Русский язык 6 класс ___.___.___
Урок 135
Тема: Развитие речи. Сочинение-рассуждение
Цель: развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.
Сострадание — это не чувство; скорее это благородное расположение души,
готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства.
Данте.
Ход урока
I. Организационное начало урока.
II. Работа по теме урока.
Вступительное слово учителя.
В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль. Одно дело – думать иначе, чем остальные, другое – убедить в своей правоте, отстоять своё мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.
– Мы знаем три типа речи. Какие? (Описание, повествование, рассуждение)
– Как различаются типы речи?
Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос КАКОЙ?
Повествование – это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Рассуждение – это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?
Тренировочное упражнение.
Определите тип речи текстов.
Текст № 1
На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)
Текст № 2
Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!” (А. Толстой)
Текст № 3
Самое лучшее время года – весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!
Текст № 1 – описание, так как, во-первых, здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой? Во-вторых, здесь нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная, есть эпитеты, метафоры, сравнение.
Текст № 2 – повествование, так как здесь есть сюжет, развивается действие: рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку - к этим словам можно задать вопрос что делал?
Текст № 3 – рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.
Объяснение нового материала.
Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение, а вот о чём вы будете рассуждать, вам предстоит догадаться самим. Но для начала вспомним ещё раз, из скольких частей состоит сочинение-рассуждение.
Правильно, из трёх: тезис, доказательство, вывод.
Тезис – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно доказать.
Доказательство – подтверждение какого-нибудь положения фактами или доводами, или, другими словами, это примеры, доказывающие основную мысль текста.
Вывод – итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам читатель.
Иногда рассуждение начинается вступлением, чтобы читатель мог освоиться в предлагаемой теме, привыкнуть к ней, понять её. Но вступление бывает не всегда. Когда нет нужды готовить читателя к восприятию темы и последующего содержания текста, вступление не создаётся.
Составление схемы построения текста-рассуждения.
Вступление.
Тезис, то есть основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.
Аргументы, то есть доказательства, доводы, мотивы, обоснования.
Вывод, то есть итог, к которому пришёл автор рассуждения
Работа по упражнению 540.
Словарная работа: подбор синонимов к слову благородство (высокая нравственность, самоотверженность, честность); уточнение лексического значения прилагательного благородный — высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.
Написание сочинения-рассуждения в черновиках.
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: слова орфографического тренинга § 76.
Русский язык 6 класс ___.___.___
Урок 136
Тема: Развитие речи. Сочинение-рассуждение
Цель: развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.
Ход урока
I. Организационное начало урока:
1) приветствие учащихся;
2) проверка готовности учащихся.
II. Работа над сочинением.
1. Чтение вслух сочинения-рассуждения.
Чтение вслух написанных учащимися черновиков сочинений-рассуждений.
2. Редактирование сочинений-рассуждений, орфографическая работа.
Учащиеся вместе с учителем исправляют неудачно построенные предложения, исправляют орфографические ошибки.
3. Написание сочинения в тетради для творческих работ.
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: слова орфографического тренинга § 76.
6