Развитие реализма в первом прозаическом произведении А.С.Пушкина
Выполнил Дульман В.Г.,
преподаватель ХАМК
Особенности портрета
Пушкин является родоначальником такого типа психологизма, который впоследствии будет взят на «вооружение» русским романом (Л.Н.Толстым), современной литературой. «Повести Белкина» — одно из произведений Пушкина, обозначивших движение русского реализма.
Метод постепенного изображения внешности героя, «рассыпание» черт его портрета на протяжении всего произведения возобладал в современной прозе.
Пушкин предвосхитил подобную тенденцию создания литературного портрета.
Окончательная редакция "Повестей"
В Болдинскую осень, в сентябре-октябре 1830 года, "Повести Белкина" были готовы. Пушкин писал повести в следующем порядке:
- 1. "Гробовщик" — 9 сентября
- 2. "Станционный смотритель" — 14 сентября
- 3. "Барышня-крестьянка" — 20 сентября
- 4. "Выстрел" — 14 октября
- 5. "Метель" — 20 октября.
- Предисловие с "биографией Белкина" также было написано в Болдине 14 сентября 1830 г.
В каждом из рассказов высказывается мудрость, которая переходит из одного поколения в другое. Кроме этого здесь имеется еще и мудрость, мораль, а также как правильно себя нужно вести в приличном обществе.
Герои и сюжеты
Повесть «Выстрел»
Главный герой: Повествование осуществляется от первого лица. Автор является действующим лицом истории. Но сюжет завязан на отставном гусаре Сильвио и Графе Б***
Направление: реализм
Основа сюжета: Незаконченная дуэль между Сильвио и Графом
Повесть «Метель»
Главный герой: Марья Гавриловна Р***
Направление: сентиментализм
Основа сюжета: Стремление молодых людей пожениться против воли родителей.
Повесть «Гробовщик»
Главный Герой: Адриян Прохоров — гробовщик
Направление: готическая повесть
Основа сюжета: Переезд гробовщика в новый дом и его обидчивость, обернувшаяся для него «приходом» странных гостей
Повесть «Станционный смотритель»
Главный Герой: Повествование осуществляется от первого лица. Автор является действующим лицом истории. Но сюжет завязан на станционном смотрителе Самсоне Вырине и его дочери Дуни.
Направление: сентиментализм
Основа сюжета: Опрометчивая влюбленность молодой девушки и болезненные последствия её действий для родных
Повесть «Барышня-крестьянка»
Главный Герой: Лиза
Направление: сентиментализм
Основа сюжета: Заинтересованность девушки в молодом человеке. Желание видеться без открытия ему своей личности из-за репутации молодого человека и разногласий между их отцами.
Лаконизм в изображении героев
Можно обратить внимание на лаконизм портретов героев , сюжетность деталей.
Выделяются особые типы портретов: портрет-впечатление, портрет-реплика.
В результате изучения выявлено, что структура портретного описания соотнесена с образом героя, изображенного в движущемся потоке событий, с логикой сюжетного развития, а также то, что А.С.Пушкиным были найдены такие способы изображения внешности, как мимика и жест, то есть изображение не устойчивых черт внешности, а ее реакции на событие.
Повесть «Выстрел»: портрет -впечатление
По характеру Сильвио - угрюмый человек с крутым нравом и злым языком:
"...его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы..."
Сильвио - загадочный человек с таинственной судьбой:
"...к человеку, коего жизнь была загадкою и который казался мне героем таинственной какой‑то повести..."
"...Какая‑то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя..."
Сильвио - умный, опытный и проницательный человек:
"...Сильвио был слишком умен и опытен, чтобы этого не заметить и не угадывать тому причины..."
