Организация внеурочной работы по развитию речи глухих и слабослышащих учащихся в условиях школы-интерната
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
Одной из важных задач организации и проведения коррекционно-педагогической работы сурдопедагогами во внеурочное время является активизация речевого развития учащихся с нарушениями слуха, формирование различных форм коммуникации .
Для успешного решения этих задач необходима тесная взаимосвязь работы по формированию речи на всех без исключения уроках и во внеклассное время.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
- Важно учитывать, что в непосредственном речевом общении потенциальные возможности детей овладеть языком возрастают .
На специальных уроках развития речи дети в процессе языковых и речевых упражнений овладевают:
- Лексикой
- Лексикой
- Лексикой
- Лексикой
- Лексикой
- Лексикой
- Лексикой
- Лексикой
- Синтаксической структурой словосочетаний и предложений
- Синтаксической структурой словосочетаний и предложений
- Синтаксической структурой словосочетаний и предложений
- Формирование навыков и умений распознавать и понимать речевой материал; Оформление собственных мыслей
- Формирование навыков и умений распознавать и понимать речевой материал; Оформление собственных мыслей
- Формирование навыков и умений распознавать и понимать речевой материал;
- Оформление собственных мыслей
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
Важно отметить:
- Обучение речи осуществляется на основе принципа ситуативности с опорой на предметную деятельность; Используются естественные и специально организованные речевые ситуации; У учащихся постепенно складывается определенный опыт распознавания и использования таких ситуаций.
- Обучение речи осуществляется на основе принципа ситуативности с опорой на предметную деятельность;
- Используются естественные и специально организованные речевые ситуации;
- У учащихся постепенно складывается определенный опыт распознавания и использования таких ситуаций.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
- Специфическая особенность учебно-воспитательной работы с глухими или слабослышащими учащимися заключается в том, чтобы с первых дней организовать общение с детьми на словесной основе.
- Эффективность и качество развития речи учащихся повышается в условиях совместной деятельности учителей и воспитателей.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
Задача воспитателя:
- Закрепление речевых навыков, полученных школьниками на уроке, Предоставление нового речевого материала в процессе разнообразной внеурочной деятельности.
- Закрепление речевых навыков, полученных школьниками на уроке,
- Предоставление нового речевого материала в процессе разнообразной внеурочной деятельности.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
- На всех этапах развития речи, начиная с подготовительного класса, воспитатель предусматривает создание слухоречевой среды на базе целенаправленного развития слухового восприятия при использовании электроакустической аппаратуры различных типов, прежде всего индивидуальных слуховых аппаратов.
- На первой ступени в качестве вспомогательного средства, ускоряющего процесс накопления речевого материала используется устно-дактильная форма речи, однако при этом основное внимание должно уделяться воспитанию потребности в устной коммуникации.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
Во втором периоде обучения языку (1-3 классы) задача воспитателя:
- развитие словесной речи как общепринятого средства общения, способов общения; воспитание речевого поведения и речевой деятельности при соблюдении дифференцированного подхода к учащимся.
- развитие словесной речи как общепринятого средства общения, способов общения;
- воспитание речевого поведения и речевой деятельности при соблюдении дифференцированного подхода к учащимся.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
Третий период обучения (4-7 классы)
Направлен на…
- запоминание речевых средств в условиях общения; Осознание их смыслового содержания и структурного оформления применительно к различным ситуациям общения.
- запоминание речевых средств в условиях общения;
- Осознание их смыслового содержания и структурного оформления применительно к различным ситуациям общения.
Отдавая предпочтение языку слов при организации и проведении внеклассных мероприятий, воспитатель должен:
- Знать язык жестов (чтобы умело переводить имеющиеся у учащихся наглядные образы в систему языковых значений; Вводить преобразованное слово в активную речь учащихся.
- Знать язык жестов (чтобы умело переводить имеющиеся у учащихся наглядные образы в систему языковых значений;
- Вводить преобразованное слово в активную речь учащихся.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
Педагогическим коллективом должны быть выработаны:
- единые требования к речи воспитанников группы, определен объем словаря для усвоения во внеклассное время, уточнен словарный материал, необходимый для проведения режимных моментов.
- единые требования к речи воспитанников группы,
- определен объем словаря для усвоения во внеклассное время,
- уточнен словарный материал, необходимый для проведения режимных моментов.
Режим дня самым естественным способом, благодаря неукоснительному выполнению его обязательных элементов, создает условия для развития речи учащихся, так как в процессе выполнения режимных моментов все действия ребенка должны сопровождаться необходимым речевым оформлением.
