© 2025, Филипова Октябрина Мичиловна 66 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
ГАПОУ РС(Я) «Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Развитие прыгучести волейболистов сборной Намского педагогического колледжа с применением утяжелителей
| Выполнила: Филиппова Октябрина Мичиловна студентка группы: ФК21Б Специальность: 49.02.01 «Физическая культура» Руководитель: Сергеев Валентин Валериевич Рецензент: Эверстов Юрий Афанасьевич Допущена к защите: «___»________20__ г. Защищена: «___»________________20__г. С оценкой____________________________ |
2024-2025 учебный год
Оглавление
Введение……………………………………………………………….……… | 3 |
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития прыгучести волейболистов……………………………………………………………….. |
5 |
1.1. Характеристика прыгучести как физического качества……………… | 5 |
1.2. Средства развития прыгучести при занятиях волейболом…………… | 17 |
1.3. Методы развития прыгучести при занятиях волейболом…………….. | 23 |
Глава 2. Экспериментальное обоснование развития прыгучести у волейболисток Намского педагогического колледжа с применением комплекса упражнений с утяжелителем…………………………………… |
29 |
2.1. Методы исследования…………………………………………………… | 29 |
2.2. Организация исследования……………………………………………... | 31 |
2.3. Результаты исследования и их обсуждение…………………………… | 32 |
Заключение…………………………………………………………………… | 37 |
Практические рекомендации………………………………………………... | 39 |
Список источников и литературы…………………………………………... | 40 |
Приложение |
|
Введение
Актуальность. Современный волейбол – достаточно массовая и зрелищная игра. Занимаясь волейболом, можно значительно укрепить здоровье и физическое развитие. Современные исследования показывают, что систематическая игра в волейбол способствует улучшению обмена веществ, работы органов кровообращения и дыхания, глубокого и периферического зрения, способности нервно-мышечного аппарата быстро напрягать и расслаблять мышцы; помогает укреплению опорно-двигательного аппарата.
Волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Сила, быстрота, гибкость, ловкость – все эти качества чрезвычайно важны для игрока в волейбол. Но особенно важным является развитие скоростно-силового качества мышц ног, прыгучести. Доказано, что значительная доля выигрыша очков в игре достигается в борьбе над сеткой (блок, нападение), а чтобы ставить блок и нападать, необходимо хорошо прыгать. Поэтому прыжок является одним из ведущих компонентов в волейболе. И уже на начальном этапе подготовки волейболистов развитию его техники должно уделяться особое внимание. Следовательно, возникает необходимость совершенствования научно-методического обеспечения тренировочного процесса волейболистов, улучшения качества, структуры и содержания подготовки. Необходимо разрабатывать методики развития прыгучести.
Вопрос эффективного подбора средств и методов для развития определенных качеств всегда является актуальной проблемой исследования, поскольку дает возможность улучшить и разнообразить учебно-тренировочный процесс спортсмена.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс волейболисток команды Намского педагогического колледжа.
Предмет исследования – развитие прыгучести у волейболисток команды Намского педагогического колледжа с применением утяжелителей.
Цель исследования – определить эффективность применяемого комплекса упражнений с утяжелителем, направленного на развитие прыгучести у волейболисток команды Намского педагогического колледжа.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Составление комплекса физических упражнений с утяжелителем, направленного на развитие прыгучести у волейболисток команды Намского педагогического колледжа.
3. Экспериментальное доказательство эффективности составленного комплекса физических упражнений с утяжелителем, направленного на развитие прыгучести у волейболисток команды Намского педагогического колледжа.
Гипотеза исследования: предполагалось, что регулярное применение комплекса физических упражнений с утяжелителем позволит значительно повысить уровень проявления прыгучести волейболисток команды Намского педагогического колледжа.
Теоретическая значимость – состоит в том, что полученные данные вносят новые положения в теорию спорта, физической подготовки волейболистов, в частности, в методику развития прыгучести. Они расширяют теорию развития физических качеств в волейболе, в теории спортивных игр, в теории физической подготовки волейбольных команд.
Практическая значимость исследования: содержание экспериментальной методики развития прыгучести волейболистов и практические рекомендации по ее применению дают возможность их внедрения в учебно-тренировочный процесс.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития прыгучести волейболистов
1.1. Характеристика прыгучести как физического качества
Термин «прыгучесть» существует в научно-методической, специальной литературе и практической работе спортсменов и тренеров в большинстве специализаций. В процессе исторического развития спорта и специальных исследований смысловое содержимое этого понятия подвергалось развитию и уточнению. Первую попытку раскрыть смысловое содержание понятия «прыгучести», отраженную в литературных источниках, осуществил В. С. Клименко в 1939 г., охарактеризовав прыгучесть как сочетание силы и правильной координации всех усилий при отталкивании. [32] Позже прыгучесть, как форма проявления скоростно-силовых способностей, определялась как способность спортсмена сильно и быстро осуществить толчок. Ю. В. Верхошанский под прыгучестью рассматривал способность спортсмена путем отталкивания «подбросить общий центр тяжести своего тела на наибольшую высоту». [15]
Прыгучесть – комплексное (скоростно-силовое) качество двигательной деятельности, сочетающей силу, эластичность и скорость мышечных сокращений, при сохранении оптимальной амплитуды движений. [33] Важными составляющими качественного прыжка являются: эффективность отталкивания, техники полета и приземления.
Прыгучесть – достаточно многогранный термин, совмещающий в себе другие физические, координационные качества, проявление которых взаимосвязано и взаимообусловлено. Основой развития прыгучести является работа нервно-мышечного аппарата, которая зависит от функциональной подготовки и функционального состояния организма, т.е. от величины стартовой скорости. Помимо этого, для выполнения прыжка спортсмен должен обладать высокоразвитой ловкостью, которая особенно нужна в полётной опорной фазе прыжка.
Прыгучесть – это форма проявления скоростно-силовых способностей.
Скоростно-силовые способности – это способности человека проявлять предельно возможные усилия в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений.
Современный тренировочный процесс не обходится без скоростно-силовой подготовки. Она нужна для того, чтобы повышались функциональные возможности спортсмена и результаты в том виде спорта, которым он занимается.
Считается, что к числу скоростно-силовых способностей относятся:
- быстрая сила, которая отмечается непредельным напряжением мышц, проявляемых в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигая предельной величины;
- взрывная сила – квалифицируется как способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы за возможно короткое время (например, в прыжках). [5] Эффективность «Взрывной силы» зависит от степени межмышечной и внутримышечной координации, а также от собственной реактивности мышц, т.е. нервных процессов. У тренированных спортсменов проявляется большая величина силы в меньший промежуток времени, чем у начинающих. [22]
Таким образом, под скоростно-силовой подготовкой подразумевается эффективное сочетание методов и средств комплексного воспитания силы и быстроты. [6, 31]
Скоростно-силовые качества, называемые мощностью, являются результатом оптимального сочетания скорости и силы. Мощность возможно увеличить за счет увеличения силы или скорости сокращения мышц или обоих составляющих. Чаще всего, наибольший рост мощности достигается за счет увеличения мышечной силы. Мышечная сила, измеряемая в условиях динамического режима работы мышц (концентрического или эксцентрического сокращения), обозначается как динамическая сила. Она определяется по ускорению, сообщаемому массе при концентрическом сокращении мышц, или по замедлению (ускорению с обратным знаком) движения массы при эксцентрическом сокращении мышц. Такое определение основывается на физическом законе. При этом проявляемая мышечная сила находится в прямой зависимости от величины перемещаемой массы: в некоторых пределах с увеличением массы перемещаемого тела показатели силы растут; дальнейшее увеличение массы не сопровождается приростом динамической силы. [23] При измерении динамической силы испытуемый выполняет движение, которое требует сложной внемышечной и внутримышечной координации. Поэтому показатели динамической силы значительно различаются у разных людей и при повторных измерениях у одного и того же человека. [23]
Скоростно-силовые способности – это своеобразный симбиоз собственно-силовых и скоростных способностей. Основу скоростно-силовых способностей составляют функциональные свойства нервно-мышечной системы, позволяющие совершать действия со значительным мышечным напряжением, которые требуют максимальную быстроту движений.
