СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие скоростно-силовых качеств у баскетболистов средствами ОФП

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие скоростно-силовых качеств у баскетболистов средствами ОФП»

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Тольяттинский социально – педагогический колледж»












Публичное выступление

на тренерском совете отделения баскетбол

на тему «Развитие скоростно-силовых качеств у баскетболистов средствами ОФП»


ПМ. 03 Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности


Студента – практиканта: Удалова Сергея Дмитриевича


Группы - ФК-41




















Тольятти, 2023 год.



Цель выступления: проведение публичного выступления для изучения влияния комплекса специальных упражнений ОФП на развитие скоростно-силовых качеств баскетболистов.



Задачи выступления:

1. Рассмотреть вопрос комплекс специальных упражнений ОФП, как средство для развития скоростно-силовых качеств баскетболистов.

2. Анализ традиционной и ознакомить с новыми методиками и подобрать тесты для определения уровня развития скоростно-силовых качеств баскетболистов.

3. Организовать обсуждение среди тренеров по внедрению методики комплекса специальных упражнений ОФП для развития скоростно-силовых качеств баскетболистов.






















государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Тольяттинский социально – педагогический колледж»












Реферат

на тему «Развитие скоростно-силовых качеств баскетболистов средствами ОФП»


ПМ. 03 Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности


Студента – практиканта: Удалова Сергея Дмитриевича


Группы - ФК-41



















Тольятти, 2023 г.

Содержание


1.Особенности развития скоростно-силовых качеств баскетболистов.

5

2.Характеристика средств и методов физической подготовки баскетболистов.

9

3.Методика развития скоростно-силовых качеств баскетболистов в процессе ОФП

Заключение

Литература



13




























Актуальность исследования. Современный баскетбол характеризуется высокой двигательной активностью, которая обусловлена увеличением удельного веса, быстрого прорыва и прессинга, увеличением технических возможностей игроков при максимальной быстроте действий и большой физической нагрузке. Физическая подготовленность определяется не только специальной выносливостью, но и скоростно-силовыми качествами.

Баскетболисту во время игры приходится выполнять большое количество прыжков, которые позволяют овладевать мячом при подборе, накрывать мяч при передаче и броске в кольцо, эффективно выполнять броски в прыжке. Именно поэтому в тренировках юных баскетболистов необходимо придавать большое значение развитию скоростно-силовых качеств (прыгучести, метанию)[14].

Учитывая это, в настоящее время в литературе имеется большое количество рекомендаций по вопросам развития скоростно-силовых качеств.

Однако в литературе не указаны средства и методы, которые являются наиболее эффективными. Множество методов и разнообразие средств, предлагаемых разными авторами, делает проблематичным выбор методики и средств для развития скоростно-силовых качеств баскетболистов [21,23,45].

Поэтому определяемые наиболее эффективные методы и средства позволяют улучшить процесс учебно-тренировочных занятий и могут быть рекомендованы для широкого использования в практической работе учителями физической культуры и тренерами спортивных школ.

Цель исследования. Разработка методики развития скоростно-силовых качеств у баскетболистов 12–13 лет.

Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс на занятиях баскетболом учащихся 12–13 лет.

Предмет исследованияПроцесс развития скоростно-силовых качеств 12-13-летних школьников на занятиях по баскетболу.


Актуальность исследования. Современный баскетбол характеризуется высокой двигательной активностью, которая обусловлена увеличением удельного веса, быстрого прорыва и прессинга, увеличением технических возможностей игроков при максимальной быстроте действий и большой физической нагрузке. Физическая подготовленность определяется не только специальной выносливостью, но и скоростно-силовыми качествами.

Баскетболисту во время игры приходится выполнять большое количество прыжков, которые позволяют овладевать мячом при подборе, накрывать мяч при передаче и броске в кольцо, эффективно выполнять броски в прыжке. Именно поэтому в тренировках юных баскетболистов необходимо придавать большое значение развитию скоростно-силовых качеств (прыгучести, метанию)[14].

