СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н. Некрасова и Н.Лескова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н. Некрасова и Н.Лескова»

Подготовка к сочинению и составление плана по теме «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и в сказе Н.С.Лескова «Левша»

Цели:

1.Выяснить отличительные черты образа русского народа в литературе на примере героев древнерусских «Сказания о Кожемяке» и «Сказания о белгородском киселе», стихотворений «Железная дорога» и «Школьник» Н.А.Некрасова, сказа Н.С.Лескова «Левша».

2.Вызвать у детей чувство гордости за страну и русский народ, приобщения к великой державе, подтолкнуть их к размышлениям о своем отношении к ней.

3.Работать над формированием навыков сравнительного анализа произведений, работы с текстом, формулирования вывода.



Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Вступление, определение целей и задач урока.

Сегодня мы с вами будем говорить о том, кем сильна Россия. Тема нашего урока: «Изображение лучших качеств русского народа ». Мы выясним, как же изображается русский народ в нашей литературе. Произведен сравнительный анализ двух произведений: стихотворения Николая Алексеевича Некрасова «Железная дорога» и сказа Николая Семеновича Лескова «Левша». А в конце урока сделаем вывод: кто такой народ? Запишите тему урока в тетрадь.

  1. Изучение темы.

1) Как вы думаете, от какого слова произошло слово «народ»?(От слова «род».)

Какие еще слова произошли от слова «род»?

4.Работа с кластером.


Как много хороших слов произошло от слова «род». Нас прежде всего интересует слова «народ» и «Родина». Оказывается, они имеют один источник. Может быть, потому что эти два понятия неразрывно связаны. И в литературе тема Родины неотделима от темы народа. Поэтому рассматривать их нужно вместе. Даже в мудрых народных пословицах закреплена эта мысль.

Как вы понимаете русскую пословицу, взятую в качестве эпиграфа «Без хозяина земля круглая сирота»?

(Без хозяина, без народа не может быть страны, а земля будет запущенной.)

Тема Родины и народа возникла еще в период древнерусской литературы, где она была центральной темой.


2) Обратимся к литературе XIX века. Каждый русский писатель или поэт поднимал в своем творчестве тему русского народа. Мы с вами сравним два произведения.

5.В ходе работы с текстами и беседы заполняем таблицу.




Н.А.Некрасов

«Железная дорога»

Н.С.Лесков

«Левша»

1.Жанр. Рассказчик.




2. Главные герои:

отношение к труду отношение к Родине

др. качества недостатки.



3. Люди, обладающие властью.



4. Финал произведения. Кто виноват?



Заполним вторую графу таблицы.

Каков жанр произведения «Железная дорога»?(Лиро-эпический жанр.)

Кем является рассказчик?(Пассажир поезда, который рассказывает Ване правду о строителях железной дороги.)

А кто главные герои произведения?

О ком ведут разговор попутчики?(«Массы народные», мужики.)

Что это за люди?Что для них труд?Как они относятся к работе?

(Строки: «Эту привычку к труду благородную…»)

Какие еще качества, кроме трудолюбия, выделяет Некрасов в образе мужиков?(Строки: «Да не робей за отчизну…» Поэт выделяет терпение и выносливость.)

А о каких недостатках народа говорит автор?( IV глава – безропотность, безответственность, невежество.)В этой же главе описывается купец. Какими качествами наделяет Некрасов этого представителя людей, обладающих властью?

Как он относится к народу?(Поэт выделяет в его образе самодовольство, безразличие к людям.)

Чем же заканчивается строительство железной дороги?Получили что-нибудь за свою работу строители?(Для многих людей строительство закончилось смертью или болезнями. За работу строители ничего не получили.)

Кто виноват в этом?(Купцы, которые обдирали мужиков.)

Давайте прочитаем последние три строфы II главы. Какую мысль утверждает автор?(Мысль о силе, величии народа.)

Как он относится к «массам народным»?(Гордится русскими людьми, верит в их лучшую жизнь.)


3) Теперь заполним оставшуюся часть таблицы.

Каков жанр произведения «Левша»?(Сказ.)

Что такое сказ?(Сказ – повествование от лица участника событий.)

Обратите внимание на речь сказителя. К какому сословию принадлежит рассказчик? (Речь сказителя приближена к народной.)

Что произошло в сказе и что за стальная блоха есть в произведении?

Кто является главным героем сказа? (Левша -- мастеровой, оружейник.)

Почему он и его товарищи согласились на предложение Платова? (Гл. V: мастера хотят поддержать не только Платова, а всю Россию.)

Как называется такое качество? (Это патриотизм.)

Как оружейники отнеслись к этому делу? (Гл. VII: это не просто трудолюбие и добросовестность, это увлеченность делом.)

Какими еще качествами обладает левша? (Талантливость, мастерство, гениальность.)

За что мастера обиделись на Платова, когда он приехал принимать работу? (Гл. X: он оскорбил их своим неверием, у левши и его товарищей есть чувство собственного достоинства.)

Какие недостатки выделяет в главном герое Н.С.Лесков?(Гл. XV: невежество)

А как к левше относятся люди, обладающие властью: Платов, граф Чернышев, доктор Мартын-Сольский? (Гл. XVIII: им безразлична судьба простого оружейника, они боятся за себя, ни талант, ни секрет левши им не нужны.)

Чем заканчивается произведение? (Смертью левши.)

Кто виноват в его смерти?Кто главный виновник?

(В смерти левши виноваты высшие чины, не доложившие о нем царю, боявшиеся за себя; главный виновник – Платов, который увез его без документа.)

О чем думает, переживает левше перед смертью?(Гл. XIX: его последние мысли о Родине, он хочет донести до царя секрет, который узнал в Англии.)

Сам Лесков говорил: «…там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». Почему у левши нет имени?

(Имя не важно, потому что это не единичный случай, не конкретный человек. Это собирательный образ русского народа.)

Значит, качества, которые Лесков выделяет в левше, присущи, с точки зрения автора, всему русскому народу.

Подведем итоги нашего сопоставления.

Какие качества выделяют оба автора в образе народа? (Трудолюбие, терпение, патриотизм, добросовестность, гениальность, чувство собственного достоинства.)

Что губит его? (Невежество и безропотность, безответность.)

Кто виноват в его бедах? (Люди, обладающие властью. Им безразлична судьба народа, они думают только о себе и пользуются его невежеством.)

Тем не менее автор «Железной дороги» придает своему стихотворению оптимистический настрой. В каких строках это выражено? (Гл. II: «Да на робей за отчизну любезную…»)

Почему он верит в лучшую жизнь для народа? Что, с точки зрения автора поможет ему? (Его терпение и силы помогут народу жизнь «грудью проложить себе»)


6. Работа над темой сочинения.Коллективное составление плана к сочинению по

данной теме, запись его в тетрадь.

1 Любовь к родине, к своему народу – основная в творчестве

Н.Некрасова и Н.Лескова.

2.Изображение лучших качеств русского народа.

а) «Привычка к труду благородная». ( «Железная дорога»)

б) Долготерпение и покорность народа. ( «Железная дорога»)

в) Умение искренне радоваться. («Железная дорога»)

г) Открытость и простота в общении. («Левша»)

д) Гениальность тульского мастера. («Левша»)

е) Патриотизм русского человека. («Левша»)

3 Гордость за русский народ. Обвинение в трагическом,бедственном положении этого народа.


  1. Заключение.

Прежде чем ответить на вопрос, кто же такой народ, пролистаем страницы альбома «Россия в лицах». Кого-то мы узнаем, кто-то будет нам незнаком.

Домашнее задание: на черновиках написать сочинение

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!