Динамическая сила, измеряемая при концентрическом сокращении мышц, меньше статической. Естественно, подобное сравнение проводится при максимальных усилиях испытуемого в обоих случаях и при одинаковом суставном угле. В режиме эксцентрических сокращений (уступающий режим) мышцы способны проявлять динамическую силу, значительно превышающую максимальную изометрическую. Больше скорость движения, значит и больше проявляемая динамическая сила при уступающем режиме сокращения мышц. [23] У одних и тех же испытуемых обнаруживается умеренная корреляция между показателями статической и динамической силы.
Увеличение динамической силы в результате динамической тренировки может не вызывать повышения статической силы. Изометрические упражнения или не увеличивают динамической силы, или увеличивают значительно меньше, чем статическую. Все это указывает на чрезвычайную специфичность тренировочных эффектов: использование определенного вида упражнений (статического или динамического) вызывает наиболее значительное повышение результата именно в этом виде упражнений. Более того, наибольший прирост мышечной силы обнаруживается при той же скорости движения, при которой происходит тренировка. [23]
При проявлении скоростно-силовых способностей, ведущее место занимает градиент силы (прирост силы в единицу времени). Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых способностей наиболее распространенными считают прыжковые упражнения. Скорость может быть общей и специальной.
Скорость движений, частота и скорость реакции зависят от уровня спортивной техники. Овладение наиболее рациональной формы движений (правильное расположения центра тяжести тела, направление усилий, ускорение рычагов, использование инерции и т.д.) позволяет выполнять их быстрее. Но быстрые движение в спорте выполняется с проявлением большой мышечной силой – «взрывной», и быстрой силой. [28]
Взрывная сила – отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы за возможно короткое время.
Взрывная сила характеризуется 2 компонентами:
1. Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжений.
2. Ускоряющая сила – способность мышц наращивать рабочее усилие в условиях их начавшегося сокращения. [29]
В проявлении взрывной силы очень большую роль играют скоростные сократительные свойства мышц, которые в значительной мере зависят от их композиции, т. е. соотношения быстрых и медленных волокон. Быстрые волокна составляют основную массу мышечных волокон у высококвалифицированных представителей скоростно-силовых видов спорта. В процессе тренировки эти волокна подвергаются более значительной гипертрофии, чем медленные. Поэтому у спортсменов скоростно-силовых видов спорта быстрые волокна составляют основную массу мышц (или иначе занимают на поперечном срезе значительно большую площадь) по сравнению с нетренированными людьми или представителями других видов" спорта, особенно тех, которые требуют проявления преимущественно выносливости.
Скоростно-силовая подготовка это – обязательная составляющая тренировочного процесса любого волейболиста. Так как с ее помощью можно развить абсолютно все необходимые навыки: быстроту, силу, координацию движений. В волейболе, примерно 80% движений являются скоростно-силовыми.
Обязательными методическими условиями при развитии скоростно-силовых способностей являются характеристики каждого повторения с максимально возможным результатом, то есть коэффициент напряжённости при выполнении упражнений должен быть как можно выше. [14]
Современные представления в теории и методике спортивной тренировки о развитии прыгучести сводятся к тому, что применение упражнений преимущественно прыжкового характера способствуют улучшению лишь скорости отталкивания, а применение упражнений силового и скоростно-силового характера обеспечивают прирост скорости и силы отталкивания. Следует считать доказанными положения о необходимости преимущественного развития силы мышц, где сочетаются упражнения на увеличение подвижности в суставах и их расслаблением. [1, 4] Величина усилий, развиваемых за максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках, должна быть предельно большой. Это возможно лишь при их “взрывном” характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий.
Быстрота движений, как компонент прыгучести, обеспечивается высокой функциональной неустойчивостью нервных центров и сопровождается быстрой сменой возбуждения, торможения, сокращения и расслабления мышц.
Координация деятельности мышц – синергистов и антагонистов имеет большое значение, правильный выбор задействованных мышц – синергистов при ограниченной активности мышц - антагонистов. Для проявления определенного уровня прыгучести большое значение имеет точность прилагаемых усилий при высокой скорости выполнения движений. Это соответствие обеспечивает ритм движений. Основным фактором развития прыгучести является степень проявления физических и координационных качеств. Известно, что на начальных этапах тренировки уровень развития силы является важной предпосылкой для увеличения показателей взрывной силы. [41]
Развития быстроты, силы, выносливости оказывает большое влияние на овладение техникой физических упражнений и является основополагающим определением уровня спортивных достижений. [37]
Специфика прыжковых действий состоит в том, что они в своей основе имеют тонкое сочетание движений игроков с направлением и скоростью удара мяча, следовательно, прыгучесть вариативна также, как и техника. [1] Эффективность действий спортсмена в волейболе обусловливают точность и быстрота выполнения игровых действий, а также способность использования двигательного потенциала. [21]
В связи с этим, в плане развития и совершенствования прыгучести, особенно важно управлять этой комплексной способностью в соответствии с выполнением того или иного двигательного действия. Сложность управления любым качеством в спортивных играх заключается в том, что игроку противодействует соперник, и он принимает конкретное решение в зависимости от игровой ситуации (расположения партнеров по команде и противника, направление полета мяча и т.д.). [21]
Ввиду того, что прыгучесть определяется многими специалистами как комплексная способность человека проявлять усилия максимальной сложности в кратчайший промежуток времени, главными критериями, определяющими управляемость прыжка, будут время отталкивания, прилагаемая при этом сила, высота прыжка и его продолжительность. [8]
Проявление скоростно-силовых способностей в волейболе выражается в прыжковых элементах. Прыжок по своему характеру относится к группе скоростно-силовых способностей с ациклической структурой движения. Толчок – это главная фаза прыжка. В нем развивается усилие максимальной мощности, имеющая реактивно-взрывной характер. Скоростно-силовые способности выражаются разными режимами мышечного сокращения, что способствует быстрому перемещению тела в пространстве.
Выделяется:
Общая прыгучесть – способность совершать прыжок (вверх, в длину).
Специальная прыгучесть-способность развивать высокую скорость отталкивания.
Это и есть основное звено в проявлении прыгучести, т.е. сочетания разбега и прыжка. Прыгучесть, является одним главных специфических двигательных качеств, определяющая скорость движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость прыжка.
Основа любого прыжка – это скорость и сила. Чтобы эффективно выполнить прыжок, как в высоту, так и в длину, спортсмен должен обладать высокими скоростными способностями.
Когда требуется проявление наибольшей скорости, приходится преодолевать большое внешнее сопротивление. Связь между скоростью и силой во многих движениях напрямую связано с индивидуальными особенностями человека. [5]
Увеличение уровня максимальной силы приводит к росту скорости движений. Если внешнее отягощение мало, то прирост силы минимально сказывается на приросте скорости. Увеличение уровня максимальной скорости приводит к росту скоростных и силовых способностей. При одновременном повышении показателей скорости и силы увеличивается скоростно-силовые способности. [22]
Достичь значительного увеличения уровня максимальной скорости чрезвычайно тяжело, но задача повышения скоростно-силовых способностей разрешима.
Как упоминалось выше, показатель прыгучести один из главных факторов в волейболе. Чем выше и быстрее прыгает спортсмен, тем он более полезен для своей команды. Прыжки повсеместно используются в игре, как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях.