Учитывая это, в настоящее время в литературе имеется большое количество рекомендаций по вопросам развития скоростно-силовых качеств.

Однако в литературе не указаны средства и методы, которые являются наиболее эффективными. Множество методов и разнообразие средств, предлагаемых разными авторами, делает проблематичным выбор методики и средств для развития скоростно-силовых качеств баскетболистов [21,23,45].

Поэтому определяемые наиболее эффективные методы и средства позволяют улучшить процесс учебно-тренировочных занятий и могут быть рекомендованы для широкого использования в практической работе учителями физической культуры и тренерами спортивных школ.

Цель исследования. Разработка методики развития скоростно-силовых качеств у баскетболистов 12–13 лет.

Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс на занятиях баскетболом учащихся 12–13 лет.

Предмет исследованияПроцесс развития скоростно-силовых качеств 12-13-летних школьников на занятиях по баскетболу.

Представляется наиболее целесообразным образом, выделить две группы типов подготовки по преимущественной направленности: аналитическую и интегральную. К первой группе типов относятся физическая , тактическая , техническая, теоретическая , психологическая, подготовки, а ко второй – игровая, соревновательная и. ситуационно- проблемная.

Современный баскетбол – это атлетическая игра, характеризующаяся очень большой напряженностью игровых действий и ситуаций, высокой двигательной активностью, требующая от игрока мобилизации скоростно-силовых качеств максимальной и функциональных возможностей [8,22].

Ряд задачи физической подготовки: увеличение функциональных возможностей разностороннее формирование и укрепление здоровья и двигательных навыков баскетболистов.

Данные задачи физической подготовки вытекают из общих задач отечественной системы физического воспитания и конкретизируются специфическими особенностями вида спорта. Направленность физической подготовки баскетболиста на выполнение следующих задач:

  1. Формирование физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), а также воспитание связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучести, скоростных умений, силы метательных движений, игровой ловкости и выносливости).

  2. Повышение уровня развития и увеличение функциональных возможностей организма ( так называемая, функциональная подготовка).

В процессе общей и специальной физической подготовки производится решение этих задач.

ОФП создает предпосылки для более эффективного проявления специальных физических качеств и способностей, обеспечивает разностороннее формирование и развитие игрока в этом виде спорта. Данная подготовка имеет специфическую направленность: способность к переносу тренировочного эффекта с простых подготовительных упражнений на основные двигательные действия ,а также укрепление систем и органов спортсмена применительно к требованиям баскетбола.

СФП играет большую роль в формировании и развитии двигательных способностей баскетболиста и находится в прямой зависимости от особенностей техники, тактики игры, показателей соревновательной нагрузки и психической напряженности. Осуществляется она в тесной мере с овладением и совершенствованием навыков и умений в баскетболе с учетом условий и характера использования игроком этих навыков в соревновательной обстановке.

Специальная и общая физическая подготовка взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга .В полной мере зависят данные виды подготовки от особенностей игры, , а с другой – определяют настоящие возможности действий игрока на соревнованиях. Необходимо также учитывать, что важный фактор психологического плана является высокий уровень физической подготовленности баскетболиста, а именно : это фактор дает уверенность в борьбе, способствует проявлению наиболее высоких волевых качеств в максимально затрудненных условиях игровых ситуаций.

Основа физической подготовленности баскетболиста -функциональные возможности и способности. Уровень их развития и сформированности конкретно наблюдается в спортивной работоспособности: способности игрока выполнять специфическую для него работу в течение длинного промежутка времени, достаточного для получения и выявленияустойчивых сдвигов[15].

