СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие пространственной ориентировки ребенка с нарушением зрения 3-4 лет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возможности ребёнка ориентироваться в пространстве и самостоятельно передвигаться в нём значительно ограничены при нарушенном зрении… При обучении ребёнка с нарушением зрения ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нём предметов. Нужно учитывать, что ребёнок, как правило, переоценивает свои зрительные возможности и опирается при ориентировке на неточное зрительное восприятие. В результате у него возникают искажённые представления об осваиваемом пространстве.

Просмотр содержимого документа
««Развитие пространственной ориентировки ребенка с нарушением зрения 3-4 лет»»

Консультация для родителей










«Развитие пространственной ориентировки ребенка с нарушением зрения 3-4 лет»




Материалы подготовила:

учитель-дефектолог

Акимова Ирина Евгеньевна


Возможности ребёнка ориентироваться в пространстве и самостоятельно передвигаться в нём значительно ограничены при нарушенном зрении… При обучении ребёнка с нарушением зрения ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нём предметов. Нужно учитывать, что ребёнок, как правило, переоценивает свои зрительные возможности и опирается при ориентировке на неточное зрительное восприятие. В результате у него возникают искажённые представления об осваиваемом пространстве.

Для ребёнка с нарушением зрения условием успешности овладения ориентировкой служит умение использовать информацию об окружающем пространстве, полученную с помощью всей сенсорной сферы (слуха, осязания, обоняния, двигательной чувствительности).

Обучение пространственной ориентировке детей дошкольного возраста с различными нарушениями зрения имеют приблизительно следующую возрастную этапность.

В возрасте 3-4 лет малыша с нарушением зрения надо учить чётко различать свою правую и левую руку и ногу, а также верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части его тела. Некоторые дети с нарушением зрения могут овладеть этим навыком и раньше, если их постоянно упражняют в этом!

Уважаемые взрослые, обязательно необходимо одевая и раздевая ребёнка, во время умывания и купания, кормления постоянно повторять пространственные обозначения частей тела. Чтобы помочь малышу осознать и запомнить эти обозначения, как можно чаще употребляйте их: «Эта рука правая (взрослый дотрагивается до руки ребёнка). Возьми ложку в правую руку», «Приподними левую ногу (взрослый дотрагивается до неё рукой). Будем надевать колготки», «Надень кофту. Просунь в этот рукав правую руку» (взрослый дотрагивается до правой руки ребёнка), «Застегни на кофте пуговицы. Вот они на груди – впереди» (взрослый проводит рукой малыша по пуговицам). Также, когда стрижёте ногти малышу, проговаривайте: «Обрежем ноготки на правой ручке (ножке). А теперь на левой».

Таким образом, малыш учится употреблять слова, обозначающие пространственное расположение частей его тела. Проводите такие упражнения: «Скажи, какая эта рука?» «Топни правой (левой) ногой», «Возьми игрушку в правую (левую) руку», и т.п.

Установлено, что словесные обозначения пространственного расположения частей собственного тела с трудом усваиваются детьми с нарушением зрения. Для облегчения и ускорения этого процесса рекомендуем родителям чаще играть с малышом. Например, на левую руку малыша надо надеть детские часики, игрушечный браслет, на правой - завязать бантик. Объясняйте: «Часики у тебя на левой руке. Повтори, на какой руке часики. Бантик на правой руке. Повтори, на какой руке бантик». Делать это надо каждый день, долгое время, пока малыш не запомнит, какая рука правая, а какая левая. Этот же приём эффективен, когда надо, чтобы малыш запомнил левую и правую стороны своего тела, что тоже для него трудно. В этом случае левая сторона тела малыша может связываться с расположением сердца. Взрослый прикладывает руку малыша к его груди, помогает найти сердце, предлагает послушать, как оно бьётся. Можно сделать аппликационное изображение сердца (из ткани, картона), осторожно прикрепить его на одежду на груди с левой стороны. Малышу объясняют, что эта сторона его тела левая. С другой – правой стороны можно прикрепить значок, бантик, аппликационное изображение цветка, объяснив, что эта сторона его тела – правая.

Все эти так называемые метки (аппликационные изображения, бантики, значки, брошки) должны быть яркими, с чётко выраженными частями, легко воспринимаемыми и зрительно, и осязанием. Обучению детей различать правую и левую стороны «на себе» и словесно обозначать их соответствующими терминами придётся уделить много времени, так как ориентировка именно в этих направлениях является основой освоения детьми не только схемы своего тела, но и пространства вокруг себя. Обращаем Ваше, уважаемые родители, внимание на то, что в Вашем словаре не должно быть неточных слов типа: «та, эта» (вместо «правая, левая»), «там, тут, туда» (вместо «справа, слева, направо») и т.д.

При каждом удобном случае надо употреблять слова, обозначающие пространственное расположение частей тела малыша и направления пространства! Например, «Дай мне правую руку». Если малыш не может самостоятельно определить, какая рука правая, а какая левая, дотроньтесь до той руки, которую назвали. На прогулке проговаривайте те направления, в которых движетесь с малышом: «Сейчас мы с тобой идём прямо, вперёд. Теперь мы повернём направо». Слова сопровождайте указательными жестами в направлении движения.