Чем выше волейболист отталкивается при выполнении атакующего удара, тем сложнее против него производить игровые действия в защите. Также скоростно-силовые способности используются в игре при блокировке мяча во время выполнения атакующего удара. Здесь у игрока должен быть высокий прыжок для выполнения этого технического приема.
Большинство прыжков в игре производится на фоне усталости. Все это предъявляет большие требования к прыгучести волейболиста.
Количество усилий, развиваемых за максимально возможное короткое время при выполнении толчка в прыжках спортсмена (в пределах 0,15-0,12 с.), должно быть предельно большим. Величина усилий спортсмена будет чрезвычайно велика при взрывном характере. [30] Взаимная связь между скоростью и силой проявляется в мощности движений спортсмена. Для сильного и резкого отталкивания игроку необходима мгновенная сократимость мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Таким образом, взрывная сила представляет собой способность проявлять наибольшую величину мышечных усилий в кратчайший отрезок времени.
Быстрота движений как еще один компонент прыгучести обеспечивается высокой функциональной лабильностью нервных центров, вследствие чего сопровождается быстрой сменой возбуждения и торможения, а также сокращения и расслабления мышц. [12]
Немаловажное значение имеет координация деятельности мышц – синергистов и антагонистов, а также правильный выбор активируемых мышц синергистов (т.е. мышц, которые выполняют одинаковую сократительную функцию в различных упражнениях) при ограничении активности мышц антагонистов конкретного сустава.
Все скоростно-силовые упражнения для развития прыгучести, с точки зрения энергетической работы мышц, относятся к анаэробным упражнениям. Их максимальная продолжительность – менее 2 мин. Основными показателями энергетической характеристики этих упражнений являются максимальная анаэробная мощность и максимальная анаэробная емкость (способность). Максимальная для данного человека мощность работы может поддерживаться только в течение нескольких секунд. Работа такой мощности выполняется почти исключительно за счет энергии анаэробного расщепления мышечных фосфагенов. Поэтому запасы этих веществ и особенно скорость их энергетического использования определяют максимальную анаэробную мощность. [6]
Короткий спринт и прыжки – это упражнения, результаты которых зависят от максимальной анаэробной мощности. Прыжковое движение, то есть сам толчок, состоит из фазы амортизации и фазы активного отталкивания. При амортизации центр тяжести направлен вниз – к опоре, работа мышц приобретает уступающий характер. В момент активного отталкивания общий центр тяжести тела удаляется от опоры, и характер работы меняется на преодолевающий.
Далее рассмотрим сенситивные периоды развития физических качеств, необходимые для комплексного развития прыгучести.
Сенситивный период – это наиболее благоприятный момент для возможности повлиять на развитие того или иного физического качества, способности. Такие периоды проявляются асинхронно. Обратимся подробно к каждому физическому качеству и способности.
Сила – способность за счет мышечных сокращений преодолевать внешнее сопротивление. Измерить силу можно с помощью максимального мышечного напряжения. Она бывает абсолютной и относительной.
Абсолютная сила – это отношение мышечной силы к физиологическому поперечнику мышцы (площади поперечного разреза всех мышечных волокон). Относительная сила – отношение мышечной силы к анатомическому поперечнику (толщине мышцы в целом). Виды проявления работы мышц: статическая (изометрическая работа мышц) и динамическая (изотоническая работа мышц) силы – различаются в зависимости от режима мышечного сокращения [19].
Величина силы зависит от:
- физиологического поперечника (числа мышечных волокон); состава мышечных волокон (соотношение слабых, более возбудимых медленных мышечных волокон и мощных высоко пороговых или быстрых);
- активизации многих двигательных единиц; синхронизации активности двигательных единиц; межмышечной координации (расслабление мышц антагонистов, то есть таких групп мышц, которые расположены параллельно друг другу и действуют в противоположных направлениях);
- миофибриллярной гипертрофией мышц (рост толщины и более плотной упаковкой миофибрилл); увеличением частоты нервных импульсов (обеспечением перехода от слабых к мощным титаническим);
- психофизиологических механизмов (бодрость, сонливость, утомление, мотивации и эмоции увеличиваются за счет гормонов гипофиза – соматотропин, окситоцин; надпочечников – кортизол, адреналин; половых желез – прогестерон, тестостерон);
- биоритмов (суточные – циркадные, годичные). [23]
Для увеличения силы используют собственный вес или упражнения с отягощениями (штанга, гантели, утяжелители на руки или на ноги), упругие предметы (резиновые канаты, пружинные амортизаторы). К методике повышения силы можно отнести: преодоление силы до отказа; преодоление около предельного сопротивления; преодоление сопротивлений с предельной скоростью. Первые два метода развивают силу, а третий скоростно-силовое качество. Упражнения, развивающие силу, следует выполнять не более 3-4 раз в неделю.
Наиболее подходящий период развития абсолютной мышечной силы наблюдается у мальчиков 13-19 лет, у девочек 12-17 лет (максимального значения качество силы достигает к возрасту 18-20 лет).
Скоростные способности – (качество – быстрота) способность человека совершать максимальное количество движений в единицу времени. Сенситивный период развития различных проявлений качества быстроты приходится на 11-14 лет (максимальный уровень достигается к 15-ти годам). Быстрота движений во многом определяется сократительными способностями мышц. [21] Следует иметь в виду и то, что к 14-15 годам темпы возрастных функциональных и морфологических перестроек снижаются (что ограничивает прирост качества - быстроты движений). [11] В этот возрастной период падают и темпы прироста качеств в скоростно- силовых упражнениях. Их можно поддерживать или в незначительной степени развивать только целенаправленными упражнениями.
Самым благоприятным периодом для развития скоростно-силовых способностей является возраст 11-12 лет, ведь именно в этот промежуток отмечается интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, как основы скоростно-силовых видов спорта и сложно координационных видов деятельности человека. [40] В этом возрасте для развития скоростно-силовых способностей, прыгучести необходимо уделить особое внимание динамическим упражнениям взрывного характера, с использованием незначительных по весу отягощений, в том числе и веса собственного тела (прыжки в глубину с последующим отталкиванием, прыжки на скамейку др.).
К 13-14 годам у занимающихся достигается предельная частота движений, которая доходит до величин взрослых, чем создаются физиологические предпосылки для обучения технике скоростных, скоростно-силовых упражнений (спринтерский бег, метания).
На развитие прыгучести также оказывает влияние уровень развития координационных способностей (ловкости).
Координация – это точность выполнения упражнений, частный случай понятия ловкости. Под ловкостью понимается способность выполнения сложно-координационных движений, быстрого перехода с одного упражнения на другое; способность создавать новое движение, необходимое в данных условиях. [36]
Координация это точность самого движения, а ловкость это быстрота и точность перехода от движения к движению. В основе этих возможностей лежит способность к экстраполяции (предвидение и построение нового двигательного действия), ориентация, реакция на раздражитель, лабильность (смена торможения и возбуждения) и подвижность нервных процессов. [13] Выполнение сложно координационных упражнений; различные варианты движений и в тренировочных и соревновательных условиях способствуют развитию координации.
Овладение ритмом разбега, толчка, а также движениями в безопорной фазе требует высоких показателей ловкости и координации. Точность прилагаемых усилий при высокой скорости выполнения движений обеспечивает ритм движений, который неодинаков в различных движениях. При выполнении прыжка в длину атлет дополнительными движениями тела, нижних и верхних конечностей удлиняет фазу полета и способствует достижению устойчивости равновесия в безопорной фазе. [40] Развитие координационных способностей наиболее благоприятно с 7-10 до 13-15 лет. Именно на протяжении сенситивных периодов применяемые средства и методы в физическом воспитании достигают наилучшего тренирующего эффекта. В последующие периоды те же средства и объемы тренировочных нагрузок подобного прироста физических качеств не обеспечивают.
