СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи детей раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи в раннем возрасте является ведущим процессом психического развития детей

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей раннего возраста»

Развитие речи детей раннего возраста.


Актуальность. Проблема развития речи в раннем возрасте в настоящее время стоит очень остро, практика показывает, что своевременно развивающийся ребенок начинает говорить в период от 2 до 3 лет. И, поскольку речь, является ведущим процессом психического развития детей, то, эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Поэтому очень важно во время распознать наличие проблем в развитии речи ребенка, запаздывание ее развития. И самое главное правильно провести   работу, направленную на развитие речи детей раннего возраста с целью достижения максимального результата.

Цель работывнедрение эффективных методов и приемов работы по развитию речи  детей раннего возраста.

Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.

Социальная ситуация развития в раннем периоде - это ситуация совместной деятельности  взрослого с ребенком на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок - предмет – взрослый.

Основными достижениями раннего периода, которые определяют развитие психики детей, являются: овладение ходьбой, речью, развитие предметной деятельности. Ведущая деятельность – это предметно-манипулятивная.

Предметное действие детей развивается в двух направлениях.

Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым ребёнок  начинает себя сравнивать.

Во-вторых, развитие  способов и средств ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды — это игра и продуктивные виды деятельности (рисование,  конструирование, лепка). Овладение ходьбой – это возможность ребёнка оторваться от взрослого. Ребёнок раннего возраста из пассивного превращается в активного. У него  совершенствуются движения, расширяется кругозор, идет интенсивное развитие эмоциональной (узнает новое) и волевой сферы (преодолевает препятствия).

В раннем периоде речь малышей развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли. Развитие речи у детей идет по двум направлениям
• совершенствуется понимание детьми речи взрослых людей;

• формируется собственная активная речь детей.

Рассмотрим особенности развития речи в раннем периоде.

Развитие речи детей связано не только непосредственно с общением со взрослыми людьми, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов. У детей раннего возраста формируется активная речь, она становится средством общения со взрослыми и ровесниками.

У детей раннего периода развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи. Также формируется регулирующая функция речи, когда малыши подчиняются инструкции взрослого человека, выполняя его требования.  У ребёнка появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь.

У малышей формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого человека, что обогащает опыт ребятишек, в том числе социальный. Особенно на третьем году жизни  у детей активно возрастает речевая активность. Речь  детей раннего возраста становится основным средством общения.

Общей основой воспитания и обучения в детском саду является овладение речью. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним их самых важных приобретений ребенка.

При систематической работе и при благоприятных условиях к трем годам речь  детей раннего возраста развивается настолько, что они в состоянии выразить словами свою мысль, желание, повторить то, что запомнили. Они могут декламировать небольшие стихи, петь песенки.

Дети  рождаются с такими унаследованными качествами мозга, которые дают им возможность усвоить речь и овладеть языком, на котором говорят окружающие их люди. Но для того, чтобы ребёнок  заговорил, ему важно слышать речь взрослых людей, с ним надо разговаривать. Ребенок учится языку у значимых взрослых.

Характеристика речевой деятельности детей 2-го года жизни.

В 12-14 месяцев у  ребёнка появляются первые слова, возникающие из лепета: «мама», «баба», «папа», «ляля», «няня»,  и т.д. В течение второго года, если с малышом  разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он произносит все больше и больше слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи детей может быть до 250 - 300 слов.

В последнее время довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда ребёнок начинает говорить (произносить первые слова) не в 14 месяцев, а значительно позднее - к двум и даже к трем годам. Такое отставание может быть вызвано разными причинами. Возможно, уделяется мало внимания в плане общения с малышом или взрослые люди пытаются предвосхитить любой запрос малыша и ему не нужно стремиться выражать их словами.

Овладение речью дается маленькому ребенку нелегко: он еще и недостаточно ясно воспринимает речь взрослых людей и недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом. Нельзя мешать правильному развитию речи детей, подражая им в неправильном произношении слов. Чтобы речь ребенка развивалась нормально, взрослому человеку нужно произносить слова нормально, правильно. Дети раннего возраста, перенимая хорошую речь, скоро овладеют хорошим, правильным произношением.

Характеристика речевой деятельности детей 3-го года жизни

За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью. К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства.

Взрослые обеспечивают ребенку возможности для обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи. В ходе общения с ребенком взрослый побуждает его задавать вопросы, высказывать свои суждения, строить умозаключения, обсуждать возникающие проблемы. Специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи (обмену информацией, мнениями, планированию индивидуальной и совместной деятельности, обсуждению событий, общих дел и т.п.) в процессе общения ребенка с другими детьми.

Таким образом, можно сделать вывод, что речь – это ведущий процесс психического развития ребенка.

Влияние дидактической игры на развитие речи детей раннего возраста

Главными формами организации жизни в детском саду являются игра и связанные с нею формы активности – занятия и предметно-практическая деятельность.

Игра имеет большое значение для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней дети отражают окружающую действительность, выявляют свои знания, делятся ими с товарищами.