Больши́е возможности для развития речи заключены в «самоподготовке» учащихся.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
При этом сурдопедагог-воспитатель должен учитывать:
- психологические особенности учащихся, уровень речевого развития.
- психологические особенности учащихся,
- уровень речевого развития.
Важная задача воспитателя:
- не превратить самоподготовку в обычный урок с повторным объяснением учебного материала; стремиться создать творческую, близкую к домашней психологическую обстановку.
- не превратить самоподготовку в обычный урок с повторным объяснением учебного материала;
- стремиться создать творческую, близкую к домашней психологическую обстановку.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
Правила подготовки устных заданий
- Прочитай текст целиком.
- Читай внимательно.
- Пользуйся рисунками, схемами, картами, словарём; записывай в черновике даты, названия, имена.
- Запиши краткий план прочитанного.
- Закрой книгу и перескажи прочитанное.
- Повторно прочитай то, что забыл.
- Еще раз расскажи прочитанное вслух и про себя.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
В 1-ом классе допустимо хоровое проговаривание всей проделываемой работы:
- «Мы решаем задачу»,
- «Я раздал(а) тетради и ручки»,
- «У Вовы нет карандаша»,
- «Я выполнил(а) задание» и т.д.
- В случае затруднения ученики могут использовать таблички с предложениями, которые воспитатель должен приготовить заранее. В процессе занятия необходимо следить за произношением учащихся, своевременно помогать им. Учащихся младших классов следует познакомить с правилами подготовки устных и письменных заданий.
- В случае затруднения ученики могут использовать таблички с предложениями, которые воспитатель должен приготовить заранее.
- В процессе занятия необходимо следить за произношением учащихся, своевременно помогать им.
- Учащихся младших классов следует познакомить с правилами подготовки устных и письменных заданий.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
Правила приготовления письменных заданий
- Приведи в порядок рабочее место.
- Приготовь необходимые учебные вещи.
- Проследи за осанкой.
- Прочитай задание. Вспомни правила его выполнения.
- Если забыл, как выполнять, посмотри упражнение, которое выполнял в классе.
- Не спеши, не отвлекайся на посторонние дела.
- Если не понимаешь задания, спроси воспитателя.
- Трудные части задания выполняй сначала на черновике.
- Выполнив упражнение, сделай проверку.
- Если написал неаккуратно, перепиши.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
При проверке письменных заданий может быть использована работа с консультантами.
- В этом случае сначала консультант предлагает одному из учеников прочитать задание, все сверяют задание по дневникам, затем все приступают к чтению («про себя») параграфа, правила или условия задачи;
- после этого консультант задает вопросы по прочитанному.
- Отвечают члены группы по очереди или по желанию.
- Когда правило, задача разобраны, все приступают к выполнению письменного задания, затем написанное: упражнения, примеры, задачи – проверяют с учетом требований учителя.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
При проверке устных заданий:
- консультант предлагает читать параграф по очереди вслух, после этого каждый ученик отвечает на 1-2 вопроса, данные в учебнике в конце параграфа;
- затем материал пересказывается по частям.
В группах, где уже сложились добросовестные отношения, отношения взаимного доверия, текст делится на отрывки в самом начале работы над предметом, затем каждый ученик пересказывает свою часть.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
Учащиеся до начала самоподготовки просматривают задания по предмету, консультантом которого они являются, обращаются к сурдопедагогу или старшеклассникам в случае затруднения, активно пользуются справочниками, словарями.
Комплектование групп по такому принципу дает положительные результаты в плане…
В этом случае сурдопедагог-воспитатель получает возможность больше уделять внимание слабоуспевающим ученикам.
дидактическом
воспитательном
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
- Исходя из возможностей каждой такой группы, учителя-предметники могут давать дифференцированные домашние задания.
- Учащиеся заканчивают самоподготовку одновременно группами, что в свою очередь позволяет организовать свободное время целой группы, а не отдельных учащихся.
В процессе такой коллективной работы у школьников вырабатывается:
- умение слаженно работать, готовность помогать друг другу ради достижения общего успеха, появляется ответственность за результаты не только своего труда, но и труда товарищей, повышает уровень работоспособности.
- умение слаженно работать,
- готовность помогать друг другу ради достижения общего успеха,
- появляется ответственность за результаты не только своего труда, но и труда товарищей,
- повышает уровень работоспособности.
Новые формы организации позволяют и на самоподготовке осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
Говоря о дифференциации, нужно учитывать, что
- одни ученики нуждаются в большой, специально продумываемой педагогом помощи,
- другие – в обычных ее дозах,
- третьим можно предоставить полную самостоятельность.
Группы учеников, нуждающихся в повышенной помощи, не должны быть постоянными. По мере развития возможностей учеников они оказываются уже в другой группе.