1.2. Средства и методы развития прыгучести при занятиях волейболом
Игра в волейбол всегда предъявляет высокие требования к развитию скоростно-силовых способностей спортсмена. Игроку, у которого недостаточно развиты скоростно-силовые способности, сложно овладеть современной техникой атакующего удара.
Основные средства, применяемые в развитии скоростно-силовых способностей волейболиста – физические упражнения с сопротивлением (отягощением), с преодолением собственного веса и веса партнера, со штангой, гантелями, набивными мячами, амортизаторами, и т.п.). [22]
Такие упражнения используют в процессе тренировочной работы. Скоростно-силовыми называются динамические упражнения, в которых основные мышцы одновременно проявляют предельную силу и скорость их сокращения. Выделяются специальные и дополнительные упражнения.
Критериями оценки соответствия средств, специальной силовой подготовки требованиям проявления силы в различных упражнениях являются: амплитуда и направленность движений; акцентируемый участок рабочей амплитуды движения; величина динамического усилия; быстрота развития максимального усилия; режим работы мышц. [8] При использовании технических средств силовой подготовки спортсмена важно принимать во внимание следующее: тренирующий эффект любого средства снижается по мере повышения уровня специальной физической подготовленности, тем более достигнутого этим средством; используемые средства должны создать оптимальный по силе тренирующий эффект относительно текущего состояния организма тренирующегося.
Основными средствами воспитания скоростно-силовых качеств волейболистов двенадцати лет выступают упражнения с высокой мощностью мышечных сокращений, для которых характерно такое соотношение скоростных и силовых характеристик движений, где значительная сила проявляется в возможно меньшее время.
Специальные упражнения, развивающие скоростно-силовые способности, можно распределять по целевой направленности. Данные упражнения направлены на дальнейшее увеличение потенциала двигательных возможностей спортсмена.
Дополнительные упражнения – нацелены на выполнение потенциала их двигательной возможности с помощью целенаправленной оптимизации режима.
Основными средствами развития скоростно-силовых способностей у волейболистов выступают:
1. Упражнения с инвентарными предметами. Например, набивной мяч (баскетбольный), гантели и др.
2. Упражнения с отягощением собственного веса тела:
- упражнения, в которых напряжение мышц создается за счет собственного веса тела. Например, подтягивания на перекладине, отжимания, удержание равновесия в упоре. Периодичность таких упражнений составляет 3-4 подхода по 8-10 раз, с интервалом отдыха 2-4 минуты.
- упражнение, где собственный вес тела отягощается другими предметами. Например, при использовании специальных поясов, манжетов. Цикл таких упражнений составляет 3-4 подхода по 6-8 раз, с интервалом отдыха 2-5 минут.
- упражнения, где собственный вес тела уменьшается с помощью дополнительных опор.
3. Упражнения с использованием тренажеров общего типа.
4. Упражнения, направленные на рывковые тормозные действия. Смысл их в том, чтобы быстро сменить напряжение при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов. [5]
Дополнительные средства, которые возможно применять для развития скоростно-силовых способностей:
1. Упражнения с использованием окружающей среды.
- бег с высоким подниманием бедра, по пояс в воде;
- бег по песку;
- бег с выполнением прыжковых элементов по мягкому грунту (торф, опилочная дорожка). Выполняется в различных темпах на дистанцию 20-30 метров;
2. Упражнения с использованием сопротивления различных предметов. Например, резиновые жгуты, различные эспандеры и т.п.
3. Упражнения с сопротивлением веса партнера.
В роли средств выступает бег на спринтерские дистанции, широкий ассортимент прыжковых элементов. Подбор величины сопротивления и темпов выполнения упражнения для развития скоростно-силовых способностей находится в прямой зависимости от индивидуальных способностей спортсмена, его возрастных и морфологических особенностей. [6]
Подготовительные упражнения занимают важное место в физической подготовке. Они оказывают всестороннее влияние на опорно-двигательный аппарат спортсмена. Итог воздействия каждого упражнения зависит от различных соотношений качественных и количественных характеристик техники их выполнения.
Основное методическое правило для целенаправленного развития скоростно-силовых качеств: все используемые упражнения, независимо от величины и характера отягощений, должны выполняться в предельном возможном темпе. [4]
Для развития силы мышц разгибателей бедра, голени, стопы, задействованных в непосредственном участии в скоростно-силовых упражнениях, необходимо выполнять прыжковые элементы.
Одним из особо эффективных упражнений можно считать выпрыгивание после прыжков в глубину. Основной задачей силовой тренировки волейболистов среднего школьного возраста является укрепление мышечной группы всего двигательного аппарата, воспитание умений и развитие навыков проявления двигательных и статических усилий в различных условиях. Также не стоит обделять вниманием силовые упражнения, выполнение которых позволяет избирательно повлиять на развитие отдельных мышечных групп, имеющих важное значение в том или ином виде спорта. Здесь имеются в виду упражнения, имеющие сходство по структуре и характеру нервно-мышечных усилий с основными упражнениями, а также упражнениями, направленными на развитие мышечных групп, которые несут основную нагрузку при выполнении упражнения. [33]
Скоростно-силовые качества можно воспитать также, применяя задания и игры с предметами (передачи, броски, ловля, перекладывание) и без предметов. Важно выполнять эти упражнения с предельной и около предельной скоростью, делая акцент на точность и сохранение заданной амплитуды. Абсолютно все упражнения комплекса не обязательно должны быть включены в урок. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств целесообразнее подбирать, ориентируясь на совершенствуемые двигательные действия. Скоростные упражнения эффективнее использовать ближе к началу занятия, когда нервная система подростков находится в оптимальном состоянии. Чистое время их выполнения варьируется от нескольких секунд до нескольких минут (как правило, не более 2-5).
Отмечается прямая зависимость веса отягощения при использовании комплекса специальных силовых упражнений с отягощением, и процента повышения силовых способностей. Так, вес в 30-50% от максимального, повышает силовые способности у детей среднего школьного возраста до 18 %. Применение отягощений весом 70-90% от максимального позволяет достичь максимального прироста силовых способностей до 19%. Применение веса отягощения в «золотой середине» – 50-70% от максимального дает лучший результат – пропорциональное развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств. Причем использование данной методики обеспечивает устойчивое сохранение достигнутого уровня скоростно-силовой подготовленности. Таким образом, последовательное выполнение упражнений в комплексе с отягощением от 30 до 90 % от максимальных служит наиболее действенным для развития «взрывной силы» и сопровождается адаптацией организма к нагрузке скоростно-силовой направленности.
Высокоэффективная тренировка скоростно-силовых качеств в различных соотношениях силы и скорости достигается только тогда, когда мы знаем конкретные требования и характеристики движений и ограничивающих звеньев при выполнении выбранного вида. Необходимо постоянно ориентироваться на них при выборе соответствующих комплексов специальных подготовительных упражнений.
Существуют следующие средства для развития прыгучести: [30]
а) Упражнения на развитие эластичности мышц ног – растягивание:
- поперечный шпагат;
- продольный шпагат на правую/левую ногу;
- «лягушка»;
- шпагат-«бабочка»;
- подъемы на гимнастической скамейке на полупальцы с последующим максимальным опусканием пяток вниз;
- мост;
- складка лежа.
б) Упражнения для развития быстроты двигательной реакции (быстроты мышечных сокращений). Скорость мышечных сокращений зависит от быстроты и мощности мобилизации химической энергии в мышечном волокне и превращения энергии химической в энергию сокращения механическую.
Чтобы развить быстроту двигательной реакции, необходимо выполнять специальные упражнения в максимально быстром темпе. [25] Примеры таких упражнений: бег на короткие дистанции 25-50 м.; прыжки с разбега/с места в длину и высоту, прыжки вверх из полуприседа, выпрыгивание вверх со скамейки.