 Многократно участвуя в игре, дети прочно усваивают знания, которыми они оперируют. Решая умственную задачу в игре, дети раннего возраста упражняются в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. В дидактических играх перед ребёнком ставятся те или иные задачи, решение которых требует внимания, сосредоточенности, умственного усилия, умения преодолеть трудности, осмыслить правила, последовательность действий. Они содействуют развитию у ребёнка  восприятий и ощущений, усвоению знаний, формированию представлений. Эти игры дают возможность обучать ребятишек разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных  практических и умственных задач. В этом состоит их развивающая роль.

Прежде чем приступить к систематическим занятиям по развитию речи педагог подбирает для детей материал. Нужно помнить, что речевые занятия имеют свою специфику, и поэтому, какие бы действия педагог не производил с предметами, что бы ни показывал ребятишкам, основное внимание он должен сосредоточить на своей собственной речи и речи детей.

Игры с сюжетными игрушками.

         Игры с куклой и различными игрушками, изображающими животных, средства передвижения (легковая и грузовая машины, поезд, самолет и др.), оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка.

С куклой дети учатся выполнять различные действия. Игрушки, изображающие животных, позволяют воспитателю знакомить детей с их внешним видом, особенностями передвижения, характерными признаками, что в процессе улучшает речь ребенка.

В играх, цель которых – развивать понимание названий предметов и действий, можно давать несколько больше слов, чем на занятиях, проводимых с целью развития активной речи.

Очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь.

Игры с использованием литературных текстов.

Художественное слово сопутствует ребенку уже с первых месяцев его жизни. В течение второго года жизни у детей интенсивно развивается понимание речи окружающих и собственная речь. Слушая стихотворение, потешку, сказку, ребенок становится способным не только почувствовать их ритм, уловить рифму,  но и понимать несложное содержание, а также повторять слова, звукосочетания, воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Читая стихи, потешки, сказки, воспитатель развивает у детей слуховое восприятие, совершенствует способность понимать то, что читается, побуждает подражать их звукосочетаниям и словам текста, содействуя таким путем развитию их собственной речи.

Игры и занятия с использованием картинок.

С конца первого года, а тем более на втором году с помощью картины обогащается словарь ребенка. От взрослых он узнает названия предметов, действий, качеств, постепенно  начинает сам активно называть изображенное, отвечать на вопросы.

Использование картинки для развития речи имеет даже некоторые преимущества перед игрушкой. Дети, рассматривая картинку, охотно говорят, в то время как игрушкой им прежде всего хочется поиграть, а не рассказать о ней.

Очень важно, чтобы содержание картинок побуждало малышей, только еще овладевающих речью, говорить.


Игры с предметами.

Прежде всего, развивается мелкая моторика рук и способность производить с предметами целесообразные действия, например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, коробки, банки, катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить из кубиков и т.д. Совершенствуются движения кисти, пальцев ребенка, развивается глазомер, малыш приучается контролировать движения рук зрением.

Если взрослые сопровождают действия ребенка словом – обозначают эти действия, качества предметов, то на этой основе обогащается его словарь, развивается речь.

Игры со строительным материалом.

Занятия со строительным материалом имеют большую ценность. В основном, эти игры развивают мелкую моторику и сенсорный опыт воспитанников детского сада. При словесном руководстве со стороны воспитателя на этих занятиях обогащается речь детей.

      

Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны развития речи.

        Специфика организации и проведения занятий по развитию речи в группе с детьми раннего возраста.

До 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 8–10 мин.

  Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода.

Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий.

Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагог должен сидеть за одним столом с детьми, чтобы иметь возможность помогать каждому ребенку.

Чтобы построить работу наилучшим образом, воспитатель также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов, открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта - что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.

Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения

Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др.

Поэтому, обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре.

Сознательное отношение к обучению появится позже - в старшем дошкольном возрасте. А пока... если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.

Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение

Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.

Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка - это правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

Содержание материала должно соответствовать детскому опыту

Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту.

Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой - дети видели машины на улице; игра «Киса, киса - брысь!» - дети видели и гладили кошку.

 

Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки - курочку и цыплят - или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть.

Основные темы занятий - быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д.

Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.

Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада «Ознакомление с окружающим миром»).

Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала.

Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен соответствовать возрасту.

Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу.

!!! Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания.

Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).

Необходимо контролировать длительность занятия

Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5-10 до 15-20 минут.

При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.

Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игрыТакже во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец.

 

Виды занятий по развитию речи:

1. Занятия по формированию словаря (ознакомление со свойствами и качествами предметов).

2. Занятия по формированию грамматического строя речи (образование слов).

3.Занятия по формированию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению).

4.Занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание).

5. Занятия по ознакомлению с художественной литературой.


Примерная структура занятия по развитию речи детей раннего возраста:

1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (играем по знакомым правилам).

2. Затруднение в игровой ситуации (осознаем, что мы еще не умеем, не знаем).

3. Открытие нового знания или умения (проговариваем новые правила).

4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (играем по новым правилам).

5 Итог занятия (поговариваем, чем научились).

Виды деятельности:

1.Восприятие сказок, стихов, потешек.

2. Рассматривание картинок.

3. Экспериментирование с материалами и веществами.

4. Двигательная.

5. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

6.Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.


Целевые ориентиры развития речи в раннем возрасте (ФГОС ДО)

  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.

  • Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!