Развитие речедвигательной координации детей
с речевой патологией
на логопедических занятиях
За последнее годы отмечается значительный рост количества детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребёнком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и многие другие причины. Проблема оказания помощи такой категории детей заботит многие образовательные учреждения.
Наплыв обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи приводит к тому, что массовая школа становится полифункциональной. Учителя испытывают трудности в развитии, обучении и воспитании такой категории детей, так как эти дети требует к себе более дифференцированного и индивидуального подхода, использование специальных методов и приёмов работы.
Поэтому актуальность развития системы коррекционно-развивающего обучения своей силы не теряет и имеет ещё большую практическую направленность.
Тяжёлые речевые нарушения – системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловых сторон (Левина Р.Е, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.)
Анализ результатов логопедического обследования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, позволил сделать вывод о том, что у данной категории детей отмечаются следующие нарушения: звукопроизношения, бедный словарный запас, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов и др.
Дети с речевой патологией отличаются от своих сверстников и по показателям физического и нервно-психического развития. У таких обучающихся отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.
Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Это объясняется тем нарушением взаимодействия центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афференции – передачи импульсов от рабочих центров к нервным окончаниям. Следует отметить и наличие когнитивных нарушений у детей с речевой патологией: отсутствуют навыки поведения в коллективе, затруднено усвоение учебного материала, наблюдается двигательная расторможенность, нарушения внимания, понимания и запоминания.
Помимо отставания в развитии моторной, эмоционально-волевой сфер у детей с ОВЗ присутствуют хронические заболевания нервной, дыхательной, вегетососудистой, костно-мышечной систем организма.
Попадая в общеобразовательную школу, такая категория детей становится неуспевающей, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности. На сегодняшний день эта проблема актуальна. Решение данной проблемы возможно через разработку адаптированной образовательной программы.
Изучение и анализ современных направлений, методов, приёмов логопедической работы, педагогических технологий, применяемых на логопедических занятиях, позволили выбрать наиболее эмоциональное звено логопедической коррекции, которое сочетает исправление нарушений речи с развитием сенсорных, двигательных способностей и нормализации эмоционально-волевой сферы обучающихся. Это курс – логопедическая ритмика.
Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учётом основных линий речевого развития (лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи) и обеспечить интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом используются общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.
Применение нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние.
Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в онтогенезе. Речедвигательная сфера формируется в направлениях:
- от общей моторики к мелкой, позже артикуляционной;
- от общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;
- от диффузных движений к дифференцированным;
- от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся их дифференциации.
Задачи по развитию двигательно-координационных способностей у детей с речевыми нарушениями:
учить соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
формировать умение поддерживать статическое и динамическое равновесие;
учить выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.
Проявление координационных способностей зависит от таких факторов, как:
- способность к точному анализу движений;
- деятельность анализаторов;
- сложность двигательного анализатора;
- уровень развития гибкости, динамической силы, смелости и решительности;
- возраст;
- общий уровень подготовленности обучающегося.
В коррекционно - логопедической работе следует опираться на ряд методических приёмов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых:
применение и быстрая смена различных исходных положений;
изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов;
смена способов выполнения упражнений;
выполнение согласованных действий несколькими участниками;
использование более сложных сочетаний основных движений (ходьба, бег, прыжки);
усложнение или упрощение правил в подвижных играх.
Виды работы по развитию речедвигательной координации обучающихся, используемые в логопедической работе:
выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса;
самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;
массаж профессора Ф.Р. Ауглана;
артикуляционная гимнастика;
дыхательная гимнастика;
пальчиковая гимнастика;
проведение малоподвижных и подвижных игр.
Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе логопеда с детьми.