Урок 22 | Тема: Развитие речи. Составление текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | 07.10.20г. |
Цель: формировать умения распознавать части речи, употреблять в речи синонимы и антонимы; развивать устную речь.
Планируемые результаты (предметные): научатся составлять текст по репродукции картины (рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа), употреблять изученные части речи.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пару предложений, которую вы записали.
— Назовите имя существительное, которое вы заменили. Объясните почему.
— Прочитайте слова с орфограммами. Объясните их написание.
III. Актуализация знаний
— Разделите текст на предложения и запишите его. В конце каждого предложения поставьте нужный знак препинания.
Как красиво светят летней ночью звёзды вы видели звёздный дождь а какой загадочной бывает луна она появляется тоненьким серпом.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицу. Маленькое дело лучше большого безделья.
— Объясните её смысл. Спишите.
— Рассмотрите репродукцию картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» в учебнике на с. 130. Понравилась ли вам картина? Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 92 (с. 54). Работа по картине.
– О чем художник хотел нам рассказать? (О красоте и многообразии окружающего нас мира, богатстве и изобилии щедрых даров земли.)
– Какое чувство вызывает у вас картина? (Чувства удивления и радости от красоты и изобилия растений и их плодов, любви к природе.)
– Расскажите, что вы увидели на картине. (В красивой декоративной вазе стоит букет разных цветов: пионы, ирисы, незабудки, васильки. Вокруг вазы лежат ягоды и плоды, стоит прозрачный стакан; в нем вода и ломтик лимона. Справа огромная тыква, на которой лежит кисть винограда, рядом груши, разрезанный лимон, яблоко, дальше – хрустальный графин. Слева короб с грудой персиков, положенных на зеленые листочки).
– Что особенно привлекло ваше внимание: цветы? ваза? плоды? цвет и форма плодов? В чем вы видите их красоту и привлекательность?
– Почему художник так расположил предметы? (Предметы расположены близко к нам, а посередине – ваза с различными цветами; ваза как бы объединяет правую и левую сторону, вносит в картину гармонию.)
– Почему картина так названа?
— Составьте свой рассказ по репродукции картины. (Несколько учеников рассказывают.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Вариант текста №1.
Перед нами репродукция картины-натюрморта художника И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
В центре картины изображена декоративная ваза. В ней стоит букет разноцветных цветов: розовые и белые пионы, синие васильки, голубые ирисы, жёлтые нарцисы. Справа от вазы большая тыква с лежащей на ней кистью винограда, сочные груши, лимон. Рядом стоит прозрачный стакан, в котором вода и ломтик лимона. Слева короб с грудой зрелых персиков, положенных на зеленые листочки; на заднем плане слева видна корзиночка, наполненная виноградом с тонкими стебельками овса и пшеницы. На заднем плане картины расположен графин для воды. Ваза с цветами как бы объединяет правую и левую сторону натюрморта, вносит в картину гармонию.
Картина вызывает чувства удивления и радости от красоты и изобилия цветов и плодов, любви к природе.
Вариант текста №2.
И.Т. Хруцкий изобразил красоту даров природы. Художник рассказывает о каждом предмете подробно. Можно полюбоваться вазой с прекрасными цветами в центре картины, спелыми плодами.
Справа большая шероховатая тыква. Её тяжело было бы удержать в руках. А веточка винограда кажется сочной, лёгкой и воздушной. Художник передаёт не только вес предметов, но и помогает ощутить, какие они: лимон пористый, яблоко глянцевое, персики бархатистые.
Натюрморт вызывает даже вкусовые ощущения: лимон и смородина кислые, груши и персики, виноград сочные.
- Какие изученные части речи вы использовали при составлении рассказа? С какой целью?
- Что особенно привлекло ваше внимание?
VIII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— С каким словом из словаря вы познакомились?
Домашнее задание
Упр. 93 (с. 55) – работа с текстом.