в) Упражнения, способствующие развитию силы мышц ног:
- стопы: поднятие пальцами ног мелких предметов; сокращение на себя и отведение от себя стопы. Сгибание стопы с амортизатором, с отягощением или преодолевая сопротивление партнера. Ходить, выполнять прыжки с отягощением в руках или на ногах;
- голени: прыжки на песке, со скакалкой, прыжки через барьер на носках, на одной или двух ногах. Подъемы на носках с отягощением;
- бедра (четырехглавая и двуглавая мышцы бедра). Упражнения: различные приседания (пистолеты на правой левой ногах с опорой о шведскую стенку), отведение ног с отягощениями, выпрыгивания.
г) Упражнения для развития отталкивания:
- пружинные движения;
- прыжки на двух и на одной ноге с обязательной работой руками;
- прыжки у опоры;
- прыжки с ноги на ногу;
- прыжки с высоким подниманием бедра;
- выпрыгивания;
- приставной шаг с максимальным отталкиванием правым левым боком.
д) Упражнения на высоту или длину отталкивания – на возвышение, через препятствие, на ориентир.
е) Упражнения для развития фазы полета
- прыжки с места с прогибанием туловища и ног назад;
- поза прыжка на полу.
ж) Упражнения на растягивание.
з) Упражнения для развития фазы приземления:
- схождение и спрыгивание с возвышения; [9]
- прыжки на месте;
- многоскоки;
- лежа на спине, сокращение стоп на себя с последующим вытягиванием.
и) Упражнения на прыжковую выносливость – многоскоки, прыжки со скакалкой.
Основным условием развития скоростно-силовых способней, прыгучести является осуществление на всех этапах тренировочного процесса разносторонней строго-специализированной подготовки, средствами которой являются упражнения на развития силы, эластичности, скорости сокращения мышц и прыжковой выносливости.
Проявление способности мышечных групп действовать быстро объясняется в значительной степени либо количеством двигательных единиц, участвующих в работе, либо особенностями сократительных свойств мышц. В соответствии с этим существуют два подхода к развитию скоростно-силовых способностей: использование упражнений с максимальным усилием или с неограниченным весом.
Двигательная активность волейболистов характеризуется высокой интенсивностью и темпом в соревновательный и тренировочный период. В игровой практике процент активных форм защиты и нападения стремительно возрастает. Сложные игровые ситуации требуют от игрока перемещения по площадке с максимальной скоростью, резких остановок, прыжков с максимальным усилием при атаке или защите.
1.3. Методы развития прыгучести при занятиях волейболом
В ациклических видах спорта используется комплекс методов сопряженного и переменного воздействия, кратковременного усилия и многократного. Опыт волейбольной практики показывает, что эффективным средством повышения способности использовать скоростно-силовой потенциал является выполнение основного упражнения с субпредельной и предельной интенсивностью (метод сопряженного воздействия). Использование сопротивлений позволяет влиять на повышение уровня использования отдельных компонентов специальных скоростно-силовых качеств и позволяет резко увеличить объем специальных. Причина в том, что, преодолевая сопротивление, спортсмен даже при выполнении упражнений с предельной интенсивностью превышает максимальные показатели рассматриваемых компонентов скоростно-силовых качеств. Однако резкое увеличение объема специальных упражнений таит в себе определенную опасность. Чрезмерный акцент на выполнении упражнений с облегченными или утяжеленными сопротивлениями как на одной тренировке, так и на отдельном этапе учебного года приведет к одностороннему улучшению использования определенных параметров скоростно-силовых способностей при выполнении основного упражнения. [31]
По утверждению О. В. Жбанкова, высокий уровень скоростно-силовых способностей оказывает существенно положительное влияние на техническую подготовку спортсмена, а также на формирование двигательных навыков и умения концентрировать усилия в пространстве и времени. [15]
Рассмотрим методы, используемые для развития скоростно-силовых качеств:
1. Метод повторных упражнений характеризуется выполнением упражнений (определенное количество повторений), между заданным интервалом отдыха (сериями и повторениями) происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена.
Он подходит для развития скоростно-силовых способностей, так как позволяет локально воздействовать на определенную группу мышц. Разновидностью этого метода является метод повторно-переменный. Он характеризуется изменением нагрузки при повторении в сторону увеличения и уменьшения.
Продолжительность отдыха между интервалами определяется двумя физиологическими процессами:
- Изменения возбудимости центральной нервной системы;
- Показатели восстановления вегетативной системы (давление, пульс,
дыхание).
Интервалы между периодами отдыха должны быть короткими, чтобы возбудимость центральной нервной системы существенно не успела снизиться. Но их продолжительность должна быть достаточной, чтобы успеть восстановиться. При использовании повторной методики тренировочное воздействие на организм обеспечивается после каждого повторения в период утомления. Этот метод позволяет правильно дозировать нагрузку, укрепить опорно-двигательный аппарат, а также положительно воздействовать на сердечно-сосудистую систему.
2. Метод интервальной тренировки. Этот метод внешне похож на повторный, с той разницей, что при интервальном методе интервалы отдыха также оказывают большой тренировочный эффект. Между повторениями могут быть разные интервалы отдыха. Применяется для развития скоростно-силовой выносливости. Упражнения или бег сегментами (например, 10х20м) выполняются в течение некоторого времени с определенными уменьшающимися интервалами отдыха; интенсивные двусторонние игры выполняются в течение 10-15 минут. При постепенном уменьшении пауз отдыха или относительно постоянных интервалах отдыха, во время которых не происходит полного восстановления работоспособности, выполняют упражнения или повторяют их последовательно. [1]
3. Игровой метод. Как можно понять из названия, он заключается в применении разных игр для развития моторики, и прежде всего ловкости и скорости. Этот метод имеет существенный недостаток – дозировка нагрузки ограничена. То есть получается, что спортсмен применяет это качество больше, чем воспитывает. Конечно, есть определенная нагрузка и игрок получает ее, если он активно борется под сеткой, прыгая вертикально вверх за мячом, который отскочил после того, как соперник сделал бросок. Метод круговой тренировки заключается в том, что в том месте, где происходит тренировочный процесс по кругу, размещают станции-места с определенными упражнениями. Эти станции должны быть расположены таким образом, чтобы упражнения были универсальными.
Этот метод тренировки обеспечивает комплексную нагрузку на различные группы мышц. Упражнения подбираются так, чтобы в последующую серию включалась новая группа мышц. Это позволит значительно увеличить объем нагрузки при правильном чередовании объема и отдыха. Такой режим тренировочного процесса значительно повышает функциональные возможности дыхательной системы. В отличие от повторного метода, возможность локально направленного воздействия на необходимую группу мышц ограничена. Для развития скоростно-силовых способностей у волейболистов наиболее эффективным считается динамический режим (выполняется после глубокого прыжка с высоты 40-50 см, выпрыгивания из полного приседания и т. д.), выполняемый с небольшими весами (мешки с песком, гантели).
4. Переменный метод. При его использовании упражнения чередуются. Они требуют значительных нагрузок и упражнений с низкой нагрузкой. Продолжительность этих упражнений различна.
5. Соревновательный метод используется для развития двигательных навыков. С этой целью проводятся соревнования по прыжкам, метанию, спортивные игры.
6. Повторный интервальный метод упражнений. В этом методе комбинируются повторный и интервальный методы. Упражнения выполняются с максимальной интенсивностью. Периоды отдыха строго ограничены. [31, 32]
Какими бы ни были природные способности спортсмена, хорошо развитой прыгучести можно достичь только при тщательно продуманной и систематически проводимой тренировке.
Основным условием развития скоростно-силовых способностей, прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах подготовки разносторонней строго специализированной физической подготовки (Работа над такими физическими качествами, как сила мышц, скорость, ловкость, выносливость).
