Развитие речи. Обучающее изложение по басне Л.Толстого «Лев и мышь»
Цель: учить детей анализировать прочитанное, точно излагать свои мысли,
развивать связную письменную речь, зрительную память.
1) Актуализация знаний
-Что такое изложение?
Изложение – письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения.
Давайте вспомним, о ком было наше последнее изложение, которое мы писали в классе?
-Правильно, о горностае.
-По произведению В.Бочарникова "Мал, да удал".
2) Работа по теме
Учебник,стр.35, упр.№62
Чтение басни Л.Толстого "Лев и мышь".
-Назовите главных героев этой басни. (Лев и мышь)
Двое детей выступают с сообщениями о льве и мыши.
3) Анализ произведения
-В чем заключается мораль басни?
Мораль басни в том, что не нужно смеяться над другими.
Какими бы они мелкими и незначительными ни казались (на первый взгляд), они могут принести пользу.
- Как можно озаглавить текст?
-Сколько частей имеет текст? (Назовите эти части)
-Отчего проснулся лев?
-Что хотел сделать лев?
-Что произошло дальше?
-Как мышка отплатила льву?
-Почему она это сделала?
4) Составление плана к тексту
Примерный план:
Лев поймал мышку.
Обещания мышки.
Лев в беде.
Добро за добро.
Дети могут составить свой план.
5) Орфографическая подготовка к изложению
Внимательно прочитай слова, вспомни орфограммы.
Ле в , мы шь, пр о б е жала, пр о снул ся , п о ймал, мы шк у, пр о сить, о тпустить о на, о б е ща ла, с делать, д о бро, з а см е ял ся, о днажды, о хотн и к и, л ь ва, о ни, пр и в я зали, дер е ву, услыш а ла, льв ин ый, рё в, пр и б е жала, пом о щь , п е р е грызла, в е рё в ку, мал еньк ая, о тпл а тила.
6) Уточнение действий героев
1. Что делал лев? спал
2. Кто по нему пробежал? мышка
3. Что сделал лев? проснулся, поймал
4. О чем просила мышка и что она обещала ? отпустить, отплатить
5. Как поступил лев? засмеялся, отпустил
6. Что случилось однажды со львом? поймали, привязали
7. Что сделала мышка? услышала, прибежала,
Перегрызла
7) Физминутка
8) Пересказ каждой части с опорой на главные слова
1 часть: Лев поймал мышку .
Слова помощники:
мыш ь
проб е жала
пр о снулся
по ймал.
2 часть: Обещание мышки.
Слова помощники:
об е щала
д о бро
засм е ялся.
3 часть:Лев в беде.
Слова помощники:
о хотники
прив я зали
приб е жала
п е р е грызла
4 часть : Добром за добро.
Слова помощники:
см е ялся
отплатила
Обратите внимание, что слова мыши нужно писать в кавычках.
«Ты смеялся, а я отплатила тебе добром за добро.»
9) Пересказ всего текста с опорой на главные слова.
Самостоятельная запись текста.
10) Рефлексия
С какими трудностями вы столкнулись, при написании изложения?
Какие выводы нужно сделать?
Кто доволен своей работой?
11) Подведение итогов урока
Понравился вам текст Л. Толстого «Лев и мышь»?
О чём нужно всегда помнить, какой урок преподал нам Л.Толстой?