СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие самооценки школьников с нарушениями зрения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на МО о развитии самооценки школьников с нарушением зрения.

Просмотр содержимого документа
««Развитие самооценки школьников с нарушениями зрения»»

«Развитие самооценки школьников с нарушениями зрения»


В специальной психологии и педагогике в последнее время всё большую актуальность стал приобретать вопрос, связанный с изучением важных факторов формирования личности при различных отклонениях в развитии. Анализ существующих исследований показывает, что в качестве значимого условия развития личности в целом выступает самооценка, которая в свою очередь влияет на поведение и деятельность человека, на его взаимоотношения с другими людьми. Поскольку самооценка во многом определяет успешность социальной интеграции лиц с нарушениями развития, то её изучение в отношении этой категории людей приобретает особое значение.

Согласно выдвинутой Л. С. Выготским идее о сложной структуре дефекта наличие какого-либо нарушения, на­пример зрительного анализатора, не только приводит к выпадению одной (в данном случае зрительной) функции, но и вызывает целый ряд вторичных отклонений в разви­тии. Иными словами, первичный дефект вызывается био­логическими факторами, вторичные нарушения возника­ют под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития. Тяжесть дефекта, в частности нарушения зрительного ана­лизатора, ограничения в жизнедеятельности, создаваемые этим дефектом, заключены не в самом недостатке, а в тех последствиях, вторичных отклонениях, которые вызыва­ются этими недостатками. Глубокие нарушения зритель­ных функций по-разному влияют на различные структур­ные компоненты психики слепых и слабовидящих людей. [4, стр.6]

Известный отечественный тифлопсихолог А. Г. Литвак утверждал, что устойчивые свойства личности (мировоз­зрение, убеждения, темперамент, черты характера и т. п.), хотя и испытывают негативное влияние нарушений зрительного анализатора, тем не менее, меньше всего под­вержены этому влиянию. [9, стр.108]

Несмотря на меньшую подверженность самосознания, относящегося к достаточ­но устойчивым психическим феноменам, влиянию пер­вичного дефекта, нарушения зрения негативно сказыва­ются на формировании самосознания и такого его компонента, как самооценка.

Негативное влияние зрительного дефекта на формиро­вание самооценки лиц с нарушениями зрения обусловлено, прежде всего, тем обстоятельством, что познание, индиви­дом себя, осуществляясь, по утверждению И. С. Кона, по­средством познания других в ходе социального сравнения, значительно затруднено в условиях нарушенного зрения. [7. стр. 112]

В современных тифлологических исследованиях установ­лено наличие трудностей, которые могут возникать:

  • в процессе формирования первого впечатления о со­беседнике (А. Г. Литвак, Г. В. Никулина и др.);

  • в процессе формирования представлений о внешнем об­лике людей (А. Г. Литвак, Г. В. Никулина, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева и др.);

  • в процессе восприятия человека только на основе деятель­ности нарушенного анализатора (М. Заорска, Г. В. Ни­кулина, В. А. Феоктистова и др.).

В контексте интересующей нас проблемы мы рассматривали старший дошкольный возраст, т.к. данный возраст - начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи. В данный период на формирование самооценки детей с нарушениями зрения влияют многочисленные факторы, такие как социальное окружение, отношение к собственному дефекту, глубина зри­тельных нарушений, возраст, положение в группе и т. п.

В современной тифлопсихологической литературе про­блема взаимосвязи самооценки и отношения лиц с наруше­ниями зрения к своему дефекту нашла свое отражение только применительно к взрослым инвалидам по зрению, поэтому мы считаем, что на сегодняшний день эта проблема недостаточно изучена по отношению к детям со зрительными нарушениями. Изучая специальную литературу по интересующей нас проблеме, мы пришли к выводу, что современные подходы к организации психологической помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии и коррекции самооценки наиболее разработаны для детей с нормой развития.

Это позволило говорить о необходимости организации психологической помощи детям с нарушениями зрения в аспекте развития их самооценки и разработки современных подходов к организации психологического сопровождения развития и коррекции самооценки детей со зрительной недостаточностью.

