СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи неслышащих школьников на экскурсии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад «Развитие речи неслышащих школьников на экскурсии»

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи неслышащих школьников на экскурсии»

краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Алтайская общеобразовательная школа № 1»







Доклад

«Развитие речи

неслышащих школьников

на экскурсии»



Подготовила:

Татьяна Викторовна Тумабаева,

воспитатель







Барнаул 2019 г.



В учебно-воспитательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху особое внимание уделяется развитию речи неслышащих школьников, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны устной речи. Общение воспитателя с детьми в такой школе должно проходить на основе устной разговорно-обиходной речи речи- это его основная обязанность педагога.

Участвуя в различных видах внеклассной деятельности, дети должны научиться понимать обращенную к ним устную речь, выражать свои просьбы, задавать вопросы, вступать в беседу. При этом внимание воспитателя обращается на обогащение словаря новой лексикой, новыми структурами предложений. Важно подсказать нужное слово, заставить школьника подумать, как можно сказать, поддержать детскую активность.

Во внеклассное время общение воспитанников происходит, как правило, в естественной ситуации. Но речевые ситуации могут создаваться воспитателем и специально. При этом важно, чтобы они были приближены к естественным. Такие ситуации планируются заранее в планах работы воспитателя на каждый день и с учетом речевого материала на месяц.

Речевой материал, который должны усвоить дети, дается, прежде всего в виде устной речи воспитателя, а также на таблицах, плакатах, записывается на доске. Нужно помнить, что речь воспитателя должна быть эмоциональна и выразительна, а также он должен уметь пошутить, посмеяться с воспитанниками, а в отдельных случаях выразить правильную артикуляцию, не допускать скандирования. Воспитатель должен тесно взаимодействовать с учителем – дефектологом, знать уровень развития устной речи своих воспитанников, следить за качеством речи, внятности, не допуская резких норм отклонения, знать, какие звуки поставлены ученику.

С целью развития диалогической речи неслышащих детей необходимо постоянно варьировать разговорно-обиходную лексику, употреблять разнообразные синтаксические конструкции, учить правильно строить ответные реплики предельно кратко: Да! Нет! Я не понял! Повторите! Все составляет содержание работы воспитателя. И только правильная организация этой работы позволит расширить кругозор неслышащего ученика, т.е. должен быть создан специальный педагогический процесс для неслышаших детей.

Одним из путей повышения эффективности обучения школьников с нарушениями слуха является широкое использование наглядно – практической деятельности. Наиболее активно эта деятельность реализуется во внеурочной работе с учащимися. Наиболее эффективным и общедоступным способом изучения окружающего мира является экскурсия.

«Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т.д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью».

Экскурсии играют значительную роль в развитии устной речи в условиях внеурочной деятельности. Следует приучить неслышаших детей интересоваться окружающим, рассматривать отдельные объекты.

Организация экскурсии включает три основных этапа проведения:

- подготовительный;

- ход экскурсии (собственно экскурсия);

- заключительный;

На первом этапе воспитателю необходимо создать познавательный или научный интерес к экскурсии, побудить воспитанников к активному словесному общению в процессе подготовки и проведения. Подготовить вопросы, на которые дети должны ответить. На экскурсию необходимо взять фотоаппарат, блокноты или тетради, где можно сделать зарисовки, записи по ходу экскурсии.

Выбирая тему и место экскурсии, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся; взаимосвязь внеклассной работы с учебным материалом, соответствие школьной программе; уровень готовности к решению познавательных задач; состояние слуха, речи .

Обязательно использовать таблички с речевым материалом по теме экскурсии.

После экскурсии проводится её обсуждение, обобщение материала. Экскурсии в школе желательно проводить не менее 1 раза в неделю. Не обязательно это должно быть посещение исторического объекта, городского музея или выставочного зала. Достаточно организовать экскурсию - наблюдение за сезонными изменениями в природе, наблюдения за птицами, деревьями, растениями, насекомыми, которую провести на территории школы или в парке. Воспитателю по силам организовать экскурсию на почту, в ателье, парикмахерскую, в библиотеку, по улицам города, по историческим местам города, в зоопарк и т.д.

Во внеурочное время можно проводить следующие виды экскурсий:

искусствоведческие;

обществоведческие;

природоведческие;

профориентационные;

познавательные.

При проведении экскурсии с детьми с нарушениями слуха я заранее обдумываю ход, введение экскурсии, формы обсуждения её результатов., подбираю речевой материал, задания для отдельных учащихся и всего класса. Перед экскурсией я сама заранее знакомлюсь с объектом экскурсии. Для себя, я определяю, на что требует обратить внимание учащихся, фиксирую объект для наблюдения, составляю примерный план экскурсии, намечаю вопросы и задания для детей, определяю для себя цели и задачи экскурсии.

На подготовительном этапе я мотивационно подготавливаю учащихся к экскурсионному мероприятию. На предварительной беседе со школьниками я, прежде всего, озвучиваю тему, цели и задачи предстоящей экскурсии, затем сообщаю план: когда, куда и на какое время идёт группа. Рассказываю содержание экскурсии, разъясняю, что предстоит изучить. Перед проведением экскурсии следует повторить уже знакомый учащимся материал, знания которого необходимы для усвоения информации. Большое значение для успешного проведения экскурсии имеет пробуждение у учащихся интереса и соответствующего настроения, поэтому иногда я вступительную беседу дополняю презентацией или учебным фильмом. Также можно использовать иллюстрации, краткие записи, заполнение таблиц, составление схем, которые после экскурсии могут дополняться новыми материалами.