Никаких списков «сильных», «средних», «слабых» составлять не рекомендуется , а (как это и делают многие сурдопедагоги) нужно условно учитывать их существование как при планировании учебного процесса на уроке, так и при выполнении домашнего задания.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
При одинаковой сложности заданий сурдопедагог-воспитатель…
- одним дает карточки-консультации, в которых указывается сначала более, а затем все менее подробный план выполнения задания;
- другому помогает найти подход к решению с помощью рисунка;
- третьему – с помощью схемы;
- четвертому предлагает сделать дополнительное построение;
- пятому напоминается тип задачи;
- шестому – аналогичная задача, решенная ранее и т.д.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
Домашние задания могут быть различными :
- одному поручается составлением плана ответа;
- другому – подготовка тезисов;
- третьему – выполнение упражнений с поиском ответа в тексте параграфа;
- четвертому – составление схемы по прочитанному;
- пятому – доклад по теме урока;
- шестому – работу с энциклопедией, словарем и т.д.
Все это повышает интерес к предмету, стимулирует процесс учения.
Сурдопедагог может указать среднее время, за которое должно быть выполнено задание, с целью ускорения темпа работы учащихся на самоподготовке и с целью в определенной мере координации объема заданий между учителями-предметниками.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
Организация деятельности школьников включает:
- Использование «схем-памяток» при выполнении домашних заданий, обеспечивающих активную самостоятельную деятельность на всех этапах работы;
- Работа группами с относительно равными учебными возможностями;
- Осуществление взаимоконтроля и рациональная самоорганизация и самоконтроль;
- Рациональное расходование учебного времени, стремление ускорить темп учебной деятельности по самоподготовке;
- Самоанализ результатов своей работы при выполнении домашних заданий, оценка рациональности затрат времени ( с помощью сурдопедагога);
- Участие в улучшении условий самоподготовки.
Внеклассная работа по развитию речи должна быть разнообразной по содержанию, форме, организации и проведению.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
В свободное время школьники участвуют:
- В различных видах общественно-полезного труда;
- В мероприятиях, направленных на общее развитие (беседы, чтение художественной литературы, газет, журналов, просмотр телепередач и т.д.);
- В кружках и спортивных секциях;
- В подготовке и проведении различных культурно-массовых мероприятий (викторины, олимпиады, школьные тематические вечера, праздники, коллективные дни рождений).
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
В организации свободного времени особое место отводится развитию читательских интересов, воспитанию любви к книге.
В младших классах с помощью родителей целесообразно организовать:
- библиотеки-передвижки, содержащие книги, предусмотренные программой и рекомендованные для внеклассного чтения.
- библиотеки-передвижки, содержащие книги, предусмотренные программой и рекомендованные для внеклассного чтения.
Удачная форма работы – «книжные базары».
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
- На «книжных базарах» возникает непосредственное речевое общение, для которого необходимо знание определенного речевого материала:
- фамилии авторов, названия, содержание прочитанных книг.
- фамилии авторов,
- названия,
- содержание прочитанных книг.
- «Книжные базары» - интересная форма массового обмена книгами, создающая условия для развития диалогической речи , но проводить их надо отдельно для младших и старших учащихся.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
- Нельзя забывать о главном – создании оптимальных условий для речевой практики учащихся.
- Работа в группе должна быть организована так, чтобы учащиеся осознали необходимость разумного использования свободного времени в условиях организованного речевого общения .
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
Больши́е возможности для развития речи во внеклассной работе предоставляют телевизионные передачи .
- Задача воспитателя-сурдопедагога состоит в том, чтобы из программы телепередач на неделю были отобраны такие, которые соответствуют возрасту и уровню развития детей, направлены на развитие их представлений об окружающем мире, но без нарушений режима дня.
- Целесообразно создавать в группе свою «телевизионную программу», обсуждая с детьми ее содержание.
- Воспитатель обязательно проводит речевую работу во время просмотра отдельных телепередач.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
- Систематически организовывать их общественную работу,
- развивать инициативу и самостоятельность,
- коллективизм и товарищескую взаимопомощь.
Наиболее эффективные условия для развития речи создаются в школах-интернатах при проведении трудовой недели.
Развитие речи у детей с недостатками слуха при проведении воспитательной работы
В ходе проведения «недели»
- организуется соревнование параллельных групп, выпускается стенная газета, ведется красочный экран трудовых дел.
- организуется соревнование параллельных групп,
- выпускается стенная газета,
- ведется красочный экран трудовых дел.
Победителям вручают награды, самым инициативным выносят благодарности.
Благодарю за внимание!