Современные подходы к организации психологического сопровождения развития и коррекции самооценки дошкольников со зрительной недо­статочностью опираются на методологическую платформу, основу которой составляет система принципов, включаю­щая: общие, отражающие своеобразие метода сопровожде­ния, специальные, учитывающие специфику работы с детьми, имеющими зрительную недостаточность, и специ­фические принципы, отражающие своеобразие работы по развитию самооценки.[11, стр. 132]


К общим относятся принципы:

  • ответственности субъекта развития за принятие реше­ния;

  • соблюдения приоритета интересов сопровождаемого;

  • непрерывного характера сопровождения;

  • комплексного подхода к сопровождению развития ре­бенка.


К специальным относятся принципы:

  • единства коррекции и развития;

  • единства диагностики и коррекции нарушений разви­тия;

  • взаимосвязи коррекции и компенсации;

  • учета возрастных, типологических и индивидуаль­ных особенностей развития дошкольников со зритель­ной недостаточностью;

  • использования комплекса методов психолого-педаго­гического воздействия;

  • личностно-ориентированного подхода;

  • компенсаторно-развивающей направленности.


К специфическим относятся принципы:

  • создания ситуации успеха;

  • активного привлечения ближайшего социального ок­ружения к работе по развитию самооценки ребенка;

  • ориентации на ведущий вид деятельности.


В соответствии с принципами, положенными в основу психологического сопровождения развития и коррекции само­оценки дошкольников с нарушениями зрения, ее содержа­тельный компонент включает три блока:

  • диагностический - представляет собой программу изучения уровня развития когнитивного и эмоцио­нального компонентов самооценки и степени ее реа­листичности;

  • развивающий - включает такие направления рабо­ты, которые, обеспечивая, прежде всего развитие ког­нитивного и эмоционального компонентов и реалис­тичности самооценки, способствуют также обогащению чувственного опыта, развитию познава­тельных процессов, эмоционально-волевой, коммуни­кативной сфер, личностному развитию;

  • психокоррекционный блок направлен на коррекцию самооценки субъектов психологическо­го сопровождения, а также способствует коррекции вторичных отклонений развития, имеющих место у дошкольников с нарушениями зрения.

Каждый блок содержательного компонента пси­хологического сопровождения развития и коррекции самооценки дошкольников с нарушениями зрения предусматривает опре­деленное психологическое обеспечение, которое реализует­ся в консультативно-профилактических мероприятиях, осуществляемых по отношению к воспитателям и родителям воспитанников. Основная цель психологического обеспечения реализации содержательного компонента психологического сопровождения - повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах развития самооценки и ее коррекции. Задача психолога при этом -вооружение педагогов и родителей знаниями, умениями, позволяющими развивать и коррек­тировать самооценку школьников. Задача же педагогов и родителей состоит в четком и своевременном применении полученных знаний в процессе комплексной работы по развитию и коррекции самооценки субъектов сопровожде­ния. Именно при участии педагогов и ближайшего окруже­ния дошкольников положительные изменения в развитии компонентов и степени реалистичности самооценки, полученные на занятиях с психологом, закрепля­ются, переносятся в реальную жизнь.

В ходе реализации психо­логического сопровождения по развитию и коррекции самооценки осуществляет­ся работа в следующих направлениях:

  • расширение знаний о причинах формирования зани­женной (завышенной) самооценки у детей с наруше­ниями зрения;

  • углубление знаний об особенностях формирования са­мооценки у школьников с различным характером и глубиной зрительных нарушений, находящихся на различных этапах возрастного развития;

  • обучение приемам, способствующим развитию когни­тивного, эмоционального компонентов и степени реа­листичности самооценки;

  • обучение технологиям, способствующим развитию эмоционально-волевой сферы, познавательной дея­тельности ребенка, межличностных отношений;

  • вооружение знаниями, обеспечивающими профилак­тику формирования завышенной и заниженной самооценки школьников, находящихся в условиях зри­тельной депривации.