Воспитание силы. Современный атлетический баскетбол устанавливает высокие требования к развитию силовых способностей  игрока, в значительной мере определяющим высоту прыжков, быстроту выполнения отдельных приемов и элементов, скорость перемещения и имеющим огромное значение для проявления выносливости и ловкости. В игре это физическое качество проявляется в сочетании с быстротой и частотой движения в рамках конкретного двигательного навыка или умения,а также какого-либо двигательного действия, соответствующего правильной технике игры в баскетбол.

По характеру и условиям проявления мышечной силы принято отличать собственно силовые (например, в статических режимах и медленных движениях) способности. Важную роль в баскетболе имеют скоростно-силовые способности. По данным изученной литературы, в баскетболе около 70-75% движений имеют акцент на скоростно-силовой характер. Однако при передвижениях и перемещениях в защитной стойке, отборе и вырывании мяча и других, так называемых, жестких действиях необходимы  и важны очень внушительные статические усилия. Силовая подготовка игрока должна быть разнообразной, разносторонней и развивать силу мышц в разных режимах. Большую значимость имеет взрывная сила, которая отражается в способности проявить большую силу в минимально короткое время. Эту разновидность силы баскетболисты используют в прыжках, длинных передачах, быстрых прорывах.

Существуют два понятия силы «абсолютная» и «относительная». Абсолютная сила – это вид силы, который проявляет человек в каком-либо движении безотносительно к собственному весу. А относительная – это значение силы, приходящееся на 1кг веса тела игрока. Отсюда следует отношения, по формуле:

Абсолютная сила / собственный вес = относительная сила.

Сила мышц обеспечивается разнообразностью двигательной деятельности игроков. Она зависит от определенных биомеханических характеристик движения, таких как, (длины рычагов, включения в работу наиболее крупных мышц) и величины напряжения, развивающую работающие мышцы.

Такая характеристика, как величина напряжения определяется физиологическим поперечником мышцы, частотой нервных импульсов, включением в работу определенного количества двигательных действий, посылаемых к мышце, и синхронностью усилий всех двигательных единиц, принимающих участие в работе.

Воспитание и формирование силовых способностей баскетболиста должно быть направлено на:

  • мышц проявление наибольшего числа усилий за более короткое время;

  • развитие и поддержание уровня абсолютной силы;

  • улучшение способности к проявлению максимума усилий в момент переключения от одних движений к другим;

-умение концентрировать рабочее усилие на определенном участке движения.

Упражнения, развивающие силу и влияющие на организм , делятся на: глобальные- предназначаются для развития большинства крупных групп мыщц тела баскетболиста, и на локальные, направленные на развитие групп мышц , принимающих участие в отдельно взятом движении [32].

Правила, рекомендованные для целевого подбора упражнений со штангой и другими отягощениями:

  • для формирования собственно силовых способностей: повторение в медленном темпе 5–6 раз выбранного упражнения с весом, равным 75–85от максимального; упражнение сопровождается кратковременным интервалом отдыха;

  • для формирования скоростно-силовых способностей: выполнение в максимальном темпе упражнения со штангой весом до 40-45 % от максимального, количество повторений – 9–12;

  • для формирования силовой выносливости: в среднем темпе повторяют «до отказа» упражнение с небольшими весами 25–30 раз подряд, без перерыва между походами[19].

Для формирования и становления взрывной силы в практике тренировки распространенность имеют такие упражнения в динамических скоростных режимах: толкания, броски ногами набивных мячей в длину; перетягивание, выталкивание или вытеснение партнеров из размеченного на площадке пространства(например, центральный круг); выхватывание(отбор) мячей из рук противника; также могут включаться в тренировочный процесс, элементы вольной борьбы и самбо.

Прыгучесть - одна из важнейших комплексных скоростно-силовых способностей баскетболист. Это способность предельно максимально высоко выпрыгивать при выполнении бросков в прыжке, при игре у щита на подборе, при спорных мячах на вбрасывании и т.д.

