Развитие речевого дыхания и мелкой моторики с использованием нейроигр и упражнений
Развитие речевого дыхания и мелкой моторики
с использованием
нейропсихологических игр и упражнений
для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Подготовила:
учитель-логопед 1 КК
Милокумова А.А.
МДОАУ «Детский сад № 99»
Актуальность
Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу - поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. В связи с этим появляются трудности обучения в школе.
Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда вопрос о внедрении нейропсихологических приемов становится актуальным.
Нейропсихология –
отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.
Основная задача –
выявить слабые и сильные стороны работы головного мозга ребёнка и сделать взаимодействие правого и левого полушария гармоничным.
Принципы организации нейропсихологической помощи ребенку:
Индивидуальный подход
- Комплексное воздействие
- Эмоциональной вовлеченности ребенка
- Взаимодействие с родителями ребенка
Развития слабого звена при опоре на сильные звенья высших психических функций.
Нейропсихологические игры и упражнения :
Активизируют межполушарное воздействие
Развивают мозолистое тело
Активизируют речь
Развивают
мелкую моторику
Облегчают стрессоустойчивость организма
Развивают концентрацию и внимание, координацию, умение чувствовать своё тело
Улучшают память, внимание и пространственные представления
Упражнения на дыхание
Цель – активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария.
Дыхательные упражнения улучшают :
- ритмы
- повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга
- элиминируют многие соматические нарушения
- успокаивают
- снимают стрессы
Требования к дыхательным упражнениям:
научить детей дышать животом, для того чтобы задействовать диафрагму
следует заниматься не более 2 – 3 минут за один прием
должны проводиться в четыре фазы: выдох животом – пауза 2-3 с –
вдох животом – пауза 2-3 с.
следить чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи
Упражнение «Качели»
Цель: научить детей диафрагмальному дыханию.
Ход игры :
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх, (вдох)
Качели вниз, (выдох)
Крепче ты, дружок, держись. (выдох)
«Тренажер с шариками»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ход игры:
Ребенок делает вдох воздуха через трубку - шарики поочередно поднимаются в колбах. Выдох через нос.
Перевернув тренажер подставкой вверх, ребенок набирает воздух носом и выдохнув в трубку - шарики опять поочередно поднимутся вверх. Каждая колба рассчитана на определенный объем воздуха.
«Парящий шарик»
Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха.
Ход игры:
Педагог предлагает ребенку подуть в трубочку так, чтобы шарик мог удержаться над корзинкой не менее 3 секунд.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук.
Цель: оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга, формирование базиса для формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий.
«Межполушарная доска»
Цель: улучшить взаимодействие и синхронизировать работу левого и правого полушария мозга.
Ход игры:
1. упражнение выполняется одной (ведущей) рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой - против часовой стрелки;
2. упражнение выполняется другой рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой - против часовой стрелки;
3. упражнение выполняется синхронно двумя руками: пробуем пройти лабиринт сперва по часовой стрелке, а потом - против часовой стрелки;
4. последним заданием будет прохождение лабиринта одновременно двумя руками, но в разном направлении.
«Резиночки»
Цель : развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования.
Ход игры:
Взрослый нанизывает на пальцы резиночки, а ребёнок повторяет их сочетание и количество. (Надевать можно определённое количество резиночек на каждый пальчик, в заданной цветовой последовательности). С начала взрослый натягивает каждую резиночку только на 1 палец, затем на 2 или 3 пальца одновременно.
Дома я одна скучала,
И резиночки достала.
Резинки я перебираю
Свои пальцы развиваю.
Спасибо за внимание
и успехов в работе!