Психологическое сопровождение включает в себя различные методы работы, во-первых, конкретные методы по выявлению уровня развития когнитивного, эмоционального компонентов и степени реалистичности самооценки; во-вторых, различные развивающие методы (игровые и проективные, тренинги), эффективность которых для развития самооценки доказана рядом исследователей (Р. О. Агавелян, Ю. Н Емельянов, Г. А. Ковалев, С. И. Макшанов, Д. Б. Парыгин, Л. А. Петровская, А. М. Родина и др.). В старшем дошкольном возрасте основными методами разви­тия самооценки являются игровые и проективные («репетиции поведения») методы. И, наконец, в-третьих, в целях коррекции самооценки технологический компонент включает психотерапевтические методы, основанные на использовании литературных текстов. Несмотря на своеобразие восприятия текста лицами с нарушениями зрения (Г. В. Никулина, Е. Б. Островская, И. П. Чигринова и др.), использование в работе с ними художественных произведений позволяет наряду с решением основной психокоррекционной задачи, в качестве которой в данном случае выступает коррекция самооценки, осуществлять коррекцию познавательной деятельности, что происходит, прежде всего, за счет преодоления разрыва между чувственными логическим. Применение в целях коррекции самооценки дошкольников психотерапевтических методов, основанных на использовании литературных текстов, т. е. методов арттерапии, обусловлено наличием широкого спектра их коррекционного воздействия. В работе с детьми старшего дошкольного возраста со зрительной недостаточностью в качестве основного вида арттерапии используют сказкотерапию (Т. В. Вохмянина, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е. Ю. Петрова, Д. Ю. Соколов).

В ходе сказкотерапии наряду с народными и авторски­ми используют специально составленные сказки, при этом разрабатывают специально направленный сюжет, затрагивающий проблемную ситуацию ребенка. Сказки составляют с учетом следующих требований:

  • связь сказки по структуре и содержанию с жизнью и трудностями ребенка;

  • включение персонажей, соответствующих реальным участникам конфликта, между которыми устанавлива­ются символические отношения, схожие с реальными.

В зависимости от проблем, имеющих место у конкрет­ного ребенка (проблемы выяснялись в процессе беседы с ним, педагогами и родителями), в качестве материала для сказкотерапии используют следующие виды сказок:

  • дидактические, имеющие поучительный смысл (сказки Х.-К. Андерсена, Д. Ю. Соколова, А. В. Гнездилова и др.);

  • психотерапевтические, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий, помогающих ребенку увидеть ситуацию со стороны (например, сказка Н. Калашниковой-Наппу «Чудо-ягода черника»);

  • психокоррекционный, позволяющие позитивно вли­ять на поведение ребенка.


Таким образом, анализ существующих современных подходов к организации психологической помощи детям старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в аспекте развития их самооценки позволяет говорить об их достаточно высокой результативности: значительным снижением тревожности и формированием дифференцированной адекватной самооценки, но данная проблема недостаточно изучена и требует более глубокого теоретического и экспериментального изучения.

Литература.

  1. Алексеева Е. Е. Взаимоотношения родителей и детей с особыми потребностями // Интегративное обучение и воспитание детей с особенностями развития / Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е. — СПб., 2008.

  2. Белякова Е. Г. К вопросу о самоотношении в структуре личности инвалида. - Тюмень, 1996.-420 с.

  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 1995.

  4. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - М., 1982.- т.4.

  5. Головина Т. П. Самооценка личности в условиях зрительной депривации. - Тюмень, 1996. - С. 76-79.

  6. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с., ил.

  7. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1998.

  8. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983.

  9. Литвак А. Г. Соотношение компенсации и коррекции в развитии слепых и слабовидящих.- Л., 1976.- Вып.7.-С.108-120.

  10. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей//Дефектология.-1971.-№6.-С. 15-20

  11. Никулина Г. В. Развитие самооценки школьников с нарушениями зрения. Изд-во «Каро», СПб., 2008.

  12. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности/ Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.

  13. Ульенкова У. В. Актуальные проблемы развития психики ребенка на этапах раннего онтогенеза. Учебное пособие. Н.Новгород: Изд-воНГПУ, 2006. 92с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!