«Развитие сенсорных представлений у детей с ОВЗ через систему игровых упражнений»
Подготовили: учитель-логопед Сухотина Е.В.
МБДОУ «Детский сад №23»Огонёк»,
Учитель-логопед Колесникова С.
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель – известный немецкий педагог, основоположник понятия «детский сад» (по-немецки Kindergarten), создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. Он первым рассмотрел игру как ведущий вид деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Свои игровые наборы Фрёбель называл дарами. Они были изготовлены из самых безопасных материалов: дерева и ниток. В основном, это были геометрические фигуры.
Большой заслугой Фрёбеля явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности. Это работа с Дарами – строительным материалом, подвижные игры, лепка, выкладывание из палочек.
Во времена педагогической деятельности Фрёбеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей.
Набор Фрёбеля — это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам.
Первый дар Фрёбеля
Первый дар представляет собой набор цветных мячиков различных цветов. Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения.
Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве.
Нужно для каждого движения с мячом совершенно по-особому вести руку, причем эти движения и различия между ними очень тонкие, едва заметные даже для взрослого! И для ребенка это очень важное упражнение, которое развивает сенсомоторную координацию.
Первый дар Фрёбеля
Второй дар Фребеля
Второй дар включает в себя
набор из шара, цилиндра
и кубика.
Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра. Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если его поставить на основание, подвижен, если положить.
Второй дар Фребеля
Дар третий Фрёбеля
Куб, разделенный на 8 простых деревянных кубиков.
Посредством этих предметов ребенок, как считал Фрёбель, получает представление о целом и составляющих его частях(«сложное единство», «единство и многообразие»); имеет возможность развивать свои творческие способности, строить из кубиков с помощью различных комбинаций.
Четвертый дар Фрёбеля
Куб, разделенный на
8 деревянных плиток.
Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового «дара» прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно же, не изымаются.
Пятый дар Фрёбеля
Куб, разделенный на 27
маленьких кубиков, при этом 9
из них разделены на более
мелкие составляющие.
№ 5 (Большой Куб) предлагает
идею свободного
комбинирования форм
согласно принципу симметрии.
Шестой дар Фрёбеля
Куб, разделенный на 27 кубиков,
многие из которых разделены
на другие фигуры.
«Дары» усложняют деление
этого самого куба — на
множество различных
геометрических фигур. Это
развивает строительные навыки,
фантазию, усидчивость;
так же можно изучать размеры,
количество, формы.
Дары
Фрёбеля
Седьмой дар Фрёбеля
Набор плоских дощечек,
содержит 8 геометрических
форм.
Восьмой дар Фрёбеля
Деревянные
цветные
палочки.
Девятый дар Фрёбеля
Кольца и
полукольца.
Десятый дар Фрёбеля
Мелкие
разноцветные
фишки (точки)
Дары
Фрёбеля
Одиннадцатый дар Фрёбеля
Цветные
геометрические
фигуры
Двенадцатый дар Фрёбеля
Мозаичное поле,
деревянные фишки
на ножке (6 цветов)
и 6 шнурков разного цвета
Тринадцатый дар Фрёбеля
Башенки (треугольные
призмы и полуцилиндры,
а также кубы с вырезом
под цилиндр.)
Четырнадцатый дар Фрёбеля
Арки и цифры (3 разрезанных
цилиндра и 9 кубиков с
цифрами, в кубиках имеются
отверстия)
Дары Фрёбеля
Ознакомившись с разработками в области сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и проведя собственную работу, я пришла к выводу, что Фрёбелевская система сенсорного развития очень ценна для практики работы детского сада. Следует отметить, как ценную черту даров Фребеля последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами и саму мысль о строительном материале для игр детей.
В формировании сенсорных способностей велика роль взрослого, ведь именно он вводит ребенка в мир предметов, знакомит с их свойствами и качествами.
Т. о., сенсорное развитие будет идти успешнее, если в воспитательно -
образовательный процесс ввести идеи Фрёбеля.
Вывод
Данные «дары» можно использовать для работы с детьми в раннем дошкольном возрасте, весь он изготовлен из натуральных материалов (шары связаны из шерстяных ниток; кубики сделаны из дерева). Благодаря данному дидактическому материалу ребенок знакомится с цветом, формой, величиной предметов; игрушки приятны на ощупь и тем самым развивают тактильные ощущения ребенка. Используя данные «дары» в играх, мы можем развивать сенсорные способности детей, пространственные представления, мелкую моторику и творчество.