УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОГИМНАЗИЯ «СНЕГИРИ»
телефон (495) 561-77-46 факс (495) 994-76-91
143591, Московская область, г. Истра, с. Рождествено, ул. Южная, зд.24
Методическая разработка
Самообразование
«Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры»
Выполнила воспитатель:
Дробышева А.В.
2022-2023
План работы по самообразованию
Воспитатель Дробышева Анна Валерьевна
(должность, ФИО)
ФГБОУ «Прогимназия «Снегири» Управления делами Президента Российской Федерации.
на 2022-2023 учебный год
Тема: "Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры."
Цель: Повысить собственный уровень знаний по теме "Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры."
Задачи: 1.Изучить научно-методическую литературу по теме.
2. Разработать перспективный план работы с детьми средней группы.
3. Разнообразить предметно-развивающую среду группы ДОУ наполнив ее играми, материалами по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Актуальность темы
Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.
Значение сенсорного развития в период дошкольного детства трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представления об окружающем мире.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Одной из задач умственного воспитания ребенка является формирование элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. С помощью ощущений ребенок познает отдельный признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Но если усвоение происходит стихийно, без педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Именно с этой целью мною были подобраны занятия и игровые упражнения для сенсорного развития и развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
За основу моей работы с детьми была взята разработанная Марией Монтессори система раннего развития детей, которая выдержала проверку временем и получила всемирное признание. Монтессори разработала серию игр и пособий с помощью которых дети изучают окружающий мир доступным им способом опираясь на чувственный опыт. "Чем проворнее становятся детские пальчики, тем быстрее начинают говорить дети." ( М. Монтессори)
Изучаемая литература:
Белая К.Ю. "Самообразование педагогов в ДОУ".
Дмитриева В.Г. "Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори, или Помоги мне это сделать самому". 2009 г.
Хилтунен Е.А. "Практическая Монтессори педагогика: книга для педагогов и родителей". 2010 г.
Жукова О.С. "Энциклопедия развития и обучения дошкольников"
Изучение статей, конспектов по развитию сенсорики и мелкой моторики детей дошкольного возраста на сайтах педагогических сообществ.
Содержание работы по самообразованию:
Раздел плана | Формы работы | Сроки |
Теоретическое изучение | 1. Изучение методической литературы, интернет-ресурсов. 2. Разработка перспективного плана работы с детьми. | Сентябрь 2022 Сентябрь-октябрь 2022 |
Практическая деятельность | 1. Оформление уголка по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики. 2. Оснащение уголка дидактическими играми и материалами. 3. Проведение занятий, игровых упражнений (групповых, индивидуальных). 4. Проведение консультаций для родителей. 5. Изготовление памятки "Играем с пальчиками". 6. Открытое занятие по экспериментированию с ИЗО материалом. | Октябрь 2022 Весь период. Весь период. Ноябрь 2022, январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 |
Подведение итогов | 1. Презентация альбома "Как мы развиваем пальчики через развивающие игры". 2. Выступление с докладом об опыте работы на педсовете. | Май 2023 Май 2023 |
Форма работы с детьми: 1. Совместная работа с детьми.
2. Индивидуальная работа.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы работы:
Наглядные
Словесные
Игровые
Практические
Работы с детьми:
1. Театрализованные представления
русская народная сказка "Теремок" (пальчиковая игрушка)
русская народная сказка "Курочка ряба" (перчаточные куклы)
2. Работа с природным материалом (экспериментирование):
групповое занятие "Ежики в осеннем лесу"
групповое занятие "Золотая осень"
групповое занятие"Сказочный лес"
"Деревья, листья, плоды" (изготовление гербария)
Природный сортер.
Песочная терапия.
Групповое занятие «Полярный медведь»
3. Игры с крупой:
"Письмо на круге"
"Сложи узор"
"Золушка" (разбор круп)
"Дорожки"
4. Работа с пластилином и соленым тестом "Юный скульптор".
5. Игровые упражнения :
"Шнуровочка"
"Сортер"
"Волчок"
"Русская матрешка"
"Рамка - вкладыши"
Игры с палочками "Кюизенера"
"Волшебный мешочек"
"Прищепки"
"Наперсточки"
"Игры с крышечками"
"Цветные стаканчики"
Пальчиковая гимнастика
Игры на липучках
Самомассаж кистей рук (шишкой)
6. Работа с ножницами
7. Игры с водой:
"Круги на воде"
"Перелей воду"
"Звенящая вода"
9. Опытная деятельность:
Работа с родителями:
1. Консультации:
2. Памятка для родителей:
3. Памятка "Игры в быту или как развивать пальчики в течении дня"
4. Консультация "Упражнения с природным материалом для развития мелкой моторики".
Выводы:
Четко спланированная и выстроенная система работы по развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики через развивающие игры на протяжении всего учебного года позволила решить поставленные задачи. А именно:1. С опорой на изученную по теме литературу был составлен перспективный план работы с детьми.
2. Среда группы пополнилась достаточным количеством дидактических игр и материалов для развития мелкой моторики и сенсорного восприятия. Многие игры и пособия были изготовлены самостоятельно. В группе появился центр песка. Дети с огромным удовольствием и интересом систематически, развиваю тактильные ощущения и моторику. Все материалы находятся в свободном доступе детей. Ребята систематически пользуются пособиями в свободное время, материалы используются для работы как на групповых занятиях, так и в ходе индивидуальной работы. У малышей имеется неподдельный интерес и желание использовать данный материал. Работу по развитию моторики планирую продолжать, углублять и совершенствовать.