СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучаем законы естествознания- познаём мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучаем диалектику естествознания (все естественные науки являются результатом дифференциации системы единых первоначальных знаний о природе, и, наоборот, синтез естественнонаучных знаний частных наук в единую систему мировоззрения); повторяем важнейшие понятия и становление физики, химии и биологии по курсу основной школы.

Просмотр содержимого документа
«Изучаем законы естествознания- познаём мир»

Развитие реализма в первом прозаическом произведении А.С.Пушкина Выполнил Дульман В.Г., преподаватель ХАМК

Развитие реализма в первом прозаическом произведении А.С.Пушкина

Выполнил Дульман В.Г.,

преподаватель ХАМК

Особенности портрета Пушкин является родоначальником такого типа психологизма, который впоследствии будет взят на «вооружение» русским романом (Л.Н.Толстым), современной литературой. «Повести Белкина» — одно из произведений Пушкина, обозначивших движение русского реализма.  Метод постепенного изображения внешности героя, «рассыпание» черт его портрета на протяжении всего произведения возобладал в современной прозе. Пушкин предвосхитил подобную тенденцию создания литературного портрета.

Особенности портрета

Пушкин является родоначальником такого типа психологизма, который впоследствии будет взят на «вооружение» русским романом (Л.Н.Толстым), современной литературой. «Повести Белкина» — одно из произведений Пушкина, обозначивших движение русского реализма.

Метод постепенного изображения внешности героя, «рассыпание» черт его портрета на протяжении всего произведения возобладал в современной прозе.

Пушкин предвосхитил подобную тенденцию создания литературного портрета.

Окончательная редакция

Окончательная редакция "Повестей"

В Болдинскую осень, в сентябре-октябре 1830 года, "Повести Белкина" были готовы. Пушкин писал повести в следующем порядке:

  • 1. "Гробовщик" — 9 сентября
  • 2. "Станционный смотритель" — 14 сентября
  • 3. "Барышня-крестьянка" — 20 сентября
  • 4. "Выстрел" — 14 октября
  • 5. "Метель" — 20 октября.
  • Предисловие с "биографией Белкина" также было написано в Болдине 14 сентября 1830 г.

В каждом из рассказов высказывается мудрость, которая переходит из одного поколения в другое. Кроме этого здесь имеется еще и мудрость, мораль, а также как правильно себя нужно вести в приличном обществе.

Герои и сюжеты

Повесть «Выстрел»

Главный герой:  Повествование осуществляется от первого лица. Автор является действующим лицом истории. Но сюжет завязан на отставном гусаре Сильвио и Графе Б***

Направление:  реализм

Основа сюжета:  Незаконченная дуэль между Сильвио и Графом

Повесть «Метель»

Главный герой:   Марья Гавриловна Р***

Направление:  сентиментализм

Основа сюжета:  Стремление молодых людей пожениться против воли родителей. 

Повесть «Гробовщик»

Главный Герой:  Адриян Прохоров — гробовщик

Направление:  готическая повесть

Основа сюжета:  Переезд гробовщика в новый дом и его обидчивость, обернувшаяся для него «приходом» странных гостей

Повесть «Станционный смотритель»

Главный Герой:  Повествование осуществляется от первого лица. Автор является действующим лицом истории. Но сюжет завязан на станционном смотрителе Самсоне Вырине и его дочери Дуни.

Направление:  сентиментализм

Основа сюжета:  Опрометчивая влюбленность молодой девушки и болезненные последствия её действий для родных

Повесть «Барышня-крестьянка»

Главный Герой:  Лиза

Направление:  сентиментализм

Основа сюжета:  Заинтересованность девушки в молодом человеке. Желание видеться без открытия ему своей личности из-за репутации молодого человека и разногласий между их отцами.

Лаконизм в изображении героев Можно обратить внимание на лаконизм портретов героев , сюжетность деталей. Выделяются особые типы портретов: портрет-впечатление, портрет-реплика. В результате изучения выявлено, что структура портретного описания соотнесена с образом героя, изображенного в движущемся потоке событий, с логикой сюжетного развития, а также то, что А.С.Пушкиным были найдены такие способы изображения внешности, как мимика и жест, то есть изображение не устойчивых черт внешности, а ее реакции на событие.

Лаконизм в изображении героев

Можно обратить внимание на лаконизм портретов героев , сюжетность деталей.

Выделяются особые типы портретов: портрет-впечатление, портрет-реплика.

В результате изучения выявлено, что структура портретного описания соотнесена с образом героя, изображенного в движущемся потоке событий, с логикой сюжетного развития, а также то, что А.С.Пушкиным были найдены такие способы изображения внешности, как мимика и жест, то есть изображение не устойчивых черт внешности, а ее реакции на событие.

Повесть «Выстрел»: портрет -впечатление По характеру Сильвио - угрюмый человек с крутым нравом и злым языком:

Повесть «Выстрел»: портрет -впечатление

По характеру Сильвио - угрюмый человек с крутым нравом и злым языком:

"...его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы..."

Сильвио - загадочный человек с таинственной судьбой:

"...к человеку, коего жизнь была загадкою и который казался мне героем таинственной какой‑то повести..."

"...Какая‑то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя..."

Сильвио - умный, опытный и проницательный человек:

"...Сильвио был слишком умен и опытен, чтобы этого не заметить и не угадывать тому причины..."