Специфическими особенностями прыгучести являются:

  • своевременность и быстрота прыжка в определенной игровой ситуации;

  • многократное воспроизведение прыжков в условиях обостренной силовой борьбы (серийная прыгучесть);

  • применение прыжка с места или короткого разбега, в вертикальном векторе;

  • контроль и управление своим телом в безопорном положении(при полете в воздухе);

  • верное и правильное приземление и готовность к последующим действиям.

Воспитание быстроты (скоростных способностей)Быстрота- физическое качество понимаются как способность выполнять максимальное количество движения в минимальный момент времени. Принято выделять элементарные и комплексные формы быстроты. К элементарным формам будут относиться : время простой реакции , время сложной реакции, частота движений и время одиночного движения [40]. Простая реакция спортсмена – это ответ определенным движением на заранее известный, не проявляющийся сигнал (например, старт в беге, прыжок при взбросе спорного мяча). Для нашей игры характерны проявления более сложных реакций, к примеру, реакция на движущийся объект (мяч, партнер) и реакция выбора, принятие решения из нескольких возможных вариантов, наиболее логичное для данной ситуации. Квалифицированные игроки добиваются значительно высокого степени развития быстроты, как простой, так и сложной реакции за счет формированию умения предусмотреть , предвидеть ситуации и среагировать на подготовительные действия , а не на само движение.

В игре, как правило, требуется всецелостное проявление всех форм и видов быстроты, так как они являются составными частями большинства двигательных действий игроков и могут проявляться в быстроте передвижений при выполнении отдельных технических элементов с мячом и без мяча и их комплексов, в быстроте и частоте смены одних приемов другими. Характерной особенностью и отличительной чертой развития быстроты в баскетболе является необходимость проявления ее в непрерывно сменяющихся игровых ситуациях, при наличии таких факторов (сопротивление противника, психологическая напряженность, утомление).

Умение противостоять утомлению и способность быстро увеличивать скорость - от них зависит окончательный результат.

Скоростные способности являются фоном, на котором проявляются такие игровые компоненты игры, как быстрота выполнения дриблинга, бросков, передач, тактика ведения игры.

Для развития и формирования сложных реакций применяются упражнения, в которых необходимо реагировать на движущийся объект (мяч, партнер), появляющийся внезапно, меняющий скорость движения ,его направление, и изменяющиеся игровые ситуаций. Например, сигналом для начала отскока в быстрый прорыв(начало новой атаки) может являться мяч, отскочивший от щита.

Высокой частотой движений овладевают при выполнении кратковременных упражнений (15–20с) в высоком темпе с таким расчетом, чтобы к концу выполнения, с появлением утомления, скорость не снижалась.

Быстрота начального стартового ускорения и дистанционная скорость являются основами быстроты в баскетболе, так как на их фоне проявляются другие стороны этого физического свойства, например, быстрота передач, ведения и обводки, выполнение элементов быстрого прорыва и прессинга. Добиваться увеличения скорости перемещения можно не только воздействуя на скоростные способности и возможности игрока, но и развивая силовые способности, формируя и совершенствуя технику движений.

Основными средствами воспитания быстроты в баскетболе являются скоростные упражнения, выполняемые с предельной или даже предельно максимальной скоростью. Приведем ряд методических приемов, которые могут способствовать развитию этого качества:

  • выполнение упражнений в облегченных условиях;

  • чередование упражнений в затрудненных и обычных условиях, варьирование отягощений;

  • бег за лидером (партнером), бег с разгона;

  • введение лимита времени на выполнение упражнения, пространственных условий его выполнения.

Воспитание выносливости. Для современного баскетбола характерны высокие соревновательные и тренировочные нагрузки, темп игры, выполнение технических приемов на большой скорости с сопротивлением противника, использование активных систем защиты и нападения, быстрого прорыва и прессинга. Длительный соревновательный период, высокая напряженность турниров и отдельных матчей требует высокого развития выносливости, т.е. способности противостоять накопившемуся в результате прошедших соревнований утомлению.