Я заинтересовываю учащихся проблемно – познавательными задачами, даю им некоторые сведения об объектах изучения, задаю вопросы и распределяю задания. Крупные, основополагающие вопросы я сообщаю всему классу, а индивидуальные – конкретно каждому ученику.

Перед началом экскурсии я провожу инструктаж или беседу по технике безопасности. Знакомлю с техникой безопасности на дорогах города, вблизи проезжей части, рассказываю о правилах поведении в дороге и на месте проведения экскурсии.

II этап. Собственно экскурсия.

Основной этап позволяет мне обеспечить связь наглядно-чувственного опыта с речью. При этом формируется такое необходимое качество, как наблюдательность. Планомерность наблюдений позволяет рассматривать предметы в определённой последовательности.

Наблюдение—один из основных видов деятельности во время экскурсии. Для повышения качества восприятия я:

• создаю проблемную ситуацию перед наблюдением;

• фиксирую внимание детей на важном, существенном;

• стимулирую их активность в процессе наблюдения.

Объектом познавательной деятельности детей становится фундаментальное отношение «предмет—система предметов».

В отличие от массовой общеобразовательной школы, проведение экскурсии с глухими и слабослышащими учащимися требует постоянного учёта коммуникативных возможностей. Наряду с использованием устной словесной формы общения я применяю таблички с письменными словами, фразами, а в случае необходимости использую дактильную и жестовую речь.

На экскурсии стараюсь своим учащимся больше заниматься наглядно – практической деятельностью по возможности включаю их в тот или иной вид деятельности, варианты которой продумываю заранее. Непосредственно перед экскурсией я даю учащимся установку на беседу со взрослыми. Беседа со взрослыми требует предварительной подготовки. Я помогаю учащимся сформулировать возможные варианты вопросов, которые можно записать в качестве образцов в блокнот. Например, перед экскурсией в магазин я сообщаю детям, что они сами будут покупать сок. Для этого нужно правильно и вежливо обратиться к продавцу. Дети записывают в словарики вариативные высказывания: «Я хочу купить яблочный сок», «Дайте, пожалуйста, яблочный сок», «Сколько стоит пачка сока?», «Спасибо». Иногда я сама раздаю детям на табличках речевой материал (обращение к продавцу). При проведении экскурсии необходимо использовать заранее приготовленные таблички с новым речевым материалом: касса, витрина, ассортимент и т.д.

Нельзя превращать экскурсию в лекцию, так как многословие и длинные рассказы, охлаждают интерес учащихся к экскурсии. Говорить на экскурсии надо только о том, что можно показать. Проводя любые объяснения, не следует забывать о роли слова и наглядно – практической деятельности в познание мира детей с нарушениями слуха. Я слежу за систематичностью и правильностью выполнения наблюдений учащимися до тех пор, пока у них не будет сформированы навыки наблюдения и обобщения. Такая организация работы закрепляет речевое оформление наблюдений ребёнка с нарушениями слуха, от правильности которого зависит дальнейшее введение понятий в его самостоятельную речь.

Правильно нужно проводить демонстрацию изучаемого. Умение правильно показать исследуемый объект или явление важно для чёткого усвоения и полноценного восприятия экскурсионного материала. Рассказывая об объекте или давая какие – либо объяснения, сначала я убеждаюсь, что все ученики видят его, собрались вокруг него широким кругом на расстоянии вытянутой руки. Для слабослышащих и неслышащих детей особенно важно, чтобы во время объяснений воспитатель находился от них на расстоянии прямой видимости.

Во время экскурсий я регулярно проверяю выполнение детьми самостоятельных заданий, требую выполнение промежуточных отчётов, поощряю представление обобщений, умозаключений, выводов.

III этап. Заключительный.

После проведения экскурсии я провожу с учащимися работу по осмыслению и проработке полученных впечатлений. Лучшим способом закрепления полученных во время экскурсий знаний является их повторение. Каждый ученик отмечает, что больше всего ему понравилось и запомнилось на экскурсии. Закрепление полученных знаний я осуществляю в процессе предметно-практической, речевой, игровой, изобразительной деятельности. Иногда я использую виды предметно-практической деятельности: рисование, аппликации, моделирование, конструирование предметов, которые были объектом наблюдения во время экскурсии, сюжетно-ролевые игры.

После экскурсий результаты наблюдений, общения, деятельности обобщаются и закрепляются в словесной форме, а также при изготовлении альбомов, стендов, рисунков, организации выставки коллекций или поделок из собранных материалов, при написании отчетов, сочинений, а также в беседах, при чтении литературы по теме экскурсии.

Для себя определяем трудности, с которыми столкнулись ученики во время экскурсии, ошибки в речевых высказываниях, намечаем вопросы и задания для детей, трудный речевой материал для отработки на последующих занятиях.

Таким образом, экскурсия – эффективная организационная форма воспитательной работы со школьниками с нарушением слуха. Учебные экскурсии развивают у детей наблюдательность, способствуют адаптации ребёнка в окружающем мире, обеспечивают уточнение и закрепление представлений. Человек в современном обществе должен быть готов к овладению разными социальными ролями, к приобретению и смене профессий, должен уметь приспосабливаться к быстро изменяющимся обстоятельствам жизни. При хорошей адаптации он успешно выполняет социальные роли, имеет высокий социальный статус, психологическую удовлетворенность социальной средой.