СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 слайд. На  сегодняшний день проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является особенно актуальной.  Ведь у таких  детей процесс социализации существенно затруднен, но при этом их будущее напрямую зависит от умения общаться,  трудиться, выстраивать отношения.        

          Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с окружающим миром, в ограниченном общении со сверстниками и взрослыми. Они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи.   Их коммуникативные навыки тоже находятся на низком уровне .

2 слайд. Поэтому моя первостепенная задача, как учителя-логопеда это развитие речи обучающихся.  Логопедическая работа  ведется в разных направлениях: это и обогащение словаря школьников, и формирование лексико-грамматичекого строя речи и коррекция нарушенных звуков.

Добиваться положительных результатов в своей работе мне  помогает не только разнообразие приемов  и  форм  логопедического воздействия, но также использование нетрадиционных техник , о которых сегодня я вам хотела рассказать.

3 слайд.  Первая техника это – литотерапия - воздействие на организм  человека с помощью камней..  Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику ребенка и способствуют снятию у него эмоциональных проблем. Игры с использованием литотерапии  стимулируют речевое развитие, развивают мелкую моторику, познавательные процессы.  Эту технику  я применяю на своих занятиях при формировании лексико-грамматического строя речи.

        

         4 слайд. В своей коррекционной практике с детьми  я использую как натуральные камни, так и искусственные с помощью которых я предлагаю детям разные задания. Например: составить  предложение, опираясь на «каменную» схему. Где большие камни  - это слова, а маленькие – это предлоги. Затем слова убираются, остается только схема, и ребенок должен правильно воспроизвести предложение, но уже самостятельно,  используя только схему

          В зависимости от уровня развития детей, задачу усложняю и соединяю цвет камня с какой либо частью речи. 

         Например, предлагаю составить предложение, используя камни-подсказки, где каждый цвет обозначает какую то часть речи.

 Белый – слова –предметы или (сущ),

 зеленый – слова-действия или (глагол),

 синий – слова-признаки или (прилаг),

 Здесь идет развитие не только грамматического строя речи, но и активизируются познавательные процессы, такие как  внимание, память, мышление.  

Если нет камней, то такую технику можно использовать, работая у доски с цветными магнитами.

5 слайд. Следующая уже всем известная техника это   - сказкотерапия, но с использованием киндер-игрушек.  Детям предлагаются разные виды заданий:

 

- Назови, опиши сказочных героев.

- Угадай сказку по героям из киндер игрушек.

- Подбери героев сказки к иллюстрации

- Перескажи сказку используя опорные картинки, игрушки.

 

Слайд 6.  Я собрала более 20 серий киндер-игрушек по разным сказкам и мультфильмам. Распечатала иллюстрации. Ребенку предлагается найти и назвать героев того или иного мультфильма, расставив их в соответствии с картинкой.

По иллюстрации мы описываем героев мультфильма,  составляем предложения, вспоминаем и пересказываем  сюжет сказки, обыгрываем её по ролям.  Такое задание развивает не только связную речь детей, но и такие психические функции, как память, мышление и  воображение.

Слайд 7   Еще одна нетрадиционная технология, которую я  активно применяю в своей логопедической практике это  песочная терапия. Игры с песком весьма эффективны  для развития  и коррекции речи детей с нарушениями.  Они повышают мотивацию и интерес ребенка к занятиям, снимают внутреннюю и мышечную напряженность, развивают мелкую моторику. 

Часто на занятиях я объединяю несколько техник. Например, сказко и пескотерапию. Или песко и литотерапию. Задания могут быть самыми разнообразными и зависят от  и цели  и этапа занятий.

 

На этапе обогащения словаря и развития речи  предлагаю детям  Найти в песке  игрушки и распределить их на группы.  Лексические темы могут быть такие: «животные севера и жарких стран», «дикие и домашние животные», «виды транспорта»  В ходе этого задания  мы  составляем словосочетания с этой игрушкой, подбираем признак или действие, записываем предложение. Ведется работа над автоматизацией или дифференциацией звуков, когда детям предлагается вытащить игрушки с нужным звуков Например, Ваня достает из песка игрушки со звуком С, а Максим со звуком  Ш

Таким образом, работа ведется в нескольких направлениях, автоматизируется нужный звук, обогащается словарный запас, идет развитие грамматического строя и связной речи детей.