Поэтому нужно развивать выносливость баскетболистов. Игрок, обладающий достаточной выносливостью, на протяжении длительного времени сохраняет высокую спортивную форму, проявляет высокую двигательную активность как в одном матче, так и на протяжении соревнований, показывает более стабильную и эффективную технику, отличается быстрым тактическим мышлением, более результативен и стабилен в игре.

Для баскетболиста важна как общая, так и специальная выносливость. Развивать их необходимо последовательно в соответствии с этапами круглогодичной тренировки. На этапе ОП подготовительного периода поличного цикла следует преимущественно заниматься общей выносливостью, что предполагает формирование всех физических качеств и создание необходимой базы аэробных и анаэробных возможностей.

Основными средствами совершенствования аэробных возможностей являются плавание, кроссы, гребля, ходьба на лыжах и различные циклические упражнения, которые необходимо выполнять с малой, средней и переменной интенсивностью, с постепенным увеличением объема.

Монотонная работа утомляет, и баскетболисты не всегда охотно ее выполняют. Форма тренировки, которой отдают предпочтение, является фартлек – бег с равной скоростью в большом объеме в лесу или по пересеченной местности. Для развития общей выносливости применяются равномерный, непрерывный, повторный и переменный методы. Благодаря им решаются следующие задачи:

  1. Повышение высокого уровня потребления кислорода.

  2. Развитие способности поддерживать достигнутый уровень.

  3. Увеличение скорости развертывания дыхательных процессов до максимальных величин.

Чередование аэробных и анаэробных процессов является отличительной чертой проявления функциональных способностей баскетболистов в игре. В момент высокой двигательной активности обостряются анаэробные процессы, способствующие накоплению кислородного долга. Сила аэробных процессов, как правило, определяет быстроту восстановления и утерю кислородного долга.

  1.  Определение понятия «скоростно-силовые способности».

Скоростно-силовые способности – это своеобразные соединения собственно-силовых и скоростных способностей. Данные качества определяются как способности развивать предельное мышечное напряжение в короткий период времени. В основе скоростно-силовых способностей и качеств заключаются функциональные возможности нервной и мышечной систем, которые способствуют совершению действий, требующие максимальной быстроты движений наряду со значительными мышечными напряжениями.

К скоростно-силовым способностям относят:

  1. быструю силу;

  2. взрывную силу.

Характеристика быстрой силы: непредельное напряжение мышц, проявляющееся в упражнениях, которые выполняются со высокой скоростью, не доходящей до максимального значения. Характеристика взрывной силы: двигательное действие достигает максимальных показателей силы в  короткий промежуток времени [16,14].

  1. Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности баскетболиста.

Скоростно-силовые качества могут проявляться при дифферентных режимах мышечных сокращений и способствуют быстрому движению тела в пространстве. Часто используемым их выражением считается так называемая

«взрывная» сила, то есть за минимальный промежуток времени происходит развитие        максимальных        напряжений        –        прыжок.        Существует        2        вида

прыгучести : общая прыгучесть- способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть – способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основной составляющей в тренировке прыгучести, то есть сочетание разбега и прыжка.

Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств. Она определяет скорость движения в заключительной фазе отталкивания. Начальная скорость взлета напрямую зависит от быстроты отталкивания.

Скорость и сила - главные составляющие прыжка.

Для выполнения прыжка нужно владеть высокоразвитой ловкостью, которая особенно необходима в полетной фазе прыжка. Также для эффективного выполнения прыжка необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок - ключевой элемент во многих разновидностях спорта, в частности в игровых видах спорта.

Обычно, когда от человека требуется проявления наивысшей скорости, ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление (напряжение, вес и инерцию собственного тела и пр.). В этих случаях величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека.

Связь между силой и скоростью в ряде движений с различным внешним сопротивлением будет зависеть от индивидуальных особенностей человеческого организма. Если повышается уровень максимальной силы, то  в зоне больших и внешних сопротивлений это приводит и к росту скорости движений. Если же внешнее отягощение невелико, то рост силы практически не сказывается на росте скорости.