Все методы развития скоростно-силовых способностей, прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счете, способствуют возможности большего увеличения силы толчка, специальных двигательных навыков. [11]
На развитие прыгучести влияют следующие факторы:
а) Уровень межмышечной и внутримышечной координации. Это связано с вовлечением в работу значительного количества двигательных единиц, достижением высокой частоты импульсации мотонейронов и обеспечением их максимальной синхронизации. Чем выше уровень сочетания этих показателей, тем легче добиться оптимальных результатов внутримышечной координации спортсмена. Межмышечная координация характерна для согласованной деятельности определенных групп или отдельных мышц, выполняющих основную нагрузку. [28]
б) Высокая лабильность нервных центров – именно благодаря ей спортсмен способен в минимальное время сконцентрировать усилия для выполнения главного действия. Высота прыжка в значительной степени зависит от способности спортсмена к максимально быстрому развитию усилий. Движением руками создается импульс, обеспечивающий определенную скорость движений, и способствующий проявлению взрывной силы. [2]
в) Особенности морфофункционального состояния суставно-связочного и мышечного аппаратов. Растяжимость, упругость, эластичность мышечных волокон во многом определяют их сократительные способности. На число активируемых двигательных единиц влияет скорость нарастания напряжения в мышечных волокнах. Чем больше двигательных единиц вовлечено в работу, тем большее напряжение они могут развить. [3]
г) Нервно-психическое и эмоциональное состояние. Наиболее высоких результатов спортсмен может достигнуть только при устойчивом нервно-психическом состоянии и концентрации волевых усилий. [27] Кроме того, на эмоциональное состояние спортсмена воздействуют такие моменты, как: соревновательная атмосфера, уровень подготовленности спортсмена и его соперников, поведение зрителей, состояние материально-технической базы. [16] Положительные эмоции улучшают предстартовый настрой спортсмена, стимулируют все функции организма, повышают работоспособность.
д) Степень проявления физических качеств.
Физические качества – это индивидуальные особенности, которые определяют уровень двигательных возможностей человека; врожденные морфофункциональные качества, которые делают возможным физическую активность человека. При развитии прыгучести, важно не забывать о параллельном и совокупном развитии всех физических качеств, а особенно мышечной силы, быстроты, ловкости. [29]
Итак, прыгучесть определяется рядом факторов, таких как уровень межмышечной и внутримышечной координации, оптимальный угол вылета, нервно-психическое и эмоциональное состояние спортсмена, скорость маховых действий. Это предъявляет повышенные требования к ритму двигательных действий. Без достижения необходимой согласованности движений всех звеньев тела в каждой фазе прыжка, и особенно в момент отталкивания, эффективное выполнение прыжка невозможно.
Глава 2. Экспериментальное обоснование развития прыгучести у волейболисток Намского педагогического колледжа с применением комплекса упражнений с утяжелителем
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач в ходе исследования были использованы такие методы, как: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы осуществлялись в течение всего эксперимента. Изучался накопленный в науке и спорте опыт и информация по интересующей вопросу, методологические и теоретико-методические основы тренировки спортсмена, вопросы структуры и содержания способностей, а также рассматривались факторы, методы, средства и методики развития прыгучести у волейболистов.
2 Педагогическое наблюдение – организованный анализ и оценка тренировочного процесса, открытое наблюдение за испытуемыми на протяжении всего эксперимента.
3. Педагогическое тестирование. Для получения объективной информации об исходном уровне развития прыгучести у волейболистов 12 лет, принимающих участие в педагогическом эксперименте, было проведено тестирование с помощью следующих тестов:
Тест № 1 – Измерение высоты прыжка с места толчком двумя ногами со взмахом руками и касанием вертикальной планки с разметкой.
На гимнастическую стенку крепится бумажная лента с разметкой от основания (0 см) до верхней точки (250 см) с точностью до 1 см. Тестируемый должен встать боком к разметке в основной стойке и по сигналу учителя, взмахнув руками, выполнить прыжок вверх до касания измерительной черты. Измеряется высота с точностью до одного сантиметра. Из трех попыток берется лучший результат.
Тест № 2 – Измерение высоты выпрыгивания вверх с одного шага толчком одной ногой с касанием рукой разметки.
Для выполнения упражнения необходимо встать боком к разметке, прикрепленной к гимнастической стенке, сделать шаг вперед и выполнить прыжок вверх, сильно взмахнув руками и касаясь разметки пальцами. Оценивается высота выпрыгивания. Совершается три попытки и выбирается лучший результат.
Тест № 3 – Измерение дальности прыжка в длину с места толчком двумя ногами со взмахом руками.
На полу была необходимо прикрепить бумажную ленту длиной три метра с разметкой через каждый сантиметр. Тестируемый должен встать строго у начала разметки, дождаться команды учителя и прыгнуть вперед, одновременно выполняя взмах руками и стараясь приземлиться как можно дальше. После трех попыток фиксируется лучший результат в сантиметрах.
4. Педагогический эксперимент был проведен с целью определения эффективности применяемого комплекса упражнений, направленного на развитие прыгучести у волейболистов сборной Намского педагогического колледжа.
Эксперимент заключался в следующем:
Контрольная группа тренировалась по общепринятой методике, а в содержание тренировочных занятий экспериментальной группы был внедрен комплекс упражнений с утяжелителями (см. на Прил.), направленный на развитие скоростно-силовых способностей (в частности прыгучести). Избранные упражнения проводились на каждом тренировочном занятии в подготовительной части учебно-тренировочного процесса. По времени они занимали 20-30 минут, по структуре – 2-3 подхода по 6-8 прыжков.
Перед выполнением упражнений обязательно проводилась тщательная разминка для подготовки мышечно-связочного аппарата к работе. В нее включались такие упражнения, как: статическое и динамическое растягивание мышц голени, бедра и туловища, медленный бег, бег с захлестыванием голени, с подниманием бедра, бег приставными шагами, подскоки на стопе и т.д.
5. Результаты, полученные в ходе проведения первого и второго тестирований были подвергнуты математико-статистической обработке с целью определения среднего арифметического значения, и занесены в таблицу. Также, для наглядности эти результаты были представлены в форме диаграммы, с помощью которой можно увидеть значительные улучшения первоначальных тестов, а значит и уровня развития прыгучести в целом. Соответственно, можно сделать вывод об эффективности внедренной методики.
2.2. Организация исследования
Исследование проводилось на базе ГАПОУ РС(Я) «Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова» в рамках занятий секции по волейболу с сентября 2024 по май 2025 года. Исследование проводилось на занятиях волейболом сборной девушек Намского педагогического колледжа.
Исследование было проведено в 3 этапа:
1-й этап. На данном этапе исследовалась научно-методическая литература. Был проведен подбор и анализ доступной литературы по теме исследования. Определялись задачи исследования. Проводилось начальное тестирование уровня развития прыгучести у волейболисток Намского педагогического колледжа, по результатам которого были сделаны выводы и разработан план эксперимента.
2-й этап. Разработанный комплекс развития прыгучести у волейболистов Намского педагогического колледжа, на основе анализа научно-методической литературы и первичного тестирования, внедрен в учебно-тренировочный процесс.
На этом этапе осуществлялось внедрение в учебно-тренировочный процесс, разработанного на основе анализа научно-методической литературы и первичного тестирования, комплекса развития прыгучести у волейболистов Намского педагогического колледжа. В течение данного периода осуществлялось наблюдение за эффективностью примененных упражнений и производилось их регулирование в зависимости от ситуации и показателей.
3-й этап. Было проведено повторное тестирование прыгучести у волейболистов Намского педагогического колледжа, математическая обработка полученных результатов, анализ итоговых данных. Формулирование выводов и оформление выпускной квалификационной работы.
2.3. Результаты исследования и их обсуждение
Сравнивая показатели тестирований (таблица 1), полученные до и после эксперимента по развитию прыгучести у волейболисток Намского педагогического колледжа, можно дать оценку этому эксперименту и заметить повышение результатов по всем показателям (рис. 1).
