Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62 «Березка» комбинированного вида города Белово»
Развитие речи у детей раннего возраста через театрально-игровую деятельность
Из опыта работы
Подготовила: Габерман Инна Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад № 62 города Белово
2014
В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. В решении задач, связанных с развитием речи ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.
Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи.
Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Уже в первой младшей группе дети способны проявлять самостоятельность, активность в игре с персонажами-игрушками. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Мы поставили цель: развивать речь у детей с помощью театрально-игровой деятельности.
Работу по театрально-игровой деятельности начали с планирования. И наметили речевые задачи, которые хотели бы решить с помощью театрально-игровой деятельности.
1. Пробуждать интерес детей к театрализованной игре; побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
2. Расширять словарный запас;
3. Формировать связную речь;
4. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками;
5. Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра взрослых.
Организуя театрально - игровую среду в группе, подобрали игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные куклы и костюмы (обратить внимание на выставку и показать игрушки). Для музыкального оформления в группе имеется магнитофон, аудиозаписи с мелодиями музыкально-ритмических движений.
В театральном уголке для самостоятельной деятельности детей оформили дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным произведениям (показать некоторые игры). В группе есть зеркало, элементы костюмов, сундук для атрибутов ряженья, простые декорации, бутафория, ширмы для кукольного и настольного театра (показ).
В первой младшей группе темы театрализованных игр имеют непосредственное отношение к жизни ребенка в детском саду и в семье: например, «Кукла Маша заболела», «Катя собирается на прогулку», «Расскажем Машеньке сказку», поэтому имеем в группе дидактическую Куклу, которая разыгрывает различные ситуации в режимных моментах (показ куклы Маши).
Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу, поэтому сценки с игрушками позволяют расширить рамки игры на бытовые темы. Игры-ситуации можно проводить в любое время в режиме дня: как на непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной совместной деятельности педагога с детьми: «В гостях у кукол», «Звери встречают Новый год», «Калачи из печи», «Котик простудился», «Вот поезд наш едет» и др. Главное создать атмосферу радости и творчества.
Сказки приходили к детям с фланелевым, теневым театром, куклами бибабо, настольным театром, в которых роль сказочных персонажей исполняет воспитатель. При подготовке мини-спектаклей заранее готовим место для показа, оснащаем его различным оборудованием, материалами и атрибутикой. Все тексты надо знать наизусть для того, чтобы активнее вживаться в роль, успевать следить за реакцией детей и взаимодействовать с ними. При показе театра на фланелеграфе, дети называют героев, их действия, имитируют их голоса, движения. Персонажи двигать нужно медленно, чтобы малыши смогли за ними уследить. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать в небыстром темпе. Действие должно быть непродолжительным.
Заинтересовав детей сюжетом, разыграв с ними отдельные эпизоды, побуждаем к обустройству места действия: «Давай сделаем вместе дорожку», «Построим домик для сказочного героя», «Повяжем мишке в праздник нарядный шарфик», «Украсим ширму», «Повесим шарики», «Сделаем из ватмана деревья, домики, фигурки зверей».
Для того, чтобы дети активно играли самостоятельно, много читаем детям. При чтении сказок всегда используем мимику, жесты, позу, интонацию, чтобы донести до ребят смысл произведения и раскрыть характеры героев.
Можно постановки ставить без музыкального сопровождения, однако тщательно подобранная музыка (аудиозапись) придаст определенный колорит, настроение всей атмосфере спектакля, поможет дополнить в сознании ребенка словесный образ, сделает его более полным. (Показ набора аудиокассет).
Очень часто используем в играх-ситуациях детские музыкальные инструменты для подыгрывания: ложки, бубенчики, барабанчики, дудочки, металлофоны, треугольники и др. (показ музыкальных игрушек). Их звучание украшает и оживляет игру, расширяет ее выразительные возможности.
Важным условием успешного применения театрализованных игр на речевых занятиях являлась также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражалась в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов «Му-у-у - молока кому?», «Мяу-мяу», «Ква-ква», «Иго-го-иго-го». Играя в игру «Вышли зайки на лужок», дети имитировали движения зайчиков: зайки прыгают, зайки роют лапкой корешок.
Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. При этом следует идти от простейших упражнений к - более сложным. Например, дети, изображая ветер, надувают щеки, делая это старательно и беззаботно. Но когда перед ними встает задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, то, мгновенно преображаясь, лица детей делаются устрашающими, в округлившихся глазах передается гамма самых разнообразных чувств.
Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений. Мы учим движениям: «Как мышка моет пол», «Как мне холодно зимой», «Зайка рубит дрова», «Волк носит воду», «Лягушка стряпает», «Козлята пляшут – спрятались», «Коза ищет козлят», «Волк подслушивает», «Мишка идет», «Лисичка бежит», «Бабушка плачет»). Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям, мимика становится подвижнее и выразительнее, дети обретают уверенность в себе.
С помощью игровых ситуаций, в которые попадает ребенок, возникает игра, ребенок погружается в мир драматизации. Игры-ситуации включают в себя различные виды театрализованной деятельности детей: «На бабушкином дворе», «Приехали в осенний лес», «Солнышко встает», «Цветочная полянка», «Напечем пирожков», «Что растет на грядке». Такие игры развивают диалогическую, монологическую, связную речь.
Разминки, упражнения направлены на развитие речевого и двигательного аппарата. Интонационные разминки позволяют детям пробовать художественные возможности голоса «Как говорит лисичка, мышка, волк, зайка», «Песня Колобка», «Хитрая Лиса», «Дедушка рассердился: «Испеки мне, бабка, колобок».
Выполнение действий по образцу, многократные повторы движений способствуют формированию мышечных ощущений, специальных навыков и умений (показать свои ручки, выставить ножку, притопнуть, помахать платочком, покружиться, попрыгать). Используем мимические этюды: (показываю картинки «Заяц испугался», «Голодный, злой волк», «Добрая лисичка»). Обязательно хвалим каждого ребенка, отмечаем новые достижения. Игровая атмосфера пробуждает эмоции детей.
Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Дети принимали занятия с удовольствием, активно участвовали в них. Практика показала, что одним из эффективных методических приемов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи – ищем мед!» или «Мы – хитрые лисоньки». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных не бывает – все дети изображают злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д.
Для проведения большинства игр не нужны специальные оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что нас окружает, - мебель, посуда, камешки, и листики – может превратиться в какие угодно сказочные элементы.
Эмоциональнее всего малыши реагируют на большие, яркие игрушки, которые вызывают у них неподдельный восторг. С помощью таких игрушек устраиваем для детей маленькие концерты, разыгрываем сценки-диалоги, показываем драматизации-зарисовки, драматизации-портреты (показ игрушек: Петрушка, Буратино, Чебурашка, Карлсон, Снегурочка, Веснянка).
Работу по развитию речи малышей строим в тесном взаимодействии с родителями. Они принимают активное участие в создании условий для театрализованной деятельности в группе: шьют, вяжут, изготавливают мебель, помогают приобрести игры и игрушки.
Для родителей провели серию консультаций по развитию речи детей посредством театрально-игровой деятельности, оформили памятки, рекомендации. Совместно изготовили элементы костюмов, декораций, шапочек для сказки «Теремок», «Колобок» и др. атрибуты.
К концу года большинство детей активно и с интересом участвуют в театрализованных постановках разного вида театра в качестве актера, с интересом следят за происходящим из зрительного зала в качестве зрителя. Активно принимают участие в подготовке театрального представления. Улучшилось звукопроизношение, слуховая память и фонематический слух. Расширился словарный запас, дети стали свободно общаться друг с другом, со взрослыми, употребляя в речи полные предложения.
Практическое занятие по изготовлению театра
А сейчас я хочу пригласить в театральную мастерскую 2 человека. Мы вместе с вами попробуем изготовить театр своими руками. Театр называется «Веселые карандаши» (Показ). Для изготовления такого театра нужно приготовить цветные карандаши или цветные палочки, цветные нитки, ткань для воротничка, шляпки, глазки, носик, ротик, клей, кисточку, салфетку. Голову можно приготовить заранее на палочке (Показ). Далее делаем лицо: приклеиваем глаза, носик, ротик. Все делаем аккуратно, намазываем клей вот так! Аккуратно прикладываем салфетку, прижимаем. Теперь вырезаем воротничок. Можно просто круглый, можно узорный, можно на кончиках вырезать уголочки. Выбираем нитки по цвету карандаша, обрезаем, приклеиваем волосы. Шляпку можно приобрести, а можно тоже изготовить самим (Показываю, как прикрепить шляпку).
Литература
1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.:Мозаика-Синтез, 2006.- 128с.
2. Н.Ф.Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 128с.
3. Науменко Г.М.Фольклорный праздник в детском саду .- М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000, 224с.
4. Альхимович С.М. Театр Петрушки в гостях у малышей. Минск, «Нар.асвета, 1969, 144с.
5. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие).
6. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М.:ВАКО, 2007.
7. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам.
8. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр.
9. Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова. Театрализованные игры в детском саду. ( методическое пособие).