Добиться высокого проявления уровня предельной скорости очень не просто и тяжело, но данная задача по повышению силовых возможностей имеет решение. Для повышения уровня скорости важно и нужно применять

комплекс силовых упражнений. Их эффективность тем значительнее, чем большее сопротивление приходиться преодолевать во время движений.

К примеру, результаты показателей прыжка в высоту или длину с места главным образом зависят от относительной силы ног (а именно этот показатель является одним из ключевых при отборе детей в группы начальной подготовки, также как и тест, прыжок в длину с места, в секцию баскетбола).

Как уже нам было известно, прыгучесть является важной составляющей для игры в баскетбол. Польза, приносимая игроком для команды, прямо пропорционально зависит от показателя прыгучести. Прыжки применяются в игре как при отталкивании одной ногой, так и двумя ногами в различных игровых ситуациях. Это демонстрируется при подборе мяча под кольцом. При условии, что игрок может высоко прыгать и умеет правильно выбрать позицию у кольца во время борьбы под щитом, то можно сделать вывод, что он осуществит подбор и получит владение мячом. Данными способностями обладал один из игроков «Чикаго Буллс» Дэннис Родман. Как показывают статистические данные, он неоднократно занимал первое место по подборам мяча. С учетом того, что Родман и не является игроком высокого роста, он забирал подбор у более высокорослых игроков, чем сам.

Еще прыгучесть используется при осуществлении бросков по кольцу, так как все профессиональные игроки делают это в прыжке. Броски по кольцу могут выполняться ,с одной стороны, с места – при вертикальном отталкивании (либо с отклонением тела назад) толчком двух ног(или одной, в зависимости от предпочтения игрока) , с другой стороны - в движении – отталкивание может быть двумя ногами, но в большинстве случаев одной ногой (в зависимости от игровой ситуации). С помощью высокого отталкивания при выполнении броска по кольцу игрок получает

преимущество , так как у соперника возникает сложность выполнять против него игровые действия в защите.

Такой феноменальной прыгучестью обладал знаменитый Майкл Джордан. «Воздушный», «летающий» - так называли Джордана. Действительно, Майкл (ростом 1,98см) не раз «опровергал» законы земного притяжения: его «полеты» длились, казалось, бесконечно долго. Спортсмен мог, например, забросить мяч в кольцо, оттолкнувшись от линии штрафного броска. Он мог «перевисеть» в воздухе одного, двух игроков, а затем спокойно сделать бросок по кольцу. Наибольшим эффектом в баскетболе обладает «бросок сверху» или «слэм-данк» – это разновидность броска, когда баскетболист, высоко выпрыгнув над кольцом укладывает мяч в корзину сквозь дугу кольца, с помощью одной или двух рук. Не всегда можно противодействовать такому броску, так как бросок выполняется высоко над уровнем кольца и мощно вкладывается в него.

Также скоростно-силовые способности могут использоваться в игре при блокировании мяча во время броска по кольцу. Для этого игроку необходимо умение высоко выпрыгивать, дабы суметь применить на практике этот технический элемент в ходе игры. В Национальной баскетбольной ассоциации лучшим по блокированию мяча (блок-шотам)на протяжении длительного периода времени являлся Хаким Оладживон. Его средняя статистика по данному компоненту составляет 3,1 блок-шота за отдельно проведенную игру.

Большое количество прыжков за игру выполняется игроком на фоне усталости. Иногда баскетболист делает подряд несколько прыжков из-под прессинга соперника, когда необходимы невероятные усилия для этого. Все это предъявляет большие требования к прыгучести баскетболистов [8,9].

Глава 2. Методические основы формирования скоростно-силовых качеств у детей, занимающихся баскетболом

Учитывая актуальность вопроса развития скоростно-силовых качеств в баскетболе[34], перед работой были поставлены следующая задача: разработать методы тренировок для развития скоростно-силовых качеств учащихся, занимающихся баскетболом.

