СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи старших дошкольников с применением иновционных технологий ( ИКТ)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пересказ рассказа Е. Чарушина " Еж"

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи старших дошкольников с применением иновционных технологий ( ИКТ)»»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж»


Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину)


Цель: Учить детей пересказу короткого литературного текста с

использованием сенсорно-графических схем В.К.Воробьевой


Задачи:

- Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов,

объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.


- Развитие слухового и зрительного внимания детей;


- Воспитание доброжелательности, бережного отношения к диким

животным.


Методические приемы: Отгадывание загадки с помощью мнемотаблиц , беседа,

чтение; рассматривание картинок (слайдов);  выстраивание графического

плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое

упражнение «Закончи предложение».


Предварительная работа:

• чтение рассказов и рассматривание иллюстраций из книги

Е. Чарушина ;

• беседа с детьми о диких животных;

• разучивание физкультминутки.


Материал: рассказ Е. Чарушина  «Еж», мнемотаблицы.


Оборудование: ИКТ, доска для сюжетных картин.
















Ход занятия

1.Организационный момент.

Воспитатель. Посмотрите, ребята к нам на занятие пришли гости, когда приходят гости, что мы обычно делаем?

Дети. Здороваемся. Здравствуйте!

Воспитатель. В нашем садике родном,

Очень весело живём!

Мы играем, мы считаем,

И дружить незабываем!

Очень любим мы гостей,

Жить нам с ними веселей!

Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц - полукругом.


Стук в дверь ( письмо срочное)


Воспитатель. Интересно, а что в этом письме?

Основная часть.

Воспитатель. (достаёт КАРТЫ СХЕМЫ 1- «ЗАГАДКИ»

и показывает детям)

Воспитатель. -Что это такое не понимаю. Может вы, знаете?

Дети: - Это карты – схемы.

Воспитатель. -А вы умеете по ним читать?

Дети: - Умеем.

Воспитатель. - Значит в них отгадка. А как вы будете это делать?

Дети: В каждом квадрате есть рисунки- схемы. Они обозначают слова. А по ним мы узнаем что написано.

Воспитатель: (Карты – схемы «Загадки о животных» раздаются детям.

Дети по очереди с помощью карты- схемы рассказывают- читают загадки о диких животных.




Воспитатель. Ребята, а теперь послушайте мою загадку, только дослушайте до конца, будьте внимательны!

Этот маленький зверёк

Не лисица, не хорёк,

Любит кушать он мышат,

Червяков и лягушат.

Каждый год в своей норе

Спать ложится в ноябре.

Победить змею он может!

Он в колючках… Это –

Дети ёжик.

Воспитатель.Какие вы у меня молодцы! Дослушали загадку, отгадали правильно.

(слайд 1)

Воспитатель. Ребята, а зачем у ежика на спине иголки?

Дети. Еж иголками защищается от врагов.

Воспитатель. Как еж спасается от врагов?

Дети Еж сворачивается в клубок, выставляет иголки.

Воспитатель Кто самый страшный враг?

Дети Лиса, филин, ястреб, сова, волк,…

Воспитатель. Ёжик дикое или домашнее животное?

Дети. Ёжик живет в лесу, дикое животное.

Воспитатель. Ребята, вспомните, какие звуки издают ежи ?

Дети. Фыркают, пыхтят , токают

Воспитатель. Давайте послушаем как ежик пыхтит, фыркает, токает (слушаем запись). Ежики ведут ночной образ жизни. Если принести его домой, никто ночью не уснет ни взрослые , ни дети, потому что ежики ночью бегают, топают, сопят, пыхтят, фыркают, а еще ежики очень много кушаю.

Воспитатель. Чем же питается ежик?

Дети. еж ест мышей, улиток, гусениц, ящериц , жуков, червяков.

Воспитатель. Они являются хищниками и любят лакомиться мышками. Ёж – друг всех садоводов.

Про ежиков, про это удивительное животное написано много стихов, песен, рассказов. Мы тоже с вами знаем «песню про ёжика».

Песня «ёж»

Воспитатель. Какие вы у меня молодцы! Со всеми заданиями справились: загадку отгадали, про ежика рассказали, песенку спели. Присаживайтесь.

Чтение рассказа «Ёж» Е. Чарушин. Развитие произвольного внимания, памяти.

Воспитатель. Ребята, я хочу сегодя вам прочитать удивительный  рассказ, совсем детский. Приготовили свои ушки, приготовили свои глазки, они вам помогут , потом будем пересказывать.

 Рассказ называется «Еж», а написал его детский писатель

Е. И. Чарушин. (слайд 4)

Е. И. Чарушин был не только писателем, но и замечательным художником. Посмотрите, каких забавных животных нарисовал Е. И. Чарушин к своим рассказам. (Слайд 5)

Слушайте внимательно, потому что этот рассказ мы будем учиться пересказывать, а потом мне скажите,

-что нового узнали о жизни ежей? какое правило не выполнили дети?

