Общение взаимодействие
Следует указаниям во время игры, выполняет просьбу в очевидной для него ситуации.
Например, если ребенку сказать: «Иди сюда, будем есть» когда еда и питьё уже на столе, приходит к столу.
Демонстрирует устойчивый интерес, рассматривая с взрослым картинки и книжки.
По просьбе приносит любимую картинку или книжку.
Выслушивает то, что ему говорят, и с интересом прислушивается к разговорам окружающих.
Учится ждать, пока обращающийся к нему человек закончит речь. Играет в простые совместные игры, предполагающие, что нужно внимательно слушать.
Например: «А теперь передай бубен Васе!»
Дожидается сигнала «Марш!» в играх, где нужно действовать по команде: «На старт! Внимание! Марш!»
Восприятие речи и жестов)
Узнаёт предметы и картинки и понимает, о чём идёт речь, когда эти предметы называют или изображают.
Показывает пальцем на разные части тела других людей.
Понимает примерно 50 слов.
Может выбрать два предмета из четырёх по просьбе: «Дай мне чашку и куклу!» или «А где кубик и машинка?»
Понимает знакомые указания, касающиеся действий.
Например: «Садись», «Иди сюда», «Не надо так делать» и т. д.
Понимает простые вопросы и указания.
Например: «Принеси ботиночки!», «Где твоя курточка?» и т. д.
Выполняет указания, которые дает взрослый во время игры. Например: «Покорми мишку».
Умение использовать речь и жесты для коммуникации
Присоединяется к чтению детских
стишков или пению детских песенок.
Имитирует знакомые фразы.
Например: «Иди сюда!» ,«Всё упало!»
Сопровождает игру произнесением разнообразных слов/ звуков и/или жестов.
Использует до 20 слов/жестов:
• называет предметы и людей;
• комментирует происходящее;
• сообщает что-либо кому-либо;
• отвечает на вопросы или комментарии взрослых;
• протестует;
• сообщает, когда ему что-то нравится или не нравится;
• описывает действия.
Называет знакомые предметы, если
показать их на картинке.
Принимает участие в простом
Повествовании. Например, когда его спрашивают: «Что мы надеваем на ножки?», отвечает: «Туфли». Когда взрослый начинает предложение, заканчивает его: «Давай наденем…» –«туфли».
Начинает составлять коротенькие предложения, соединяя слова / жесты.
Например: «Папа ушёл» или «Дай пить».
Играя, постоянно разговаривает сам
с собой, хотя понять, что именно он говорит, бывает непросто.
Произнося слова, использует много разных гласных звуков:
«и», «ай», «у».
Произнося слова, использует много разных согласных: п, б, д, т, г, к, х, н, м, в, ф.
Социально- эмоциональное развитие
Демонстрирует душевный дискомфорт. Может отвернуться, заплакать.
То льнёт к родителям, то сопротивляется им.
Даёт понять окружающим, что
он – самостоятельная личность.
Например, настаивает на каких-то самостоятельных действиях. Говорит взрослому «сам» и / или «нет».
Устав или испугавшись, льнёт ко взрослому за утешением.
Познавательная деятельность, игра
Размышляет, пытаясь решить практические задачи. Например, соображает, как включить что-то или как достать предмет, до которого просто так не дотянуться.
Может делать простые выводы о причине
и следствии.
Например, придерживает рукой башенку из кубиков, если та начинает шататься.
Справляется с механическими игрушками.
Отличает круг от квадрата. Например, собирая пазл, подбирает подходящие по форме кусочки, предварительно рассмотрев форму отверстия и кусочка.
Узнаёт знакомых взрослых на фотографиях.
Узнаёт себя в зеркале и на фотографиях.
Развитие игровой деятельности
Отображает в игре простые повседневные действия.
Например, расчёсывает волосы куклы, застилает её кроватку, кормит её, сажает в машинку, «возит в магазин за покупками».
С удовольствием, ориентируясь на смысл, соединяет разные предметы.
Например, ставит чашку на блюдце, кладёт ложку в тарелку, а куколку –
в кроватку и т. д.
Играет c несколькими людьми.
Предлагает «выпить чаю» из пустой чашки не только маме, но и бабушке.
Во время игры воспроизводит цепочку последовательных действий.
Например: сначала делает вид, что наливает чай, а затем – что пьёт его, сначала «купает» куколку, а затем – вытирает её, сначала сажает куклу в машину, а затем «отправляет её на работу». Складывает предметы
в коробку и опустошает её.
Самостоятельно играет, находясь в группе
детей и наблюдая за ними.
Сенсомоторное развитие
Навыки крупной моторики
Бегает, не натыкаясь на предметы.
Залезает на разные возвышения (мебель) и слезает с них без посторонней помощи.
Садится на корточки, чтобы подобрать
с пола игрушку и встает обратно.
Поднимается и спускается по лестнице приставным шагом (вставая обеими ножками на каждую ступеньку) под присмотром
и руководством взрослого.
Бросает маленький мячик, предварительно подняв его вверх.
Садится на маленький трёхколёсный велосипед и едет, отталкиваясь ногами от пола.
Навыки мелкой моторики и зрительно- двигательная координация
Строит башенку из нескольких кубиков (до шести кубиков). Держит карандаш
у грифеля, используя захват тремя пальцами (щепоть). Нанизывает крупные бусины на палочку. Пытается рисовать вертикальные линии. Пытается рисовать круги.
Зрительное восприятие
С очевидным интересом рассматривает вместе с взрослым картинки и книжки.
Быстрее оценивает окружающую обстановку, поэтому уже реже спотыкается о разные предметы.
Самообслуживание
Зачерпнув из тарелки и немного проливая, доносит ложку до рта.
Кладёт ложку в рот, не переворачивая её вверх дном.
Соглашается пробовать еду новой консистенции и вкуса. Может съесть (откусить, прожевать и проглотить) довольно крупные куски разнообразной пищи.
Принимает участие в укладывании спать.
Например, достаёт пижаму, просит, чтобы ему рассказали любимую сказку, залезает в кровать и т. д.
Принимает участие в умывании.
Например, намыливает руки и затем подставляет под воду, чтобы ополоснуть.
Надевает шапку и ботинки без шнуровки.
«Наряжается», используя свою
и взрослую одежду, и обувь.
Расстёгивает крупную молнию на куртке / кофте.
Понимает, для чего нужен унитаз и горшок.
МАДОУ «Ромашка»
г. Лабытнанги
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
РАННЕГО ВОЗРАСТА
(19–24 МЕСЯЦЕВ)
В буклете приводятся современные данные об основных закономерностях психического и двигательного развития детей
от 1 года 7 месяцев
до 2-х лет.
Основная задача МАДОУ — помочь Вам понять своего ребенка и оценить, насколько его развитие соответствует норме.
С уважением педагог-психолог
Ольга Ивановна Дубяга