Портрет- впечатление В «Барышне-крестьянке» Возраст Лизы Муромской - 17 лет:

Портрет- впечатление В «Барышне-крестьянке»

Возраст Лизы Муромской - 17 лет: "...Ей было семнадцать лет..."   "...можно ли с точностию определить, о чем думает семнадцатилетняя барышня..." У Лизы приятное смуглое лицо и черные глаза: "...Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо..."   "...образ смуглой красавицы и во сне преследовал его воображение..."   "...черноглазая моя шалунья..."   "...Лиза, его смуглая Лиза..." О внешности Лизы автор также дает следующие комментарии: "...когда прикоснулся он к ее беленьким пальчикам... ...он успел заметить ножку, с намерением выставленную и обутую со всевозможным кокетством..."   "...Лиза… нет, Акулина, милая смуглая Акулина, не в сарафане, а в белом утреннем платьице..."

Портрет из реплик в повести «Метель» Марья Гавриловна Р** - юная, 17-летняя дворянка:

Портрет из реплик в повести «Метель»

Марья Гавриловна Р** - юная, 17-летняя дворянка:

"...семнадцатилетнюю девицу..."

Марья недурна собой, стройна и бледна:

"...на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу..."

"...Девушку подняли. Она показалась мне недурна…"

Девушка вместе с родителями живет в глубинке России в поместье Ненарадово:

"...жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**..."

Марья Гавриловна - богатая невеста и единственная наследница своих родителей:

"...Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей..."

"...Гаврила Гаврилович скончался, оставя ее наследницей всего имения..."

"...Женихи кружились и тут около милой и богатой невесты..."

Марья, как многие барышни своей эпохи, воспитана на французских романах:

"...Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и следственно была влюблена..."

"...весьма понравилась романическому воображению Марьи Гавриловны..."

Романтический герой Бурмин («Метель»)

Бурмин является молодым гусарским полковником. Ему около 26 лет:

  • "...Ему было около двадцати шести лет..." 
  • "...явился в ее замке раненый гусарский полковник Бурмин..."   

Офицер Бурмин - участник военных походов (Наполеоновских войн 1812-1815 гг.). В сражениях он получил ранение и орден Святого Георгия 4-ой степени:

  • "...раненый гусарский полковник Бурмин, с Георгием в петлице..."    "...более перевязанной руки ... подстрекало ее любопытство..."    "...Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе..."

Господин Бурмин является состоятельным помещиком:

  • "...Он приехал в отпуск в свои поместья, находившиеся по соседству деревни Марьи Гавриловны..." 

Гусар Бурмин - достойный жених, по мнению матери главной героини.Вероятно, женщина подразумевает, что Бурмин не бедный человек:

  • "...добрая Прасковья Петровна радовалась, что дочь ее наконец нашла себе достойного жениха..."

Бурмин - очень милый молодой человек. Он нравится женщинам:

  • "...Бурмин был в самом деле очень милый молодой человек. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения, безо всяких притязаний и беспечно насмешливый..."

Станционный смотритель Самсон Вырин

  • Самсон Вырин - свежий и бодрый мужчина в возрасте около 50 лет: "Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах." Самсон Вырин - бедный, простой человек: "Бедняк занемог сильной горячкою..." Самсон Вырин - отставной военный: "...остановился в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца..."   "...старый солдат просит с ним увидеться..." Судя по всему, Самсон Вырин участвовал в военных сражениях - об этом говорят три медали на его сюртуке: "...с тремя медалями на полинялых лентах."
  • Самсон Вырин - вдовец. Он воспитывает 14-летнюю дочь  Дуню , которой очень гордится:
  • "...вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени..."   "Красота ее меня поразила. «Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя. «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать»." Самсон Вырин очень любит свою дочь: "А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье?"
Роль портретов в «Повестях Белкина» А.С.Пушкин изобразил характер героя через портрет, включив их в описание жизни. Можно выявить закономерности проявления в портрете общих принципов, характерных для прозы Пушкина : 1. Внешность героев представлена в портрете паспортных примет, характерологическом и динамическом портретах. 2. Портрет паспортных примет (одежда, цвет лица, волос, возраст) выполняет не только констатирующую и изобразительную функцию, но и смыслообразующую в художественной системе произведения. 3. Черты внешности, изображающие характер персонажа, включены непосредственно в динамику сюжета, поэтому характер раскрывается постепенно. 4. Одним из ресурсов психологизма «Повестей Белкина» является динамический портрет, (портрет-ремарка). 5. Портрет вырастает из множественных точек зрения, не всегда совпадающих в оценке персонажа.

Роль портретов в «Повестях Белкина»

А.С.Пушкин изобразил характер героя через портрет, включив их в описание жизни.

Можно выявить закономерности проявления в портрете общих принципов, характерных для прозы Пушкина :

1. Внешность героев представлена в портрете паспортных примет, характерологическом и динамическом портретах.

2. Портрет паспортных примет (одежда, цвет лица, волос, возраст) выполняет не только констатирующую и изобразительную функцию, но и смыслообразующую в художественной системе произведения.

3. Черты внешности, изображающие характер персонажа, включены непосредственно в динамику сюжета, поэтому характер раскрывается постепенно.

4. Одним из ресурсов психологизма «Повестей Белкина» является динамический портрет, (портрет-ремарка).

5. Портрет вырастает из множественных точек зрения, не всегда совпадающих в оценке персонажа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!