 

Слайд 8  Хочу  немного остановиться о формах работы со скороговорками, которые  имеют немаловажную роль для развития речи обучающихся. Задания предлагаются следующие:

- Назови скороговорку по игрушке»  Например,  достал он ворону, вспоминаем, какая есть скороговорка. Проворонила ворона вороненка.

Для тех детей котрые уже умеют читать, даю задание: «Соотнести  текст скороговорки  с иллюстрацией»

- Творческий конкурс: «Ожившие скороговорки» , предметно-практическая деятельность, когда ребятам предлагается изобрпзить скороговорку используя различные матеиалы и техники. (коллаж,  аппликация, пластилинография)  

 

Слайд 9.  И еще одно направление моей логопедической  работы, от которого зависит развитие речи обучающихся -  это обогащение и формирование их  словарного запаса, который  у таких детей (ОВЗ) также находится на низком уровне. Хочу показать вам свою лексическую  папку, в которой находится материал практически по всем темам, которые мы проходим в школе.

Задания детям предлагаются тоже разные, в зависимости от целей занятия и возможностей обучающихся. Работа ведется или у доски или за партой. - Показ предмета по названию или описанию. Например тема животные. Я описываю животное( большой, длинным носом, живет в Африке - слон)  ребенок ищет, потом наоборот.

 

Слайд 10. Для читающих детей. Здесь ребенку предлагается соотнести названия предмета с картинкой.

Слайт 11. По каждой лексической теме предлагаю детям лексико-грамматические  упражнения и игры для развития речи.

 

Слайд 12. Остановлюсь более подробно на некоторых из них.

Игры на развитие речи и обогащения словаря

Тема : «Животные» Детям предлагаются следующе игры:

-  «Найди пару»  Детёныши  животных»

- Поставь киндер-игрушки на соответствующую  картинку «Животные леса»

Слайд 13.  Работа над развитием речи и обогащением словаря  по лексическим темам  «Времена года»

- Назови и подбери признаки весны

- Дифференциация признаков  (ребенку предлагается выбрать признаки и разделить на два вида, например признаки зимы и весны)

Слайд 14. Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков

Следующая    игра о которой я хотела бы вам рассказать авторская,  называется: «Звуковое кафе».  Я часто ее использую на своих занятиях, она очень нравится детям и  развивает не только мелкую моторику, но и способствует формированию звукового восприятия, помогает в игровой форме дифференцировать нужные звуки.

Детям предлагается собрать из цветных крышек и прищепок цветные столики,(развитие моторики)  а потом рассадить  животных или героев мультфильмов, в названии которых есть нужный звук. Например, за желтый столик сядут герои со звуком Ж (жираф, жаба, ), за зеленый со звуков З (зебра, заяц) и т.д.

Слайд 15 Игры с гипсовыми буквами.

Составляем из букв слова, подбираем к каждому слову признак или действие,

 составляем предложение.

 

 

Слайд 16. На своих занятиях также создаю ситуации, способствующие развитию не только связной речи но и коммуникативных навыков, что в свою очередь влияет на процесс формирования социализации наших детей.

Например обыгрываю с ними разные жизненные ситуации: на приеме у врача, поход в магазин, ….вызов скорой помощи . (видеоролики)

Слайд 17. Сюжетно-ролевые игры

Поход в магазин. Швед.

Слайд 18.

Так же использую  Сюжетно-ролевые игры  на этапе автоматизации звуков с помощью  чистоговорок. ( ролик в больнице) Лексическая тема: «Профессии»

Ролик на приеме у врача

Таким образом, коррекция речевых дефектов в логопедической работе достигается путем включения нетрадиционных игровых приемов и технологий. Добиваться положительных результатов на своих занятиях  мне  помогает использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия. Моя  работа, которая  направлена прежде всего на повышение уровня развития речи и реализацию интересов обучающихся, так же влияет на формирование у них коммуникативных навыков, что в свою очередь способствует активному взаимодействию ребенка  с социумом, то есть помогает социализировать его.