По ходу чтения адаптированного рассказа педагог демонстрирует слайды.

Прослушивание 

Ходили ребята по лесу. (Слайд 6)

Нашли под кустом ежа. (Слайд 7)

Он со страху шариком свернулся. (Слайд 8)

Попробуй-ка, возьми его руками — везде иголки торчат.

Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли. (Слайд 9)

Положили на пол, поставили молочка в поддонничке.

А еж лежит шариком и не шевелится.

Вот он час лежал и еще целый час. Потом высунулся из колючек черный

ежиный носик, задвигался. Чем это вкусным пахнет?

Развернулся еж и начал есть молоко. (Слайд 10).

Поел и снова шариком свернулся. (Слайд 8)

А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе

обратно в лес. (Слайд 11)


Воспитатель:- Что значит «со страху»«удрал»(от испуга, убежал)

- Вам понравился рассказ? Давайте вспомним как рассказ начинается, в

этом нам помогут картинки. Что было дальше?

Воспитатель - А теперь, поиграем в игру«Собери рассказ» из сюжетных

картин -6

На столе лежат сюжетные картины 6 шт. На каждую часть каждый

ребёнок выходит выбирает и ставит в волшебный домик в

соответствии текста.


5.Рассказывание рассказа по сюжетным картинам.


- Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)

- Кого они нашли? (Они нашли ежа.)

- Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.)

- Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком

свернулся.) Покажите руками.

- Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)

- Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку)

- Что они ему дали? (Ребята дали ему молока.)

- Что было дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он

удрал, убежал к себе в лес.)

-Какие вы у меня молодцы,вспомнили рассказ от начала до конца.

6. Встали в круг.Я произношу вам чистоговорку и бросаю мяч, вы

ловите мяч, проговаривайте чистоговорку и возвращайте мяч

ГИ-ГИ-ГИ – ножку ёж побереги.

ДИ-ДИ-ДИ – очень много не ходи.

РЕ-РЕ-РЕ – посиди пока в норе.

ГЕ-ГЕ-ГЕ – дай зажить больной ноге.

ЯТЬ-ЯТЬ-ЯТЬ – заживет пойдешь гулять.

ЖА-ЖА-ЖА - есть ежата уежа

ФУФТЫ-ФУФТЫ-ФУФТЫ-ФУ-

Самый сильный я в лесу.

Воспитатель. Хотите превратиться в ежат? Выбираем считалкой ёжика.

7.Подвижная игра «Ёжик» (считалкой выбирают ежа)

Ёжик, ёжик чудачек

Сшил колючий пиджачок

Хочет с нами поиграть

Всех ребят пересчитать.

Дети ходят по кругу и приговаривают:

Ежик, ежик, покажи

Нам свои иголки,

Говорят, что вы, ежи

Очень-очень колки.

Покажи, покажи

Нам свои иголки,

Говорят, что вы, ежи

Очень-очень колки.

Ежик внутри круга приговаривает

свои слова, после чего ловит ребят.

Я клубочком свернусь

По дорожке покачусь,

Кто дорожку перейдет,

На иголки попадет.

Садимся на стульчики.

8. Дидактическое упражнение «Закончи предложение». Согласование

существительных в косвенных падежах.

Воспитатель. Я попробую рассказать вам рассказ еще раз.

Я все помню. Ой кажется забыла некоторые слова, в ы мне поможете

ребята?

Дети.Да

-Ходили ребята по (лесу).

- Нашли под кустом (ежа).

- Он со страху свернулся (шариком).

- Закатили ребята ежа в (шапку).

- И принесли ежа (домой).

- Дали ему (молока).

- Развернулся еж и начал есть (молоко).

- А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).

Воспитатель. Какие же вы молодцы! Раз вы мне помогли значит и сами

сможете рассказать от начала до конца, по очереди.

Дети. Пересказ ( 2 человека)

- Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Кто не

успел пересказать рассказ, сможет сделать это на прогулке или дома

родителям. Ведь они не знают этот рассказ.

- Кто напомнит, как называется рассказ?

- А кто написал этот рассказ?

Воспитатель. Что больше всего вам понравилось из жизни ежей?

Дети по – очереди повторяют про жизнь ежей понравившиеся сюжеты

Воспитатель. Какое главное правило должны запомнить дети и все люди?

Дети. Нельзя приносить животных из леса домой.

А может кто – то знает стихотворение про ежика

10. Рефлексия.

Воспитатель. Ребята, я приготовила вам сюрприз. Посмотрим

видео про «ежей».

Дети прощаются с гостями.