СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. Подготовка к сочинению "Зима- волшебница". 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи с использованием современных образовательных технологий

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Подготовка к сочинению "Зима- волшебница". 5 класс»

РУССКИЙ ЯЗЫК

5 класс

Тема урока: Развитие речи. Подготовка к сочинению по теме: «Зима-

волшебница».

Цель урока: Обобщить материал, собранный детьми по данной теме. Воздействовать на развитие речи путем приобщения к живописи и музыке. Провести орфографическую работу. Показать преимущества поисковой работы при подготовке к сочинению.

Оборудование: Компьютер, экран, презентация. Проигрыватель, грамзаписи: П.И.Чайковский «Времена года» (январь), Свиридов «Поет зим - аукает». Репродукции картин:

А.А.Пластов «Первый снег», И.Э.Грабарь «Зимний пейзаж»,

Н.Н.Глущенко «Зимний день», И.И.Шишкин «На севере диком».

Используемые технологии: культуровоспитывающая, саморазвивающее обучение, личностно ориентированное обучение, ИКТ, традиционное обучение.

Р.S. Все учащиеся должны заранее подобрать дополнительный материал к сочинению, а именно: описание снега, наступление зимы, о морозе, о зимнем лесе, о снегирях. Найти и ознакомиться с народными зимними праздниками: святками и масленицей.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Урок начинается чтением стихотворения учителем под спокойную музыку. Стихотворение можно вывести на экран.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов. 1

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки – зимы… А.С.Пушкин

Вопрос классу: Стихотворение какого русского поэта я прочитала?

Я не случайно начала сегодняшний урок с этого стихотворения, которое прочитала под музыку. Литература, музыка, живопись очень тесно связаны между собой, они воодушевляют человека, позволяют раскрыть душу.

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы будем говорить о зиме, о ее величии, красоте, загадочности. Мы постараемся описать зиму. Но не просто описать, а проследим ее присутствие в стихах русских поэтов, живописцев, писателей, композиторов. И постараемся описать ее по-своему.

Мы с вами готовились к этому сочинению-описанию: собирали материал, подбирали стихи. Сегодня нам предстоит все это обобщить, прослушать, посоветоваться, если нужно, узнать кое-что новое, т.е. подготовиться к сочинению, которое вы будете писать дома.

2. Основная часть урока.

1. Вопрос: Когда мы чувствуем, что пришла зима? (Когда выпадает первый снег.)

2. Разбор содержания картины А.А. Пластова «Первый снег».

Большой и мудрый художник Аркадий Александрович Пластов запечатлел на своей картине «Первый снег» крестьянских детей, которые так искренне радуются маленькому чуду природы – первому снегу. Посмотрите на картину.

-Как вы думаете, какие чувства вызывает у детей это явление природы? (Радость, удивление)

- Обратите внимание на то, как одеты дети. Почему девочка раздета, она выбежала на улицу, только накинув платок, и обула валенки 2

на босу ногу? (Ей не терпелось увидеть, как падает первый снег. Она подставила лицо падающим снежинкам).

-Что еще интересного вы видите на картине? (Первый снег скрыл вчерашнюю грязь на дороге, изменив вид деревни).

3.Чтение учителем статьи А.П.Чехова «Шел первый снег…» (Наизусть).

Текст можно вывести на экран.

Было около одиннадцати часов вечера, недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах – все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера. Фонари горели ярче, воздух был прозрачный…

Если взглянуть вверх, на эти потемки, то весь черный фон был усыпан белыми движущимися точками: это шел снег. Хлопья его, попав в свет, лениво кружились в воздухе, как пух, и еще ленивее падали на землю. Снежинки кружились толпой, висли на бороде, ресницах, бровях… Извозчики, лошади и прохожие были белы.

4. Впечатления о первом снеге К.Паустовского из его статьи «Первый снег». Текст выведен на экран.

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка качнулась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле». Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. 3

5. Чтение стихов и прозы о снеге разных поэтов и писателей, подобранных самими детьми.

6. Слушание музыки о зиме. П.И.Чайковский «Январь».

7. Подбор прилагательных, описывающих снег.

П.И.Чайковский постарался с помощью музыки передать свое ощущение зимы, а нам с вами надо написать сочинение, собрать словесный материал. Давайте посмотрим, какими словами мы можем описать снег. ( Учитель выслушивает ответы детей. На доске написаны прилагательные, подобранные учителем о снеге, закрытые от детей.