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 10» « Развитие речи как фактор социализации обучающихся с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения» Петрова Н.Г., учитель - логопед

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 10»

« Развитие речи как фактор социализации обучающихся с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения»

Петрова Н.Г.,

учитель - логопед

Направления  логопедической работы Работа над словообразованием и слоговой структурой слова Уточнение и обогащения словаря Формирование грамматического строя речи Коррекция и автоматизация нарушенных звуков Развитие фонематических процессов Работа над связной речью

Направления логопедической работы

Работа над словообразованием и слоговой структурой слова

Уточнение и обогащения словаря

Формирование грамматического строя речи

Коррекция и автоматизация нарушенных звуков

Развитие фонематических процессов

Работа над связной речью

Литотерапия воздействует на психику ребенка способствует снятию эмоциональных проблем развивает мелкую моторику познавательные процессы стимулирует речевое развитие

Литотерапия

воздействует на психику ребенка

способствует снятию эмоциональных проблем

развивает мелкую моторику

познавательные

процессы

стимулирует речевое развитие

Литотерапия, как средство развития  грамматического строя речи.   Составление и распространение предложений используя камешки-подсказки, где каждый цвет обозначает часть речи. Белый – слова –предметы(сущ), зеленый  – слова-действия(глагол), синий – слова-признаки (прилаг), а маленькие камешки – это предлоги или союзы.

Литотерапия, как средство развития грамматического строя речи.

Составление и распространение предложений

используя камешки-подсказки, где каждый цвет обозначает часть речи.

Белый – слова –предметы(сущ), зеленый – слова-действия(глагол),

синий – слова-признаки (прилаг),

а маленькие камешки – это предлоги или союзы.

Работа с цветными магнитами

Работа с цветными магнитами

  « Сказкотерапия с применением киндер-игрушек»   -Назови, опиши сказочных героев. - Угадай сказку по героям из киндер игрушек. - Подбери героев к иллюстрации

« Сказкотерапия с применением киндер-игрушек»

-Назови, опиши сказочных героев.

- Угадай сказку по героям из киндер игрушек.

- Подбери героев к иллюстрации

Игры на развитие речи с киндер-игрушками   «Мультипультия»

Игры на развитие речи с киндер-игрушками

«Мультипультия»

Пескотерапия Дифференциация звуков.

Пескотерапия

Дифференциация звуков.

Приемы работы со скороговорками Назови скороговорку по игрушке» Подбери скороговорку к картинке» Творческий конкурс: «Ожившие скороговорки»

Приемы работы со скороговорками

Назови скороговорку по игрушке»

Подбери скороговорку к картинке»

Творческий конкурс: «Ожившие скороговорки»

Формы работы по обогащению словаря Соотнесение названия предметов с картинкой Показ предмета по названию или описанию.

Формы работы по обогащению словаря

Соотнесение названия предметов с картинкой

Показ предмета по названию или описанию.

Лексико-грамматические  упражнения и игры Назови детёнышей животных Игра  «Один-много Игра «Назови ласково» Подбор антонимов «Скажи наоборот» Загадки- описания Подбор признаков к предмету или действий Подбери признаки времён года Игра «Ассоциации» Игра «Четвёртый лишний

Лексико-грамматические упражнения и игры

Назови детёнышей животных

Игра

«Один-много

Игра

«Назови ласково»

Подбор антонимов

«Скажи наоборот»

Загадки- описания

Подбор признаков к предмету или действий

Подбери признаки времён года

Игра «Ассоциации»

Игра «Четвёртый лишний

Игры обогащение словарного запаса  «Найди  детёнышей животных» Поставь игрушки на соответствующую картинку «Животные леса»

Игры обогащение словарного запаса

«Найди

детёнышей животных»

Поставь игрушки на соответствующую картинку

«Животные леса»

Работа по лексическим темам  «Времена года» Назови и подбери признаки весны Дифференциация признаков

Работа по лексическим темам «Времена года»

Назови и подбери признаки весны

Дифференциация признаков

Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков. «Звуковое кафе» Детям предлагается собрать столики для кафе, а потом рассадить за них животных, в соответствии со звуками.

Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков.

«Звуковое кафе»

Детям предлагается собрать столики для кафе, а потом рассадить за них животных, в соответствии со звуками.

Сюжетно-ролевые игры, как прием развития речи В магазине В больнице

Сюжетно-ролевые игры, как прием развития речи

В магазине

В больнице

Сюжетно-ролевые игры с телефоном Лексическая тема : «Транспорт» Лексическая тема : «Зоопарк» Звонок в скорую помощь Звонок маме

Сюжетно-ролевые игры с телефоном

Лексическая тема : «Транспорт»

Лексическая тема : «Зоопарк»

Звонок в скорую помощь

Звонок маме


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!