СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи младших школьников

В данной статье рассматривается вопрос об особенностях формирования речи в младшем школьном возрасте. Статья отражает трудности развития речи младших школьников, основные средства, способы формирования речи. Процесс развития речи связан с развитием мышления и сознания, осуществляется на уроках и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи младших школьников»

Развитие речи младших школьников

В данной статье рассматривается вопрос об особенностях формирования речи в младшем школьном возрасте. Статья отражает трудности развития речи младших школьников, основные средства, способы формирования речи. Процесс развития речи связан с развитием мышления и сознания, осуществляется на уроках и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: речь, умственное развитие, условия успешной речевой деятельности, речевая активность.



В младшем школьном возрасте ребенок должен овладеть литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлять любого типа высказывания; уметь вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять; знать нормы и правила речевого этикета, уметь пользоваться ими в соответствии с ситуацией; владеть элементарными умениями чтения и письма.

Развитие речи связано с умственным развитием, поскольку оно способствует развитию мышления. Наряду с этим, связь речевого (языкового) и интеллектуального, необходимо рассматривать и в обратном направлении - от интеллекта к речи (языку).

Доказано, что без речевого общения, без социальной (общественной) среды, нельзя стать полноценным человеком. Известны случаи, когда дети младенческого возраста попадали к животным и были вскормлены ими. После возвращения детей в человеческое общество, оказывалось, что они имеют повадки животного и совсем не обладают теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи. Известны случаи, происшедшие по вине взрослых: дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь, с трудом учились в школе, потому что родители не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте.

Необходимо помнить, что речь — инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

В младших классах большое значение имеет уровень речевого развития, так как при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Младшие школьники в речи употребляют в речи 3-5 тысяч слов. В течение всего периода обучения необходимо продолжать формировать навыки устной и письменной речи.

Речевая активность младших школьников очень важна. Но некоторые дети, и мы это наглядно видим, стесняются говорить, отказываются от участия в беседах, от ответов на вопросы учителя, совсем не могут рассказывать или рассказывают очень кратко, допускают речевые ошибки, такие как пропуск слов, нарушение логической последовательности, нелепые суждения, неверные ударения в словах и в тексте, малый словарный запас. К сожалению, дети перестали читать книги, и это отражается на речи.

Для успешной речевой деятельности и речевого развития человека необходимы следующие условия. Во-первых, это потребность речевого высказывания, потребность в общении, в передаче чего-то другим людям. Во-вторых, это наличие содержания речи, наличие информации, того, о чем нужно сказать. В- третьих, это наличие языкового материала для оформления высказывания, то есть знание необходимых слов, умение связать их, построить предложения и связную речь.

Особенности развития речи младших школьников предполагают упражнения, направленные на всестороннее развитие как устной, так и письменной речи. Учителями начальных классов должны ежедневно на всех уроках использоваться такие приемы развития речи младших школьников, которые, во-первых, помогут усвоить литературные языковые нормы, во-вторых, развивать культуру речи, в-третьих, помогут приобрести навыки чтения и письма.

Управлять развитием речи учащихся можно, постоянно создавая ситуации, которые будут возбуждать в детях потребность выражать мысли устно или письменно, передавать знания, обмениваться мыслями. Нужно так организовать жизнь детей, чтобы сама жизнь давала материал для полноценного содержания речи на основе наблюдений, игры, чтения книг, рассматривания картин, слушание учителя или других взрослых. Необходимо обеспечить школьника правильной речевой средой, дать ему образцы русского языка, постоянно создавать условия для самостоятельного устного и письменного выражения своих мыслей, знаний, чувств, приучить систематически обогащать, совершенствовать собственную речь.

Эти задачи решаются на уроках и во внеурочной деятельности. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении целого комплекса требований [1, с.7]. Развитие речи младших школьников на протяжении их обучения в 1-4 классах должно быть комплексным и включать работу в нескольких направлениях.

В 1 классе используются устные коллективные сочинения, подготавливающие учащихся к связному рассказу, с использованием книжек-раскладушек по разным темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Птицы», «Отдых», «Хлеб - всему голова», «Звери». Смотря на картинки дети «рисуют» словами животных, деревья, погоду. Используем картинки в азбуке, составляем небольшие рассказы с помощью вопросов учителя, заучиваем маленькие стихотворения, пословицы, скороговорки, загадки. Первоклассников учим выделять предложения из устной и письменной речи, составлять самим предложения по картинкам или с тем или другим словом, распространять их, учим правильно расставлять слова в предложении, используя упражнения по восстановлению деформированного текста с использованием картинок.

В работе часто используется чтение вслух («по ролям») различных текстов (для развития техники устной речи и дикции), предлагаем выражать голосом определённые эмоции, среди которых радость, печаль, удивление, гнев и тому подобные, инсценируем прочитанный текст. Скороговорки также улучшают дикцию. Важными являются ежедневные упражнения по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса учеников (с использованием картинок, загадок, потешек, пословиц, поговорок, крылатых фраз и выражений, сказок, стихов, кроссвордов, подбор к заданному слову синонимов и антонимов, поиск их в тексте, выяснение смысла непонятных слов; наблюдение за словами в контексте и толкование новых значений уже известных слов (многозначность слова), подбор однокоренных слов).

Работа над изложением активизирует словарь учащихся, развивает навык самостоятельной передачи мысли, закрепляет знания по грамматике и орфографии. Необходимой является работа над сочинением собственных сказок, историй (по серии рисунков, по картинке, по опорным словам, по пословицам, на основе прочитанного произведения, рассказов о родной природе, о прогулках, играх, на основе собственных наблюдений). В 1–3 классах текст сочинения составляется коллективно, так как детям еще тяжело подбирать нужные слова, составлять предложения и размещать в правильном порядке.

Роль картины в развитии речи учащихся имеет важнейшее значение. Картина воздействует на чувства, открывает перед ребенком стороны жизни, с которыми он возможно никогда и не столкнулся. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику, облегчает ему познание окружающего. В школах используются учебные картины, которые доступны учащимся, удобны для использования на уроке, используются художественные картины (репродукции) [3;49]. Описание картин природы проводится во всех классах, предполагают большую свободу в отборе материала и в его расположении, чем описания отдельных предметов или явлений. Устные рассказы являются более сложным видом упражнений в связной речи, они подготавливают к письменным сочинениям [3; 32].

На уроках литературного чтения используется пересказ литературных произведений от первого и третьего лица, пересказ от лица героя произведения. Составляются описательные рассказы о предметах, интерьере, сравнительное описание объектов и явлений природы, создаются разные виды творческих пересказов  и изложений. В ходе такой работы идет освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование). Широко используется сочинение рассказов по картине, на основе воображения, по серии сюжетных картинок, сочинение по пословице, о знаменитых людях, на основе личного опыта.

Дома родителям необходимо проводить совместные игры, привлекать ребенка к обслуживающему труду по дому, читать ему простые по содержанию книги. Собственную деятельность взрослым необходимо сопровождать речью, так как известно, что речь лучше развивается в деятельности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. В процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических и методологических основ формирования связной речи младших школьников. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи. Работа по развитию речи учащихся на уроках вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову. Можно утверждать, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности.



Список литературы

1.Иванова С.Ф. Воспитание культуры речи у школьников. Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 1964.-111 с.

2.Коломиец Д.Л. Развитие связной речи первоклассников. – Йошкар-Ола: ООО ИПФ «СТРИНГ», 2016. – 172 с.

3.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. - М.: Просвещение, 1985.- 176 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!