Таблица 1
Результаты тестирования экспериментальной и контрольной группы до и после эксперимента ( )
Тесты | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||
до | после | до | после | ||
Прыжок вверх с двух ног, см. | 38,80 | 44,94 | 38,67 | 40,82 | |
Прыжок вверх с толчком одной ногой, см. | 25,41 | 29,64 | 25,12 | 26,44 | |
Прыжок в длину с места, см. | 166,72 | 176,54 | 166,81 | 171,12 |
Рис. 1. Прирост показателей прыгучести у волейболистов Намского педагогического колледжа соотношении в экспериментальной и контрольной группе
После проведения первого тестирования уровня развития прыгучести у волейболисток Намского педагогического колледжа, был сделан вывод об идентичности всех показателей, спортсмены находились практически на одном уровне физической подготовленности.
После проведения повторного тестирования, у занимающихся в экспериментальной группе заметно значительное увеличение по всем показателям, в отличие от контрольной группы, где рост совсем незначителен.
Результаты сравнительного анализа развития прыгучести при занятиях волейболом команды девушек Намского педагогического колледжа:
Рис. 2. Сравнительные показатели теста «Прыжок с места толчком двумя ногами со взмахом руками»
В тесте «Прыжок с места толчком двумя ногами со взмахом руками»:
- контрольная группа показала средний результат в начале эксперимента – 38,67 см., в конце эксперимента после проведения повторного тестирования – 40,82 см. Заметно увеличение среднего результата спортсменов контрольной группы на 5,55%;
- экспериментальная группа в аналогичном тесте показала средний результат в начале эксперимента равный 38,80 см., в конце эксперимента – 44,94 см. В итоге средний результат спортсменов экспериментальной группы в данном тесте увеличился на 15,82%. Оценивая полученные данные, было выявлено, что наблюдается достоверное увеличение показателей в данном тесте;
- при сравнении полученных данных контрольной и экспериментальной групп, наблюдается наибольший прирост результатов в данном тесте в экспериментальной группе.
Рис. 3. Сравнительные показатели теста «Прыжок вверх с одного шага толчком одной ногой»
В тесте «Прыжок вверх с одного шага толчком одной ногой»:
- контрольная группа на начало эксперимента показывала средний результат 25,12 см., на конец эксперимента – заметно небольшое улучшение до 26,44 см. Итоговый процент улучшений спортсменов контрольной группы – 5,25%;
- средний результат экспериментальной группы в начале эксперимента равнялся 25,41 см., после проведения повторного тестирования улучшенный результат составил 29,64 см. Итоговый процент улучшений спортсменов экспериментальной группы в данном тесте – 16,64%;
- при сравнении полученных данных контрольной и экспериментальной групп, наблюдается наибольший прирост результатов в данном тесте в экспериментальной группе.
Рис. 4. Сравнительные показатели теста «Прыжок в длину с места»»
В тесте «Прыжок в длину с места»:
- средний результат контрольной группы в начале эксперимента равен 166,81 м., в конце эксперимента результат улучшился до 171,12 м. В итоге средний результат спортсменов контрольной группы немного увеличился на 2,58%.
- средний результат экспериментальной группы в начале эксперимента равен 166,72 м, в конце эксперимента наблюдается явное улучшение – до 176,54 м. В итоге средний результат спортсменов экспериментальной группы в данном тесте увеличился на 5,89%.
- при сравнении полученных данных контрольной и экспериментальной групп, делаем вывод, что в данном тесте в экспериментальной группе показатели выросли больше, чем в контрольной группе.
Сравнив показатели первоначального уровня с после экспериментальным, можно сделать очевидный вывод о положительной динамике развития прыгучести у волейболисток Намского педагогического колледжа, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Рост показателей произошел по всем трем тестам, но у тренирующихся в экспериментальной группе он все же более значителен, чем в контрольной группе.
Заключение
Прыгучесть считается одним из ключевых физических качеств, которые необходимы волейболисту для достижения высокой результативности в игре.
Физиологическую основу прыгучести составляют сила и быстрота мышечных сокращений, определяемых уровнем показателей межмышечной и внутримышечной координации и величиной собственной реактивности мышц. Прыгучесть зависит от силы и скорости сокращения мышц нижних конечностей, туловища и верхнего плечевого пояса при оптимальной согласованности деятельности нервных центров.
Основными средствами развития прыгучести волейболистов являются прыжковые упражнения, упражнения с утяжелителями и без. Неумелое и неэффективное использование средств и методов без учета возрастных и физиологических особенностей тренирующихся, нерациональное распределение прыжковых упражнений в тренировках в конечном итоге не позволяет достигнуть положительной динамики в игровой деятельности.
Проведение разносторонней строго-специализированной подготовки (работа над всеми физическими – быстрота, сила, выносливость) главным образом способствует развитию скоростно-силовых качеств в любой квалификации спортсмена.
Основной целью всех возможных методов воспитания и совершенствования прыгучести должно быть развитие комплекса физических качеств, содействующих в итоге большему повышению мощности толчка, специального двигательного навыка.
В соответствии с решением поставленных в начале исследования задач, можно сформулировать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что развитие прыгучести у волейболистов является важным фактором для достижения высоких результатов. Вопросы эффективности подбора средств и методов для развития определенных качеств всегда являются актуальной проблемой исследования, так как предоставляют возможность усовершенствовать и разнообразить процесс обучения спортсмена.
2. По мнению многих авторов самыми часто используемыми методами развития прыгучести являются метод повторного выполнения упражнения, метод круговой тренировки и комбинированный метод.
Основными средствами на развитие прыгучести у волейболистов среднего школьного возраста являются упражнения на развитие силы ног, скорости и высоты отталкивания, а также прыжковой выносливости. Несколько таких упражнений были включены в стандартный тренировочный комплекс занятий.
3. В процессе педагогического эксперимента доказана эффективность экспериментальной методики развития прыгучести волейболисток Намского педагогического колледжа с применением комплекса упражнений с утяжелителем. По всем трем тестам в экспериментальной группе мы наблюдаем достоверное улучшение, в тесте «Прыжок вверх с двух ног» на – 6,14 см., в тесте «Прыжок вверх с толчком одной ногой» на – 4,23 см., в тесте «Прыжок в длину с места» на – 9,82 см. В контрольной группе прирост показателей прыгучести значительно ниже.
Показатели экспериментальной группы в тестах, позволяющих определить уровень развития прыгучести, значительно выросли. Таким образом, эффективность усовершенствованного и примененного комплекса упражнений была экспериментально доказана и подтверждена.
Практические рекомендации
На основе выполненного эксперимента показано, что развитие прыгучести у волейболистов с помощью разработанного комплекса упражнений с утяжелителем влияет на уровень развития прыгучести у волейболисток Намского педагогического колледжа. В разработанный комплекс упражнений с утяжелителем входят упражнения оказывающие воздействие на все группы мышц: мышц верхних конечностей, мышц брюшного пресса, мышц спины, мышц нижних конечностей. Прыгучесть в экспериментальной группе, в конце эксперимента увеличилась на 6,14 см. по отношению к исходным данным. Разработанное содержание занятий было успешно на тренировках в ГАПОУ «Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова», Намского района. Это видно из приведенных данных, по уровню развития прыгучести. Поэтому для развития прыгучести у волейболистов, обучающихся в СДЮСШОР и в различных спортивных секциях, клуба, можно рекомендовать использование данной программы. Данный способ позволяет увеличить прыжок на 6,14 см., в результате этого при игре в волейбол экспериментальная группа выиграла со счетом 3:0. Следовательно, использование разработанного комплекса упражнений с утяжелителем, влияющих на все группы мышц и содержащие 6 упражнений, позволит повысить уровень освоения более сложных технических приемов (силовая подача, блокирование и нападающий удар), что окажет существенное влияние на результативность игры. Использовать упражнения можно как во вводной части занятия, так и в основной. При использовании данного содержания занятия, уровень освоения техники прыжка значительно возрастает. Именно данный комплекс упражнений позволяет получить значительный эффект в повышении освоения прыжка в волейбол (См. Приложение).