Портрет- впечатление В «Барышне-крестьянке»
Возраст Лизы Муромской - 17 лет: "...Ей было семнадцать лет..." "...можно ли с точностию определить, о чем думает семнадцатилетняя барышня..." У Лизы приятное смуглое лицо и черные глаза: "...Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо..." "...образ смуглой красавицы и во сне преследовал его воображение..." "...черноглазая моя шалунья..." "...Лиза, его смуглая Лиза..." О внешности Лизы автор также дает следующие комментарии: "...когда прикоснулся он к ее беленьким пальчикам... ...он успел заметить ножку, с намерением выставленную и обутую со всевозможным кокетством..." "...Лиза… нет, Акулина, милая смуглая Акулина, не в сарафане, а в белом утреннем платьице..."
Портрет из реплик в повести «Метель»
Марья Гавриловна Р** - юная, 17-летняя дворянка:
"...семнадцатилетнюю девицу..."
Марья недурна собой, стройна и бледна:
"...на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу..."
"...Девушку подняли. Она показалась мне недурна…"
Девушка вместе с родителями живет в глубинке России в поместье Ненарадово:
"...жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**..."
Марья Гавриловна - богатая невеста и единственная наследница своих родителей:
"...Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей..."
"...Гаврила Гаврилович скончался, оставя ее наследницей всего имения..."
"...Женихи кружились и тут около милой и богатой невесты..."
Марья, как многие барышни своей эпохи, воспитана на французских романах:
"...Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и следственно была влюблена..."
"...весьма понравилась романическому воображению Марьи Гавриловны..."
Романтический герой Бурмин («Метель»)
Бурмин является молодым гусарским полковником. Ему около 26 лет:
- "...Ему было около двадцати шести лет..."
- "...явился в ее замке раненый гусарский полковник Бурмин..."
Офицер Бурмин - участник военных походов (Наполеоновских войн 1812-1815 гг.). В сражениях он получил ранение и орден Святого Георгия 4-ой степени:
- "...раненый гусарский полковник Бурмин, с Георгием в петлице..." "...более перевязанной руки ... подстрекало ее любопытство..." "...Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе..."
Господин Бурмин является состоятельным помещиком:
- "...Он приехал в отпуск в свои поместья, находившиеся по соседству деревни Марьи Гавриловны..."
Гусар Бурмин - достойный жених, по мнению матери главной героини.Вероятно, женщина подразумевает, что Бурмин не бедный человек:
- "...добрая Прасковья Петровна радовалась, что дочь ее наконец нашла себе достойного жениха..."
Бурмин - очень милый молодой человек. Он нравится женщинам:
- "...Бурмин был в самом деле очень милый молодой человек. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения, безо всяких притязаний и беспечно насмешливый..."
Станционный смотритель Самсон Вырин
- Самсон Вырин - свежий и бодрый мужчина в возрасте около 50 лет: "Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах." Самсон Вырин - бедный, простой человек: "Бедняк занемог сильной горячкою..." Самсон Вырин - отставной военный: "...остановился в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца..." "...старый солдат просит с ним увидеться..." Судя по всему, Самсон Вырин участвовал в военных сражениях - об этом говорят три медали на его сюртуке: "...с тремя медалями на полинялых лентах."
- Самсон Вырин - вдовец. Он воспитывает 14-летнюю дочь Дуню , которой очень гордится:
- "...вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени..." "Красота ее меня поразила. «Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя. «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать»." Самсон Вырин очень любит свою дочь: "А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье?"
Роль портретов в «Повестях Белкина»
А.С.Пушкин изобразил характер героя через портрет, включив их в описание жизни.
Можно выявить закономерности проявления в портрете общих принципов, характерных для прозы Пушкина :
1. Внешность героев представлена в портрете паспортных примет, характерологическом и динамическом портретах.
2. Портрет паспортных примет (одежда, цвет лица, волос, возраст) выполняет не только констатирующую и изобразительную функцию, но и смыслообразующую в художественной системе произведения.
3. Черты внешности, изображающие характер персонажа, включены непосредственно в динамику сюжета, поэтому характер раскрывается постепенно.
4. Одним из ресурсов психологизма «Повестей Белкина» является динамический портрет, (портрет-ремарка).
5. Портрет вырастает из множественных точек зрения, не всегда совпадающих в оценке персонажа.