СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие речи детей 6-7 лет"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей 

Просмотр содержимого документа
«"Развитие речи детей 6-7 лет"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад №1 г. Льгова 307752, Курская обл., г. Льгов, ул.Красная, д.37"а"














18.03.2020

Дошкольный возраст — благоприятный период для речевого становления. Все познавательные процессы и психические функции организма направлены на формирование родного языка. Правильное развитие речи в 6-7 лет — основа качественного школьного обучения. Дети усваивают родной язык благодаря подражанию речи окружающих взрослых.  К старшему дошкольному возрасту ребенок накапливает обширный словарный запас, способен выразить свои мысли, чувства и переживания. Речь развивается в процессе сюжетно-ролевой игры — ведущем типе деятельности ребенка от 3 до 7 лет. В игре дети овладевают коммуникативными навыками, учатся договариваться, устанавливать правила. Происходит развитие познавательных психических процессов, особенно мышления, которое неразрывно связано с речью. К семи годам ребенок готов к овладению письменной речью.

Особенности развития речи у детей 6-7 лет:

  • Появляются устойчивые образные выражения, которые ребенок не только знает, но и понимает.

  • Дошкольник правильно выстраивает конструкции предложений, осваивает грамматические правила изменения, появляются развернутые высказывания, фразовая речь.

  • Усваивается слоговая структура, ребенок способен поделить слова на слоги, выделить гласный ударный слог.

  • Ребенок способен классифицировать предметы по предлагаемым признакам.

Словарный запас

К 7 годам словарь включает в себя от 4000 до 7000 слов, 60-70% от общего объема дошкольник применяет в жизни. Пассивный словарь ребенок не использует, т.к. не понимает значения услышанных и запомненных выражений. Для расширения словаря рекомендуется проводить развивающие занятия и логопедические игры. С их помощью слова из пассивного запаса перейдут в активный. Чтение книг и просмотр иллюстраций также обогатят речь. Понятия, которыми оперирует ребенок в этом возрасте:

  • времена года и дни недели, месяцы;

  • часы и минуты;

  • пространственные значения;

  • данные родственников;

  • числительные до 100;

  • названия праздников;

  • названия городов;

  • группы профессий;

  • цвета и оттенки;

  • части тела;

  • виды спорта;

  • природные явления;

  • бытовые предметы;

  • виды транспорта;

  • животные и растения;

  • эмоции и чувства.

Грамматический строй

Пример развития речи детей 6-7 лет Дети старшего дошкольного возраста составляют сложные распространенные предложения. Способны подбирать однокоренные слова, образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Но допускают ошибки в склонениях, падежах и формах. Формирование правильного произношения — задача педагогической работы в подготовительных группах детского сада. Она включает в себя 3 направления:

  • морфология — изменение по родам, числам, падежам;

  • словообразование — образование одного слова на базе другого;

  • синтаксис — построение простых и сложных предложений.

Сформированность грамматического строя — условие подготовки детей к школе. В начальных классах речевой опыт выступает опорой при теоретическом осмысливании языковых форм. У детей с речевыми нарушениями возникнут сложности в дальнейшем обучении грамматике.

Связная речь

Связная речь — развернутое, логичное и последовательное высказывание, основной функцией которого является коммуникация. Формы связной речи: диалог и монолог. Диалогическая речь необходима ребенку для установления социального контакта, а монологическая — для самостоятельного усвоения знаний. Дети 7 лет способны составлять красочные рассказы, используя большой набор выражений. Дошкольники пересказывают сюжеты фильма, книги, придумывают свои истории.

Фонетика детской речи К 6 годам дети определяют определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука, самостоятельно подбирают слова на заданные звуки. Но возникают сложности с дифференцированием парных звуков: С и Ц, С и Ш, Ш и Ж, и др. Фонематический слух включает в себя:

  • Узнавание неречевых звуков. Ребенок способен на слух определять источник звука, особенности его возникновения, силу и громкость.

  • Различение высоты, силы, тембра голоса. Способен говорить громко и шепотом, изменять темп речи.

  • Различение слов, близких по звуковому составу, например, люк — лук, мак — рак, горка — корка. Делит звуки на твердые и мягкие, шипящие и свистящие, глухие и звонкие.

  • Дифференциация слогов и фонем. Делит на слоги, выделяет гласные и согласные, ударные и безударные.

  • Навыки звукового анализа. Может разделить выделить и назвать звуки. Изображает звуки животных, природных явлений, бытовых предметов.

Фонематический и фонетический слух — основа развития речевого слуха, который отвечает за звукслоговую структуру речи.


Игры для развития фонематического слуха:

  • Взрослый произносит слова ШУБА, КОШКА, МЫШЬ. Ребенку нужно определить общий звук.

  • Педагог загадывает звук, например С. Называет различные предметы. Дети хлопают в ладоши, когда услышат загаданный звук.

  • Ребенку дается задание назвать предмет в комнате с заданным звуком.

  • Педагог читает детям знакомые стихи, но намеренно меняет звуки на похожие. Дети исправляют ошибки.

  • Включается аудиозапись с различными звуками природы, голосами животных, шумом транспорта. Дети определяют источник звука.



Особенности речевого развития в 6-7 лет:

  • в словаре преобладают существительные;

  • используются синонимы и антонимы;

  • слова сочетаются по смыслу;

  • обозначаются свойства и качество объектов;

  • в сложные предложения включаются причастные и деепричастные обороты;

  • используются соединительные, противительные и разделительные союзы;

  • речь эмоционально окрашена и выразительна;

  • высказывания содержательные и точные.


К началу школьного обучения коммуникативные и речевые способности ребенка развиты, он готов выстраивать общение со сверстниками и взрослыми, использовать свою речь как средство для овладения новой деятельностью - учебной. В школе дети совершенствуют речевые навыки, овладевают письменной речью.