СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Развитие речи, подготовка к сочинению по картине А.К.Саврасова “Грачи прилетели” ”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«“Развитие речи, подготовка к сочинению по картине А.К.Саврасова “Грачи прилетели” ”»




Конспект урока по русскому языку
в 4 классе

по теме: “Развитие речи, подготовка к сочинению
по картине А.К.Саврасова “Грачи прилетели” ”

Цели:


Учебная: Научить описывать птиц, природу. Развитие орфографической зоркости.


Развивающая: Развивать способность наблюдать живое и развивать воображение учащихся.


Воспитательная: Воспитывать любовь к птицам и бережное отношение к природе.



Наглядность: Картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели», грамзапись П.И.Чайковского «Времена года», карта «Острова океана орфографических знаний»


I. Организация урока. Нацеливание.

Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана орфографических знаний. Во время нашего путешествия мы встретимся с законами орфографии, постараемся доказать знания этих законов. И так, в путь! Желаю творческих успехов, интересных встреч, прекрасных ответов!

II. Подготовка к плаванию ( минутка чистописания)
Открыли маршрутные листы, зафиксируем число:

Восемнадцатое марта.
Классная работа.

1)Чч

ча чу чк чь

Грач - первый вестник весны.

2) А знаете ли вы, почему грач получил такое название?
Они издают звуки «гра-гра»!

По народному поверью В День Герасима 17 марта прилетают с зимовок грачи к

своим родным гнездовьям.

Им посвящено множество пословиц, поговорок, примет и поверий.

Проверим домашнее задание. Что было задано?

(дети перечисляют)

3) Комментир. письмо:

Грач на горе - весна на дворе. Увидал грача - весну встречай.

4) Р/речи «Описание грача».

Что же мы знаем об этой птице? Попробуйте описать грачей, какие они?

В описании предмета «данным» является сам предмет, «новым» - признаки предмета.

Д Н

кто? Какой? Каков?

грач признак

(сущ., мест.) (имя прил., сущ, с предл., глагол)

Грач - перелетная птица, он весь черный, как уголек,...

Дети работают с карточками антонимов. Мирные - драчливые,
радостные - печальные,
спокойные - крикливые,
шумные - смирные,

спокойные - суетливые, \

счастливые - грустные, беспечные - трудолюбивые.

Подбирая слова из карточки, учащиеся характеризуют грачей, записывают словосочетания в "корреспондентские блокнотики"

5) Вы очень понравились грачу, он останется с нами, будет помогать нам в трудные минуты.

III. Словарная работа: путешествие продолжается. Мы приближаемся к острову Непроверяемых написаний. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить же их поможет нам наши знания
(у доски работают 2 ученика)

Прекрасный Воробей

активный снегирь

деликатный синица

коллективный ворона

серебряный соловей

черный жаворонок

Остальные пишут в тетради.

Аромат, пейзаж, около, доверие, вместе, горизонт, однажды, вместе, издалека, директор, агроном.

Работа со словарными словами:

  1. что заметили в словарных словах? (I ст. – прилаг., II ст. –сущ., по теме птицы)

  2. вывод: словарные слова нужно запомнить!

  3. Оценка!

IV. Орфографически - лексическая работа.

Плывем дальше. Мы в океане орфографических знаний. Но вот беда. Здесь был

шторм и многие острова остались под водой. А нам нужно причалить, а их нет. Как быть?!

(даны слова вразброс, нужно их сгруппировать, ваши предложения)

Весенний, грачи, показались, радостно, проталина, солнце, многоголосый, вместе, светло-серое, хлопочут, тропинка, обживают, чудесно, гнездо, весело, ослепительный.


Сущ. Прил. Гл. Нар.

Грачи Весенний Показались Радостно

проталина многоголосый хлопочут вместе

солнце светло-серое обживают чудесно

тропинка ослепительный весело
гнездо

1) Какие же острова получились? Прочитайте слова 1 столбика - как назовем этот
остров? Существительное.

  • Правило: Что такое существительное?

  • Орфограммы;

  1. Словосочетания (группы подлежащего, группы сказуемого)

  2. Основа предложения ( подл. + сказ.)

Находчивость наших ребят помогла справиться с этим препятствием. Давайте отдохнем !

  1. Физминутка.


VI. Работа над предложением.

Наш корабль приближается еще к одному острову. Посмотрите, кто же нас встречает? Это же пираты! Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут все те, кто пишет с ошибками и те, кто не знает ничего о предложениях, Покажем пиратам свои знания!

1) Что такое предложение?

Наступила ранняя весна. С голубого неба светит яркое солнце. С веселым шумом бегут ручьи. На старой березе строит гнездо черный грач.


  • характеристика предложения:

  • разбор предложения,

  • орфограммы.


Вывод: предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении связаны.

VII. Видите, дружба победила, мы справились и с этим препятствием! Поплывем дальше. Перед нами остров «Фантазеров».

( вывешиваю картину)

Эту картину написал великий русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов ( на доске)

Давайте, понаблюдаем, что же там происходит?! (звучит музыка, дети рассматривают)

1) Беседа по картине: что вы почувствовали, увидев картину?

многоголосый птичий хор,

запах весны, легкий ветерок, .

услышал звонкие ручьи, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко,

природа просыпается от спячки;
какие звуки можно услышать? (птичьи крики, гомон, шум, журчание воды)

земля дышит - появились проталинки,

сквозь облака пробивается солнечный свет

2) Что, на ваш взгляд, было дорого самому художнику на этой картине?
 Грачи. Они обрадовали художника своим прилетом, художник сумел показать свое волнение и радость птиц, вернувшихся на родину. Здесь изображен не очень броский уголок России, но для грачей он самый дорогой. Здесь их родина, и выводить свое потомство они будут только здесь.

 Работая над картиной, Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но еще любовь и верность этих птиц своей родине. Чувство любви к родине было присуще и самому художнику.
3) А как бы вы ее озаглавили?

■ Художник тоже назвал картину «Грачи прилетели».

Мы с вами на следующем уроке напишем сочинение по этой картине. С чего же начнем работу?

 с составления плана.

 о чем же должны писать?

время года; небо; снег; талая вода; березы; о грачах – они самое главное на картине, сразу привлекают взор. И ничто не отвлекает нашего внимания от грачей.

На доске:
Слова для справок: План

грязный, в рыжих пятнах, изогнутые, 1. Какое время года?
кривые,старые 2. Какое небо?

  1. Каким увидели снег?

  2. Какими изобразил художник березы?

  3. Расскажите о грачах?

  4. Какие цвета преобладают на картине?

  5. Чем заинтересовала вас картина?

Воспитательный момент: как вести себя в лесу, когда птицы высиживают птенцов?


VIII. Итог урока: чем заинтересовал вас урок?