Мягкий, пушистый, сверкающий, блестящий, ослепительный, белый, чистый, голубой

-Я вас выслушала, а теперь посмотрите, какие слова подобрала я. Прочитайте их. Чьих слов здесь нет? Давайте допишем. (Учитель дописывает). А теперь спишите эти слова в тетрадь. Их вы сможете использовать для описания снега в своем сочинении.

8. О наступлении зимы. Чтение учителем отрывка из стихотворения Е.Трутневой «Первый снег». Текст выведен на экран.

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил…

- Итак, выпал первый снег, наступила зима. Как вы представляете ее наступление? Что зима сделала ?Кто помогает ей в наступлении зимних порядков?

9. Подбор стихов и прозы о наступлении зимы. Чтение выписанных отрывков детьми. 4

10. Мое стихотворение о зиме.

Эх ты, зимушка-зима!

Прилетела, властно села,

В белый саван все одела,

Чинно править начала.

Пригласила ты мороз,

Чтоб щипал он детям нос,

И веселый снег пушистый,

Чтоб блестел он серебристо.

Елки в белых платьях

Весело танцуют,

На мохнатых ветках

Снегири ликуют.

Лес красивый, сказочный,

Празднично одетый.

Весь стоит загадочный,

Радостью согретый!

11. Слушание музыки. Свиридов «Поет зима – аукает».

12. Характеристика зимы.

Покорная, благородная, чистая, изысканная, загадочная, веселая, зодорная, озорная, суровая, величественная, морозная, красивая, волшебная. (Работа аналогична той, которая проводилась при подборе прилагательных о снеге).

Списывание прилагательных с доски в тетрадь.

13. О морозе.

- За окнами декабрь. Какой самый лучший детский праздник приближается? (Новый год). 5

-С образом какого героя связан этот праздник? (Деда Мороза и Снегурочки).

-Мороз бывает добрым и злым. В какой сказке Мороз был добрым и злым одновременно по отношению к разным людям? («Морозко»).

- Русский поэт Н.А.Некрасов в своем большом произведении «Мороз – Красный нос» изобразил мороз в образе живого человека. Послушайте, как это звучит.

Чтение стихотворения «Мороз – Воевода» учителем наизусть.

14. Рассматривание репродукций с картин:

И.Э.Грабарь «Зимний пейзаж»

Н.Н.Глущенко «Зимний день»

И.И.Шишкин «На Севере диком».

Мороз – воевода действует в лесу, и мы всегда представляем зиму в лесу, на природе. Изображение зимнего леса, его красоты и загадочности, одна из ведущих тем русских художников. Под прекрасные звуки музыки давайте полюбуемся и насладимся русской природой, изображенной на полотнах русских художников. (Звучит музыка).

15. О зимнем лесе. Чтение отрывков, описывающих зимний лес, подобранных учащимися.

16. Подбор прилагательных о лесе. Запись в тетрадь.

Загадочный, одетый, величественный, сказочный, таинственный, царственный.

17. О снегирях.

- Вы прочитали много отрывков о лесе. Кажется, что с приходом зимы жизнь в лесу умерла, но на самом деле это не так.

- Какая птица олицетворяет живой прекрасный мир зимы? (Снегирь).

Описание снегирей. (Красногрудые, озорные, веселые).

6

18. Зимние праздники.

Зима – это не только снег, мороз, сказочный лес. Это еще и веселое время года. Сколько народных праздников зимой!

Святки, масленица.

Слушание музыки. П.И.Чайковский «Декабрь», «Февраль».

3.Итог урока.

Наш урок подошел к концу. Мы с вами обобщили весь собранный вами материал, записали слова, которые вы можете использовать в своем сочинении, полюбовались картинами русских художников и слушали музыку разных композиторов. У вас сейчас много впечатлений. И на их основ вы напишите дома сочинение.



Использованная литература:

  1. Сборник произведений А.П.Чехова. Статья «Шел первый снег».

  2. Рассказы для детей К.Паустовского. Статья «Первый снег».

  3. Н.А.Некрасов «Мороз – Красный нос». Стих. «Мороз – воевода».

  4. Г.Скребицкий «Четыре художника».

  5. И.Соколов – Микитов «Русский лес».













7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!