Чтобы закрепить навыки ориентировки на собственном теле, постоянно предлагайте малышу находить на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник, рукава, карманы, застёжки) и их расположение, используя при этом пространственные обозначения: «Этот карман правый, а этот левый», «Воротник вверху», «Пуговицы на платье сзади». Скажите малышу: «Положи носовой платок в правый (левый) карман». «Покажи на своей рубашке правый (левый) рукав». «Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу». Ваш малыш научится этим действиям, если направлять его руки на детали одежды для их тактильного обследования. Вам нужно назвать деталь, обозначив её расположение, и предложить малышу повторить. Со временем он будет делать это самостоятельно!..

Непременно нужно научить малыша правильно подниматься и спускаться по лестнице: держаться за перила одной рукой, ставить одну ногу на одну ступеньку, а другую – на следующую, смотреть под ноги (если у малыша есть зрение) или (если малыш не видит) чувствовать, находить ногой начало и конец ступеньки. Вы должны идти синхронно с малышом, но на одну ступеньку выше, если поднимаетесь по лестнице, и на одну ступеньку ниже, если спускаетесь.

Учите малыша ориентироваться в ближайшем пространстве с точкой отсчёта «от себя». Предлагайте ему такие задания: «Покажи рукой (флажком) справа от себя», «Иди вперёд», «Поставь игрушку слева от себя».

Каждое упражнение сначала проводится совместно со взрослым. Например, дайте малышу игрушку в левую руку. Спросите: «Какая это рука?» Дотрагивайтесь до руки малыша. «Правильно, эта рука левая. Подними руку с игрушкой вверх. Вот так (поднимите левую руку с игрушкой вверх). Скажи, в какой руке ты держишь игрушку? Правильно, в левой руке». (Опустите руку малыша вниз, прижав её к левому боку.) «Поставь игрушку слева от себя. Вот так». Покажите, как поставить игрушку слева «от себя», рядом с левой ногой. Затем спросите: «С какой стороны от себя ты поставил игрушку?»

Слуховое восприятие, умение различать звуки, определять, какие предметы их издают или какие действия они сопровождают, помогает практической ориентировке в пространстве. Слуховое внимание позволяет находить источник звука. Например, в большой комнате работает телевизор, на кухне мама с бабушкой обсуждают, что приготовить на ужин, в прихожей звонит телефон, потом папа разговаривает с кем-то по телефону, в ванной льётся вода и т.д.

Очень полезны упражнения в самостоятельном передвижении на звук! Например, на голос мамы, на звуки игрушек: колокольчика, погремушки, бубна, дудочки, на звонок телефона. Целесообразны такие упражнения: «Иди в ту сторону, где мама разговаривает», «Покажи рукой в ту сторону, где звонит телефон».

Малыша с нарушенным зрением надо учить контролировать свои передвижения в пространстве с помощью зрения. Например, предложите малышу сначала найти глазами звучащий предмет, который должен быть расположен недалеко от него, а затем идти к нему.

Учите своего малыша очень внимательно «прислушиваться» к тому, что чувствуют его ноги, когда он переходит из одного помещения в другое, различать изменение покрытия пола в разных помещениях Вашей квартиры: в комнате – паркет, на кухне – линолеум, а в ванной – кафель.

Проведите малыша по квартире босиком (если пол в квартире не очень холодный) или в тонких носочках, обращая его внимание на покрытие пола и направляя его восприятие такими инструкциями и вопросами: «Остановись. Проведи ножкой по полу. Вот так. (Возьмите ступню малыша в свою руку, прижмите к полу, не нажимая очень сильно, проведите подошвой ступни по полу несколько раз в разных направлениях). Что ты чувствуешь?». Во время таких действий дайте малышу образцы описания того, что он воспринимает. Например, «Пол гладкий и холодный» (в ванной), «Пол не совсем ровный» (в комнате). Помогите малышу почувствовать подошвами ступней плитки паркета, границу между паркетным полом и ковром, который лежит посередине комнаты или перед диваном и т.п.

Надо обращать внимание малыша также и на различные запахи, свойственные предметам, продуктам! Это очень важно: запахи характеризуют не только какие-то отдельные предметы, но и свидетельствуют о деятельности людей. Например, на кухне пахнет борщом, который готовят; в ванной – шампунем (особенно сильно, когда кто-то моет голову) или стиральным порошком, мылом (мама стирает); в бабушкиной комнате – лекарством, которое она принимает и т.п.

Уважаемые взрослые, Вам следует осознать, что умение выделять в окружающем пространстве различные информационно значимые сигналы позволит Вашему малышу чувствовать себя более комфортно, так как он сможет самостоятельно передвигаться из одного помещения в другое и впоследствии сумеет использовать эту способность для ориентировки в любом незнакомом пространстве! Поэтому необходимо серьёзно заниматься развитием чувственной сферы Вашего малыша.

Столь же важно умение ориентироваться в малом пространстве (например, на поверхности стола). Предложите малышу положить руки на стол ладошками вниз. Напомните, какая рука правая, а какая левая. Объясните: «То, что лежит около правой руки – справа от тебя, а то, что около левой – слева от тебя». Дотрагивайтесь поочерёдно до правой и левой руки малыша. Делайте своей рукой указательные жесты направо и налево от него. Когда малыш ест, обращайте его внимание на то, что тарелка стоит перед ним, ложка лежит справа, а хлеб слева от него

И напоследок, напоминаем, что овладение ориентировкой в пространстве ребёнком с нарушенным зрением – процесс сложный и длительный, требующий от родителей настойчивости и терпения и, конечно же, огромного желания помочь своему ребёнку адаптироваться к условиям жизни на ограниченной сенсорной основе



Желаем успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!