятые знаки разметки текста, которые помогают зафиксировать найденные интонации, сделать заметки, отделить части рассказа, выделить главное в тексте. По месте размещения в тексте знаки классифицируются на строчные, надстрочные и подстрочные. Л. Горбушина предлагает следующие наиболее часто употребляемые знаки, представлены в таблице.

1.Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком / над буквой.

2.Ударение фразовое – ударное слово подчеркивается пунктиром логическое – одной чертой, психологическое – [П] перед словом или предложением.

3.Паузы: короткая – вертикальным пунктиром (¦), средняя – одной вертикальной чертой (│‌‌‌‌), длительная – двумя вертикальными чертами (││).

4.Слитное произнесение обозначается дугой ∩ над словами.

5.Мелодика: подъем (повышение голоса) – стрелкой вверх над ударной гласной слова (  ); понижение голоса – (  ); монотон – непрерывной горизонтальной чертой над словами.

6.Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя

При формирование у младших школьников навыка выразительного чтения необходимо систематически использовать на уроке специальные приемы и упражнения на управление дыханием, постановку логического ударения; изменение силы голоса; на умение читать с верной интонацией; расстановкой пауз и темпа чтения.

Для формирования у младших школьников навыка выразительного чтения является важным отработка речевого дыхания, что легко можно выполнить на слоговом материале. Здесь дыхательные упражнения сочетают­ся с плавными движениями рук вверх — вниз.



4.Ведущая педагогическая идея.

“ Ребенок — это не ваза, которую нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь ”- сказал французский просветитель Франсуа Рабле. Данное высказывание как нельзя точно характеризует требования к учебному процессу современности, предложенные школе ФГОС. Мы должны «разжечь» у младших школьников желание учиться, постигать новое. Активизируется поисковая деятельность обучаемых, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. Проанализировав психолого-педагогические и литературоведческие источники по проблеме исследования, а также опыт работы учителей-практиков, приобрели теоретический опыт по организации целенаправленной систематической работы, направленной на формирование и совершенствование навыка выразительного чтения и речи учащихся на уроках литературного чтения и русского языка. Рассмотрев сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению, раскрыли понятия выразительного, интонационного чтения, определили средства выразительности и подобрали упражнения для формирования навыка чтения младших школьников, в соответствии с требованиями ФГОС. Также изучила методику организации этого процесса, разработала и провела уроки, на которых были использованы упражнение на формирование правильного дыхания и артикуляцию, постановку логического ударения в предложении, обучение смысловому интонированию. Учащиеся научились пользоваться условными обозначениями, которые помогают создать партитуру текста стихотворения в процессе подготовки выразительного чтения.


5. Оптимальность и эффективность средств


Цели развития произносительно-интонационных навыков на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности.

2 Развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.

3 Формирование культуры.

4 Мотивация учебно-воспитательного процесса.

5 Повышение качества и эффективности процесса обучения.

6 Выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.


Задачи развития произносительно-интонационных навыков на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников:

1 Усвоить базовые знания .

2 Систематизировать усвоенные знания.

3 Сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом и работы в группе.

5 Сформировать навыки самоконтроля.


Эффективность

Реализуются цели образования

Организация самостоятельной продуктивной деятельности, формирование коммуникативной компетенции.

Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся

Совершенствования организационных форм и методов обучения, воспитания.

Формирования умения самостоятельно приобретать знания.

Визуализации представленной информации.

Одновременное использования нескольких каналов восприятия учащихся.



6.Результативность

Результаты опытно – экспериментальной работы показали, что теоретические и методические знания, приобретенные мной, дают мне возможно осознанно включать в учебный процесс упражнения, направленные на формирование навыка выразительного чтения. Всё это отражается на результатах эксперимента. Выразительное чтение стихотворения учащимися кроме эмоциональности наполняется осознанностью, пониманием прочитанного. Методическая подготовка самого учителя, его осознанный выбор упражнений и дидактического материала отражается на результатах обучения младших школьников.

Умение говорить выразительно, эмоционально, грамотно и полно является залогом успешного обучения младших школьников в дальнейшем, а также играет большую роль в процессе межличностного общения в жизни.


Выступления на районных методических объединениях:


Участие в районных семинарах

Также выступаю с сообщениями и делюсь опытом на школьных педагогических советах, заседаниях методического объединения и семенарах- практикумах.


Участие в профессиональных конкурсах

Регулярно провожу открытые уроки на уровне школы. Непрерывно повышаю свой профессиональный уровень, вовремя прохожу курсы повышения квалификации, очные и заочные дистанционные проблемные курсы по актуальным вопросам педагогического образования. Мною оформлено педагогическое портфолио.



7.Возможность тиражирования опыта.

Опытом работы я делюсь со своими коллегами:

- на заседаниях ШМО и РМО

- на семинарах учителей начальных классов

- на педагогических советах,

- на сайте

- на семинарах- практикумах.