Список источников и литературы
Аванесов В.У., Лукин Ю.К. Исследование влияния дозировки упражнений на эффективность развития скоростно-силовых качеств. Проблемы физического воспитания студентов. // Материалы III республиканской научной конференции. – Баку, 2019. – 190с.
Алхасов, Д. С. Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания: спортивные игры: учебник для среднего профессионального образования / Д. С. Алхасов, А. К. Пономарев. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 313 с.
Алхасов, Д. С. Организация и проведение внеурочной деятельности по физической культуре: учебник для вузов / Д. С. Алхасов, А. К. Пономарев. – Москва: Издательство Юрайт, 2024.
Артамонова, А.А. Индивидуализация скоростно-силовой подготовки волейболисток на основе генетической предрасположенности к развитию определенных физических качеств / А.А. Артамонова: Дис. канд. пед. наук. Шуя. 2011. – 159 с.
Барбара Л. Виера, БонниДжиллФергюсон. Волейбол. Шаги к успеху – М.:АСТ: Астрель, 2022.
Белич С. Тренировочные занятия на отработку техники элементов / С. Белич // Спорт в школе. – 2023 (№13).
Белич С. Тренировочные занятия на отработку техники элементов / С. Белич // Спорт в школе. – 2019.
Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2005 г.
Беляев, А.В. Волейбол на уроке физической культуры: 2-е изд. / А.В. Беляев. - М.: Фис: СпортАкадемПресс, 2023. – 143 с.: ил.
Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев. – М.: ТВТ Дивизион, 2021. – 709 c.
Беляев, А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина. – М.: ФиС. – 2007. – 177 с.
Булыкина, Л.В. Волейбол для всех / Л.В. Булыкина. – М.: ТВТ Дивизион, 2021.- 510 c.
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Пособие для учителей и методистов – М., «Просвещение», 2021 г.
Волейбол. Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина – М., 2019г.
Волейбол: теория и практика. Учебник для высших учебных заведений физической культуры и спорта /под общей редакцией В.В. /Рыцарева/ – М.: Спорт, 2021. – с. 456.
Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. – М.: Спорт Академ Пресс, 2020.
Германов, Г. Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры: учебник для вузов / Г. Н. Германов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 224 с.
Ермаков С.С. Педагогические подходы в обучении сложным техническим приемам юных волейболистов (анализ педагогической литературы) // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2021. – Т. 2. – с. 32-42.
Железняк Ю. Д. Юный волейболист // М.: Физкультура и спорт. – 2021. – Т. 192. – с. 78.
Железняк Ю. Д., Клещев Ю. Н., Чехов О. С. Подготовка юных волейболистов // М.: ФИС. – 2018г.
Железняк Ю.Д. Юный волейболист. – М., 2022 г.
Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. – М., 2020 г.
Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2019.
Зданевич, А. А. Двигательные способности школьников и методика их развития: монография / А. А. Зданевич, Л. В. Шукевич; под общ. ред. А. А. Зданевича. – Брест: БрГУ, 2020 – 296 с.
Изотов В. Методика обучения технике волейбола / В. Изотов // Спорт в школе. – 2019.
Клещев Ю. Н. Волейбол. – Рипол Классик, 2020г.
Клещёв Ю.Н. Юный волейболист. М.: Ф и С, 2021 г.
Ксендзов В.О., Колесников В.И., Соснин В.П., Прищепа М.А. Теория и практика волейбола: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. доп. и перераб. /Рубцовский/ индустриальный институт. – Рубцовск. 2021.- 125 с.
Маньшин Б.Г., Крутских О.С. Исследование развития прыгучести у волейболисток 11-12 лет в условиях общеобразовательной школы/ Б.Г.Маньшин, О.С. Крутских // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 7 (161). – С.179-184.
Марков К.К. Тренер – педагог и психолог. – Иркутск, 2022 г.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. [Текст]: учебное пособие для ин-тов физ. культ. / Л.П. Матвеев – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
Павлов, Г.К. Управление тренировочным эффектом на основе оценки максимальной удельной мгновенной мощности движений в упражнениях скоростно-силового характера: дис. канд. пед. наук: 13.00.04. / Павлов, Г.К. – Омск, 2019.
Сидоров Д.Г. Методы развития скоростно-силовых способностей для прыжков в длину. Технические условия к обучению [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пос. / Д.Г. Сидоров. Нижегор. гос. архитектур. – строит. ун-т: – Н. Новгород: ННГАСУ, 2022 – 32 с.
Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед../Под ред. Железняка Ю.Д., Портнова Ю.М – М., 2018. – 520 с.
Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Академия, 2004. – 520 с.
Теория и методика спортивных игр [Текст]: учебник для студентов высшего профессионального образования обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура» / [Ю. Д. Железняк и др.]; под ред. Ю. Д. Железняка. – 8-е изд., перераб. – Москва: Академия, 2013. – 460 с.
Физическая культура. Волейбол: учебное пособие / М.А. Гусева/, К.А. Герасимов, В.М. Климов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. – 80 с.
Холодов, Жорж Константинович. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 4-е изд. - М.: Академия, 2007. – 144 с.
Холодов, Жорж Константинович. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 5-е изд. - М.: Академия, 2007. – 480 с.
Чехов, О.С. Основы волейбола. – М.: Издательский центр «Просвещение», 2020.
Шнейдер В.Ю. Методика обучения игре в волейбол: Методическое пособие для студентов ФФК. – М., ЧЕЛОВЕК, Олимпия, 2019. – 56 с.
Приложение
Продолжительность комплекса упражнений – 2-4 недели. Тренироваться надо 2-3 раза в неделю. Каждое упражнение выполнять по 3 серии в день, продолжительность перерыва между сериями на ваше усмотрение.
Приседания и запрыгивание на высоту
приседания – 10 раз. В начале работа со своим весом, потом добавляется – 10-20% дополнительного веса;
далее: переход к упражнению выпрыгивание из полуприседа – 10 раз. Сначала просто, потом взять в руки утяжелители (от 10 кг до 50% своего веса);
в завершении – суперсет упражнением «запрыгивание на тумбу» – 10 раз. Вначале – с тумбы высотой 40 см, и с последующим доведением до 50% от своего роста.
Прыжки с глубины и через барьер
прыжок из глубины с перепрыгиванием через барьер 10 раз. Первоначальное расстояние около 1,5 метров между барьерами, высота от 40 см и выше.
Прыжки с утяжелением
прыжки вперед – 3 раза;
прыжки стоя на месте вверх, максимально поднимая колени – 3 раза.
Выполнять без нагрузки, с дальнейшим дополнительным весом. С повышением веса до 60% от собственного.
Во время выполнения упражнения очень просто совершить ошибки. Если после продолжительных тренировок ничего не получается, необходимо найти ошибку в своей технике.
Типичные ошибки при выполнении
Отсутствие разминки перед тренировкой – это очень важно для безопасности.
Движения рук и ног несогласованны между собой.
При приземлении ноги опускаются раньше, чем нужно. Причина может крыться в слабых мышцах пресса или спины.
Колени не полностью разгибаются при отталкивании, из-за чего уменьшается сила прыжка. Корпус стоит прямо, не выдвинут вперед, из-за чего прыжок направлен в высоту, а не длину.
При приземлении прыгун падает и заваливается назад. Нужно научиться группироваться в воздухе, пораньше выпрямлять ноги в сторону земли и после приземления выкидывать руки вперед, чтобы удержать равновесие.
Слабая общая физическая подготовка спортсмена – слабые ноги, отсутствие гибкости, проблемы с управлением собственным телом.