Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
по теме: “Развитие речи, подготовка к сочинению
по картине А.К.Саврасова “Грачи прилетели” ”
Цели:
Учебная: Научить описывать птиц, природу. Развитие орфографической зоркости.
Развивающая: Развивать способность наблюдать живое и развивать воображение учащихся.
Воспитательная: Воспитывать любовь к птицам и бережное отношение к природе.
Наглядность: Картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели», грамзапись П.И.Чайковского «Времена года», карта «Острова океана орфографических знаний»
I. Организация урока. Нацеливание.
Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана орфографических знаний. Во время нашего путешествия мы встретимся с законами орфографии, постараемся доказать знания этих законов. И так, в путь! Желаю творческих успехов, интересных встреч, прекрасных ответов!
II. Подготовка к плаванию ( минутка чистописания)
Открыли маршрутные листы, зафиксируем число:
Восемнадцатое марта.
Классная работа.
1)Чч
ча чу чк чь
Грач - первый вестник весны.
2) А знаете ли вы, почему грач получил такое название?
Они издают звуки «гра-гра»!
По народному поверью В День Герасима 17 марта прилетают с зимовок грачи к
своим родным гнездовьям.
Им посвящено множество пословиц, поговорок, примет и поверий.
Проверим домашнее задание. Что было задано?
(дети перечисляют)
3) Комментир. письмо:
Грач на горе - весна на дворе. Увидал грача - весну встречай.
4) Р/речи «Описание грача».
Что же мы знаем об этой птице? Попробуйте описать грачей, какие они?
В описании предмета «данным» является сам предмет, «новым» - признаки предмета.
Д
Н
кто? Какой? Каков?
грач признак
(сущ., мест.) (имя прил., сущ, с предл., глагол)
Грач - перелетная птица, он весь черный, как уголек,...
Дети работают с карточками антонимов. Мирные - драчливые,
радостные - печальные,
спокойные - крикливые,
шумные - смирные,
спокойные - суетливые, \
счастливые - грустные, беспечные - трудолюбивые.
Подбирая слова из карточки, учащиеся характеризуют грачей, записывают словосочетания в "корреспондентские блокнотики"
5) Вы очень понравились грачу, он останется с нами, будет помогать нам в трудные минуты.
III. Словарная работа: путешествие продолжается. Мы приближаемся к острову Непроверяемых написаний. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить же их поможет нам наши знания
(у доски работают 2 ученика)
Прекрасный Воробей
активный снегирь
деликатный синица
коллективный ворона
серебряный соловей
черный жаворонок
Остальные пишут в тетради.
Аромат, пейзаж, около, доверие, вместе, горизонт, однажды, вместе, издалека, директор, агроном.
Работа со словарными словами:
что заметили в словарных словах? (I ст. – прилаг., II ст. –сущ., по теме птицы)
вывод: словарные слова нужно запомнить!
Оценка!
IV. Орфографически - лексическая работа.
Плывем дальше. Мы в океане орфографических знаний. Но вот беда. Здесь был
шторм и многие острова остались под водой. А нам нужно причалить, а их нет. Как быть?!
(даны слова вразброс, нужно их сгруппировать, ваши предложения)
Весенний, грачи, показались, радостно, проталина, солнце, многоголосый, вместе, светло-серое, хлопочут, тропинка, обживают, чудесно, гнездо, весело, ослепительный.
Сущ. Прил. Гл. Нар.
Грачи Весенний Показались Радостно
проталина многоголосый хлопочут вместе
солнце светло-серое обживают чудесно
тропинка ослепительный весело
гнездо
1) Какие же острова получились? Прочитайте слова 1 столбика - как назовем этот
остров? Существительное.
Словосочетания (группы подлежащего, группы сказуемого)
Основа предложения ( подл. + сказ.)
Находчивость наших ребят помогла справиться с этим препятствием. Давайте отдохнем !
Физминутка.
VI. Работа над предложением.
Наш корабль приближается еще к одному острову. Посмотрите, кто же нас встречает? Это же пираты! Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут все те, кто пишет с ошибками и те, кто не знает ничего о предложениях, Покажем пиратам свои знания!
1) Что такое предложение?
Наступила ранняя весна. С голубого неба светит яркое солнце. С веселым шумом бегут ручьи. На старой березе строит гнездо черный грач.
Вывод: предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении связаны.
VII. Видите, дружба победила, мы справились и с этим препятствием! Поплывем дальше. Перед нами остров «Фантазеров».
( вывешиваю картину)
Эту картину написал великий русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов ( на доске)
Давайте, понаблюдаем, что же там происходит?! (звучит музыка, дети рассматривают)
1) Беседа по картине: что вы почувствовали, увидев картину?
многоголосый птичий хор,
запах весны, легкий ветерок, .
услышал звонкие ручьи, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко,
природа просыпается от спячки;
какие звуки можно услышать? (птичьи крики, гомон, шум, журчание воды)
земля дышит - появились проталинки,
сквозь облака пробивается солнечный свет
2) Что, на ваш взгляд, было дорого самому художнику на этой картине?
Грачи. Они обрадовали художника своим прилетом, художник сумел показать свое волнение и радость птиц, вернувшихся на родину. Здесь изображен не очень броский уголок России, но для грачей он самый дорогой. Здесь их родина, и выводить свое потомство они будут только здесь.
Работая над картиной, Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но еще любовь и верность этих птиц своей родине. Чувство любви к родине было присуще и самому художнику.
3) А как бы вы ее озаглавили?
■ Художник тоже назвал картину «Грачи прилетели».
Мы с вами на следующем уроке напишем сочинение по этой картине. С чего же начнем работу?
с составления плана.
о чем же должны писать?
время года; небо; снег; талая вода; березы; о грачах – они самое главное на картине, сразу привлекают взор. И ничто не отвлекает нашего внимания от грачей.
На доске:
Слова для справок: План
грязный, в рыжих пятнах, изогнутые, 1. Какое время года?
кривые,старые 2. Какое небо?
Каким увидели снег?
Какими изобразил художник березы?
Расскажите о грачах?
Какие цвета преобладают на картине?
Чем заинтересовала вас картина?
Воспитательный момент: как вести себя в лесу, когда птицы высиживают птенцов?
VIII. Итог урока: чем заинтересовал вас урок?