СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речевого дыхания и мелкой моторики с использованием нейропсихологических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нейропсихологияотрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.

Основная задачавыявить слабые и сильные стороны работы головного мозга ребёнка и сделать взаимодействие правого и левого полушария гармоничным.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речевого дыхания и мелкой моторики с использованием нейропсихологических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

  Развитие речевого дыхания и мелкой моторики с использованием нейроигр и упражнений Развитие речевого дыхания и мелкой моторики с использованием нейропсихологических игр и упражнений  для детей старшего дошкольного возраста с ТНР Подготовила: учитель-логопед 1 КК Милокумова А.А. МДОАУ «Детский сад № 99»

Развитие речевого дыхания и мелкой моторики с использованием нейроигр и упражнений

Развитие речевого дыхания и мелкой моторики

с использованием

нейропсихологических игр и упражнений

для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Подготовила:

учитель-логопед 1 КК

Милокумова А.А.

МДОАУ «Детский сад № 99»

Актуальность Тяжёлые  речевые  нарушения  имеют  под  собой  физиологическую основу - поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие,  возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей  психической функцией, поэтому страдает в первую очередь. Нарушаются все основные  компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы,  словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. В связи с этим появляются трудности обучения в школе.  Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда вопрос о внедрении нейропсихологических приемов становится актуальным.

Актуальность

Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу - поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. В связи с этим появляются трудности обучения в школе.

Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда вопрос о внедрении нейропсихологических приемов становится актуальным.

     Нейропсихология –  отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга. Основная задача  – выявить слабые и сильные стороны работы головного мозга ребёнка и сделать взаимодействие правого и левого полушария гармоничным.

Нейропсихология

отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.

Основная задача

выявить слабые и сильные стороны работы головного мозга ребёнка и сделать взаимодействие правого и левого полушария гармоничным.

Принципы организации нейропсихологической помощи ребенку: Системность   Индивидуальный подход Комплексное воздействие Эмоциональной вовлеченности ребенка Взаимодействие с родителями ребенка   Развития слабого звена при опоре на сильные звенья высших психических функций.

Принципы организации нейропсихологической помощи ребенку:

  • Системность

Индивидуальный подход

  • Комплексное воздействие
  • Эмоциональной вовлеченности ребенка
  • Взаимодействие с родителями ребенка

Развития слабого звена при опоре на сильные звенья высших психических функций.

Нейропсихологические игры и упражнения :      Активизируют межполушарное воздействие Развивают мозолистое тело Активизируют речь Развивают мелкую моторику Облегчают стрессоустойчивость организма Развивают концентрацию и внимание, координацию, умение чувствовать своё тело Улучшают память, внимание и пространственные представления

Нейропсихологические игры и упражнения :

Активизируют межполушарное воздействие

Развивают мозолистое тело

Активизируют речь

Развивают

мелкую моторику

Облегчают стрессоустойчивость организма

Развивают концентрацию и внимание, координацию, умение чувствовать своё тело

Улучшают память, внимание и пространственные представления

Упражнения на дыхание  Цель  – активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария. Дыхательные упражнения улучшают :  ритмы повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга элиминируют многие соматические нарушения  успокаивают снимают стрессы

Упражнения на дыхание

Цель – активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария.

Дыхательные упражнения улучшают :

  • ритмы
  • повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга
  • элиминируют многие соматические нарушения
  • успокаивают
  • снимают стрессы
Требования к дыхательным упражнениям: научить детей дышать животом, для того чтобы задействовать диафрагму следует заниматься не более 2 – 3 минут за один прием должны проводиться в четыре фазы: выдох животом – пауза 2-3 с – вдох животом – пауза 2-3 с. следить чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи

Требования к дыхательным упражнениям:

научить детей дышать животом, для того чтобы задействовать диафрагму

следует заниматься не более 2 – 3 минут за один прием

должны проводиться в четыре фазы: выдох животом – пауза 2-3 с –

вдох животом – пауза 2-3 с.

следить чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи

Упражнение «Качели» Цель: научить детей диафрагмальному дыханию. Ход игры : Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку: Качели вверх, (вдох) Качели вниз, (выдох) Крепче ты, дружок, держись. (выдох)

Упражнение «Качели»

Цель: научить детей диафрагмальному дыханию.

Ход игры :

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх, (вдох)

Качели вниз, (выдох)

Крепче ты, дружок, держись. (выдох)

«Тренажер с шариками» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ход игры: Ребенок делает вдох воздуха через трубку - шарики поочередно поднимаются в колбах. Выдох через нос. Перевернув тренажер подставкой вверх, ребенок набирает воздух носом и выдохнув в трубку - шарики опять поочередно поднимутся вверх. Каждая колба рассчитана на определенный объем воздуха.

«Тренажер с шариками»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ход игры:

Ребенок делает вдох воздуха через трубку - шарики поочередно поднимаются в колбах. Выдох через нос.

Перевернув тренажер подставкой вверх, ребенок набирает воздух носом и выдохнув в трубку - шарики опять поочередно поднимутся вверх. Каждая колба рассчитана на определенный объем воздуха.

     «Парящий шарик»  Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха. Ход игры: Педагог предлагает ребенку подуть в трубочку так, чтобы шарик мог удержаться над корзинкой не менее 3 секунд.

«Парящий шарик»

Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха.

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку подуть в трубочку так, чтобы шарик мог удержаться над корзинкой не менее 3 секунд.

Мелкая моторика  — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук.      Цель: оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга, формирование базиса для формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук.

Цель: оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга, формирование базиса для формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий.

«Межполушарная доска» Цель: улучшить взаимодействие и синхронизировать работу левого и правого полушария мозга. Ход игры: 1.  упражнение выполняется одной (ведущей) рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой - против часовой стрелки; 2.  упражнение выполняется другой рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой - против часовой стрелки; 3.  упражнение выполняется синхронно двумя руками: пробуем пройти лабиринт сперва по часовой стрелке, а потом - против часовой стрелки; 4.  последним заданием будет прохождение лабиринта одновременно двумя руками, но в разном направлении.

«Межполушарная доска»

Цель: улучшить взаимодействие и синхронизировать работу левого и правого полушария мозга.

Ход игры:

1. упражнение выполняется одной (ведущей) рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой - против часовой стрелки;

2. упражнение выполняется другой рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой - против часовой стрелки;

3. упражнение выполняется синхронно двумя руками: пробуем пройти лабиринт сперва по часовой стрелке, а потом - против часовой стрелки;

4. последним заданием будет прохождение лабиринта одновременно двумя руками, но в разном направлении.

«Резиночки»        Цель : развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования. Ход игры: Взрослый нанизывает на пальцы резиночки, а ребёнок повторяет их сочетание и количество. (Надевать можно определённое количество резиночек на каждый пальчик, в заданной цветовой последовательности). С начала взрослый натягивает каждую резиночку только на 1 палец, затем на 2 или 3 пальца одновременно. Дома я одна скучала, И резиночки достала. Резинки я перебираю Свои пальцы развиваю.

«Резиночки»

  Цель : развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования.

Ход игры:

Взрослый нанизывает на пальцы резиночки, а ребёнок повторяет их сочетание и количество. (Надевать можно определённое количество резиночек на каждый пальчик, в заданной цветовой последовательности). С начала взрослый натягивает каждую резиночку только на 1 палец, затем на 2 или 3 пальца одновременно.

Дома я одна скучала,

И резиночки достала.

Резинки я перебираю

Свои пальцы развиваю.

     Спасибо за внимание и успехов в работе!

Спасибо за внимание

и успехов в работе!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!