СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие рефлексивных умений младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о развитии рефлексивных умений у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
««Развитие рефлексивных умений младших школьников»»

«Развитие рефлексивных умений младших школьников»

Современная система образования в условиях ее модернизации ведущей тенденцией определяет ориентацию на психическое и личностное развитие ребенка. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования указывается, что процесс обучения должен быть направлен на развитие у младших школьников умения учиться и овладевать знаниями и умениями в форме учебной деятельности, при которой ученик является субъектом этой деятельности. Развитие младшего школьника характеризуется проявлением у него таких психических новообразований и обще-учебных умений, которые определяют успешность деятельности в целом.

Поступление в среднее учебное заведение – переломный шаг в жизни малыша, когда он делается полноправным субъектом неотъемлемой, социально ценной деятельности. Ребенок начинает сознавать, что теперь представляет из себя его особенность, подвергающуюся общественным воздействиям. Попадая в образовательное учреждение, он понимает собственную ответственность обучаться и в ходе изучения изменять себя, присваивая познания, мысли, системы знаков, принятые в сообществе, и еще и систему социальных надежд в отношении поведения.

Ключевым содержанием учебной деятельности становится усвоение познаний, единых для всех соучастников процесса учения. Находясь в масштабах имеющих место быть общепризнанных мерок, младший школьник знает собственную неповторимость, устремляется проявить собственные различия от находящихся вокруг, утвердить себя между взрослых и ровесников. Учащийся устремляется к развитию познавательных интересов, широкого умственного кругозора, дабы с успехом освоить собственную новейшую общественную роль . Младший школьный возраст считается чрезвычайно адаптационно трудным из числа иных возрастных периодов в связи с выходом в свет большого количества новообразований.

У учеников младших классов рефлексивные умения развиваются в основном при выполнении действий контроля и оценки. Если педагогом организована рефлексия по отношению к ситуативным причинам действий, то у учащихся формируется формальный уровень рефлексивных умений.

Наоборот, когда учитель совместно с учеником осуществляет контроль, рассматривает соотношение выполняемых учебных действий исходным причинам, значимым условиям их выполнения, то в тех случаях у учеников складывается содержательный уровень рефлексивных умений.

Способность рефлексировать и оценивать отдельные составляющие собственной деятельности делают предпосылки происхождения новейших взаимоотношений личности к собственному саморазвитию. Актуальным изменением в младшем школьном возрасте считается понимание собственных взаимоотношений с окружающими, из которого следует внутреннее рассмотрение собственных поступков и действий.

Способность рефлексировать и оценивать отдельные составляющие собственной деятельности делают предпосылки происхождения новейших взаимоотношений личности к собственному саморазвитию. Актуальным изменением в младшем школьном возрасте считается понимание собственных взаимоотношений с окружающими, из которого следует внутреннее рассмотрение собственных поступков и действий.

Высоко-функционально становление рефлексивных умений связано с развитием учебной работы в общем и вписывается в логику освоения учения как такового. В этой связи Г.А. Цукерман выделяет три момента становления рефлексивных умений младших школьников: коллективный, групповой, индивидуальный. Коллективный этап развития во времени совпадает с началом младшего школьного возраста, при этом основная педагогическая задача состоит в формировании абриса учебной деятельности класса.

Групповой этап становления, который ориентирован на достижение цели становления учебной деятельности отдельных групп учащихся. Действия учителя адресованы не к отдельным учащимся, а к группе ребят. Персональный рубеж становления. В данный период целью делается развитие персональной учебной деятельности, включающий рефлексивные искусства как связывающее звено ретроспективы и возможности учения.

Индивидуальный этап развития, включает рефлексивные умения как связующее звено ретроспективы и перспективы учения. Именно в такой форме рефлексивные умения становится основой саморазвития личности. Исходя из логики развития рефлексивных умений младших школьников в учебной деятельности, учителю начальной школы в рамках образовательного процесса необходимо последовательно и целенаправленно следить за характером ее изменений, чтобы подбирать оптимальные психолого-педагогические средства. В рефлексивных умениях младшего школьника, важны, прежде всего, его способность оценивать свои успехи в учебной деятельности.

В целом динамика развития рефлексивных умений в учебной деятельности определяется возрастными особенностями младших школьников. Поэтому первоначально необходимо научить младшего школьника оценивать свое эмоциональное состояние и содержание учебного материала. Затем необходимо обеспечить ребенку переход к оценке содержания собственной учебной деятельности.

И наконец, можно перейти к обучению оценки результатов учебной деятельности. Развитие рефлексивных умений младшего школьника – это сложная работа, требующая времени, усилий, определенных способностей. Способность к рефлексивным умениям формируется и развивается у детей при выполнении действий контроля и оценки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!