СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи неслышащих дошкольников посредством трудовой деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи неслышащих дошкольников посредством трудовой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи неслышащих дошкольников посредством трудовой деятельности.»

При поступлении в специальное дошкольное учреждение глухие и слабослышащие дети нередко оказываются беспомощными в самообслуживании. Чаще всего это является результатом семейного воспитания, поскольку у большинства детей с нарушениями слуха наблюдается физическая ослабленность, моторная неловкость, медлительность в выполнении бытовых действий. Поэтому окружающие взрослые стараются заменить элементарный доступный по возрасту труд ребенка своим собственным. Однако при особой организации педагогического процесса элементарная трудовая деятельность может приобретать достаточно развитые формы и оказывать коррекционное воздействие на личностное развитие ребенка.

Среди главных задач трудового воспитания детей с нарушениями слуха следует отметить, во-первых, воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим.

Во-вторых, очень важно развитие трудовых умений детей, овладение элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом, трудом в природе, у старших детей складываются некоторые умения по ручному труду. Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов с умением ими пользоваться, осуществление действий в определенной последовательности, оценка результатов труда.

В-третьих, большое значение имеют ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к их труду. Все эти задачи способствуют становлению компонентов трудовой деятельности: формированию мотивов и целей труда, определению объектов и характера труда, правильному отбору инструментов и материалов, становлению трудовой деятельности, умению оценить ее результаты.

Различные формы детского труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) способствуют решению важных педагогических задач, развитию предпосылок к овладению простейшей трудовой деятельностью: активизации речевой и умственной деятельности, формирование интереса к коллективному труду и к собственным трудовым умениям, уважительного отношения к труду старших.

Трудовое воспитание осуществляется в ходе организации всего воспитательно-образовательного процесса, что обеспечивает связь образовательной области социально-коммуникативного развития с другими образовательными областями программы для глухих и слабослышащих детей.

Образовательная деятельность по труду проводится воспитателем, как с целой группой детей, так и по подгруппам на фронтальных занятиях, во время дежурств, на прогулке, в режимные моменты и, кроме того, на экскурсиях, тематических прогулках с целью подготовки к занятиям.

На первом году обучения трудовое воспитание осуществляется в быту, специальные занятия не проводятся. На втором году обучения вся непосредственная образовательная деятельность направлена на привитие культурно-гигиенических навыков и самообслуживание. За эти два года дети должны научиться:

правильно вести себя за столом, самостоятельно и аккуратно есть разнообразную пищу, держать ложку в правой руке, пить из чашки, пользоваться салфеткой, выходить из-за стола только после окончания еды, благодарить взрослых;

снимать и надевать одежду в определенной последовательности, замечать неопрятность в одежде и устранять ее с помощью взрослых;

самостоятельно засучивать рукава, мыть руки и лицо перед едой, пользоваться индивидуальным полотенцем, сухо вытирать лицо и руки, вешать полотенце на свое место;

аккуратно и своевременно совершать свой туалет, пользоваться туалетной бумагой.

У детей 3-4 лет необходимо воспитывать бережное отношение к игрушкам, умение поддерживать чистоту в помещении и на улице (не сорить, не ломать и не разбрасывать игрушки) – при единстве педагогического подхода эти навыки к 4-м годам становятся стойкими.

Так же необходимо привлекать детей к посильному труду на участке детского сада: собирать в определенное место листья, поливать из лейки цветы, расчищать дорожки от снега, листьев.

Детей 3-летнего возраста надо приучать к правильному уходу за полостью рта, поэтому необходимо провести работу с родителями, чтобы те научили ребенка дома чистить зубы с помощью зубной щетки и пасты 2 раза в день.

На 3 году обучения глухих детей (4-5 лет) вводятся дежурства по столовой и планируется непосредственная образовательная деятельность, цель которой:

учить детей накрывать на стол, раздавать ложки, салфетки;

учить детей помогать воспитателю раскладывать материалы к занятиям;

приучать детей убирать постель, участвовать в уборке групповой комнаты, учить протирать игрушки влажной тряпкой, расставлять их на полках, стирать кукольную одежду; (ухаживать за комнатными растениями, учить протирать листья растений, поливать их), вместе с воспитателем производить посадку зеленого лука, овса для птиц.

На третьем году обучения вводятся также непосредственная образовательная деятельность по ручному труду с целью: учить детей приемам работы с бумагой, картоном, природным материалом; пользоваться ножницами, клеем.

На 4-м году обучения (5-6 лет) глухой ребенок должен следить за чистотой своего тела и одежды, мыть лицо и руки по мере загрязнения, перед едой, после сна и туалета, чистить зубы на ночь, полоскать рот после еды, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, носовым платком, при кашле и чихании отворачиваться, закрывать рот платком, чистить одежду щеткой.

В этом возрасте совершенствуются навыки дежурства по столовой. Каждый ребенок должен уметь правильно сервировать стол, знать, что ставится на завтрак, на обед, полдник, выставлять меню. С 5 лет дети сами могут пользовать вилкой.

Дети должны уметь самостоятельно распределять предстоящую работу по этапам, подбирать необходимый материал и орудия труда. А поделками, которые они самостоятельно изготовили на занятиях по ручному труду, должны использовать в играх или как подарки для взрослых и детей к праздникам, дням рождениям.

С детьми 6-7 лет (5 год обучения глухих детей) закрепляют выработанные за прошлые годы навыки самообслуживания и навыки культурного поведения за столом. В этом возрасте необходимо продолжать совершенствовать умения детей в выполнении отдельных трудовых поручений, дежурств по столовой, по уголку природы, по занятиям. Также необходимо продолжать формировать у детей интерес к труду взрослых, стремление трудиться на общую пользу (детей учат правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой).

Продолжают развиваться у детей и навыки работы с бумагой, картоном, текстилем (склеивание, вырезание различных геометрических фигур, салфеток, снежинок; домики для кукол, простейшие кормушки для птиц, закладки, сумочки, елочные украшения). Поделки детей должны иметь практическое применение в игре, на занятиях, в повседневной жизни.

Основными методами работы на 1, 2, 3 годах обучения являются расчлененный показ способов и последовательности выполнения действий, совместные действия, действия по образцу и по словесной инструкции, объяснение. На более поздних годах обучения особое место отводится планированию предстоящей работы, распределению обязанностей, а также оценке результатов труда.

Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с различными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) представляет одно из важнейших направлений трудового воспитания детей с нарушениями слуха.