СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. Сочинение-рассуждение по фрагменту рассказа "Поломка на линии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сострадание — это не чувство; скорее это благородное расположение души,

готовое к тому, чтобы воспринять лю­бовь, милость и другие добродетельные чувства.

Данте.

Разработка урока развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения, написание сочинения-рассуждения.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Сочинение-рассуждение по фрагменту рассказа "Поломка на линии"»

Русский язык 6 класс ___.___.___


Урок 135


Тема: Развитие речи. Сочинение-рассуждение


Цель: развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.


Сострадание — это не чувство; скорее это благородное расположение души,

готовое к тому, чтобы воспринять лю­бовь, милость и другие добродетельные чувства.

Данте.

Ход урока

I. Организационное начало урока.


II. Работа по теме урока.

  1. Вступительное слово учителя.

В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль. Одно дело – думать иначе, чем остальные, другое – убедить в своей правоте, отстоять своё мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.


– Мы знаем три типа речи. Какие? (Описание, повествование, рассуждение)

– Как различаются типы речи?

Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос КАКОЙ?

Повествование – это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Рассуждение – это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?


  1. Тренировочное упражнение.

Определите тип речи текстов.

Текст № 1

На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)

Текст № 2

Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!” (А. Толстой)

Текст № 3

Самое лучшее время года – весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!


Текст № 1 – описание, так как, во-первых, здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой? Во-вторых, здесь нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная, есть эпитеты, метафоры, сравнение.

Текст № 2 – повествование, так как здесь есть сюжет, развивается действие: рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку - к этим словам можно задать вопрос что делал?

Текст № 3 – рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.


  1. Объяснение нового материала.

Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение, а вот о чём вы будете рассуждать, вам предстоит догадаться самим. Но для начала вспомним ещё раз, из скольких частей состоит сочинение-рассуждение.

Правильно, из трёх: тезис, доказательство, вывод.

Тезис – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно доказать.

Доказательство – подтверждение какого-нибудь положения фактами или доводами, или, другими словами, это примеры, доказывающие основную мысль текста.

Вывод – итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам читатель.

Иногда рассуждение начинается вступлением, чтобы читатель мог освоиться в предлагаемой теме, привыкнуть к ней, понять её. Но вступление бывает не всегда. Когда нет нужды готовить читателя к восприятию темы и последующего содержания текста, вступление не создаётся.


  1. Составление схемы построения текста-рассуждения.

  1. Вступление.

  2. Тезис, то есть основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.

  3. Аргументы, то есть доказательства, доводы, мотивы, обоснования.

  4. Вывод, то есть итог, к которому пришёл автор рассуждения

  5. Работа по упражнению 540.


Словарная работа: подбор синонимов к слову благород­ство (высокая нравственность, самоотверженность, чест­ность); уточнение лексического значения прилагательно­го благородный — высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.


  1. Написание сочинения-рассуждения в черновиках.


III. Подведение итогов урока.


Домашнее задание: слова орфографического тре­нинга § 76.







































Русский язык 6 класс ___.___.___


Урок 136


Тема: Развитие речи. Сочинение-рассуждение


Цель: развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.


Ход урока

I. Организационное начало урока:

1) приветствие учащихся;

2) проверка готовности учащихся.


II. Работа над сочинением.

1. Чтение вслух сочинения-рассуждения.

Чтение вслух написанных учащимися черновиков сочинений-рассуждений.


2. Редактирование сочинений-рассуждений, орфографическая работа.

Учащиеся вместе с учителем исправляют неудачно построенные предложения, исправляют орфографические ошибки.


3. Написание сочинения в тетради для творческих работ.


III. Подведение итогов урока.


Домашнее задание: слова орфографического тре­нинга § 76.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!