Развитие речи как фактор успеха личностного развития обучающегося
Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной методике в начальных классах.
Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи.
Большинство учёных (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой компетенции.
В этой связи задачей современной школы является достижение наиболее эффективной общественной формы организации учебной деятельности детей.
Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.
Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт возможности свободно общаться, усваивать различные школьные предметы. Система уроков развития речи — один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Задача учителя начальных классов — соединить в сознании, в чувствах детей окружающий мир и мир слов.
Развивать речь детей — значит, регулярно работать над её содержанием на всех уроках, учить построению предложений, выбору нужного слова, грамотному оформлению мыслей. Для того чтобы ученики успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога, перед которым постоянно встаёт вопрос: как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе.
В работе по развитию речи выделяют, как правило, следующие направления: работа над звуковой стороной речи, словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса), работа над предложениями и словосочетаниями в плане развития речи, развития связной речи.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам
Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.
Письменная речь, особенно в начальных классах, протекает значительно медленнее, чем устная, так как дети еще не овладели навыком скорописи. Поэтому у некоторых детей сам процесс написания превращается в самоцель, а это отрицательно сказывается на содержании написанного. Следовательно, очень важно добиться, чтобы для каждого ученика всегда главным, ведущим было содержание, чтобы школьники постоянно искали наилучшие формы выражения подготовленного содержания .
Государственный стандарт указывает на необходимость «формирования позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у младших школьников». Правильность речи достигается благодаря знанию норм литературного языка и их внимательному применению при построении речи.
Правильность речи - качество речи, состоящее в соответствии ее орфографической, лексической и грамматической структуры принятым в языке литературным нормам. Правильность является базовым качеством речи, обеспечивающим придание речи других, более сложных качеств, таких как выразительность, богатство, логичность. Помимо правильности речь должна обладать и другими важными качествами: точностью, чистотой, ясностью, логичностью, богатством, выразительностью и уместностью. Эти свойства обеспечивают эффективность коммуникации и характеризуют уровень речевой культуры говорящего.