В работе мы изучили литературные источники отечественных авторов, затрагивающие проблемы физической подготовки баскетболистов, а также формирования физических качеств учащихся.

Изучение литературных источников позволило нам конкретизировать и получить научные взгляды, методические положения, данные педагогических наблюдений по вопросам оптимизации обучения.

Проведенный анализ и обобщение научно-методической литературы позволили нам сформулировать рабочую гипотезу и определить основные цель исследования, а также исходя из цели выявить задачи для их решения.

Наряду с взглядами ученых-педагогов в спортивно-игровых видах спорта мы изучили работы из области смежных наук: биомеханики, физиологии, биологии, теории и методики физической культуры и спорта, педагогики, психологии, спортивной медицины, теории и методики тренировки в других видах спорта.

Методы тренировки:

  1. Интервальный метод. (Выполнение упражнений с дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха).

  2. Повторный метод. (То же, что интервальный метод, но длительность интервалов отдыха планируется по самочувствию спортсмена и темп выполнения может варьироваться).

  3. Игровой метод. (Используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движения или избирательного воздействия

на отдельные способности, для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. Чаше всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных играх).

  1. Метод строго регламентированного упражнения. ( Преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, направленные преимущественно на воспитания физических качеств).

  2. Соревновательный метод. (Предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Данные методы - основа спортивной тренировки во многих видах спорта, особенно часто используются в игровых видах.

Заключение

Скоростно-силовые способности и качества - основа для многих игровых видов спорта. Их развитие требует тщательного выбора форм, методов, средств для учебно-тренировочного процесса. От эффективности выбранной методики будет напрямую зависеть результат работы тренера- педагога и обучающихся. Отсюда следует, что необходимо изучить большое количество упражнений и методик, знать, как сочетать нагрузки и отдых.

При выборе форм и методов совершенствования скоростно-силовых качеств педагог должен акцентировать внимание на изучении учебно- методической литературы. Опираясь на литературные источники он осуществляет подборку упражнений для составления комплекса по формированию вышеизложенных качеств.

Ключевым для баскетбола будет упор на упражнения для развития скорости, силы и прыгучести, так как данный вид спорта импульсивный и очень подвижный, с большой динамикой в перемещениях и передвижениях.

Список использованной литературы

  1. Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. -М.,2007.

  2. Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания: Учеб.пособ. для студ. фак. физ. восп. пед. инстит. / Б.А. Ашмарин. – М., 2007.

  3. Бальсевич В.К. Теория и технология спортивно-ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В.К.Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2005(№ 5).

  4. Баскетбол. Поурочная программа для ДЮСШ и СДЮШОР/ Под редакцией Ю.Д.Железняка. -М.,2000.

  5. Баскетбол. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР,-М.: Советский спорт, 2007.

  6. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта.

/Киев, Олимпийская литература, 2008.

  1. Гандельсман А.Б., Смирнов К. М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. - М., 2010.

  2. Гомельский А.Я. Баскетбол. Cекреты мастерства.–М.,1997.

  3. Гомельский Е.Я.Организация методика учебно-тренировочного процесса в баскетбольных секциях общеобразовательного учреждения,- М.: Издательский дом «Первое сентября», 2007.

  4. Губа Д.В. Дифференцированный подход при развитии специальных физических качеств и оздоровлении подростков 12-14 лет, занимающихся в секциях по баскетболу: автореф. дис.,- М., 2003.

  5. Гулидин П.К. Возрастные изменения показателей скоростно- силовых качеств отдельных групп мышц у школьников период от 7-17 лет// Вестник ВГУ. 2001(№1).

  6. Дворник Л.С., Хабаров А.А., Евтушенко С.Ф. Использование отягощений на тренировках.- М.: ФиС, 1999(№3).

  7. Жбанков О.В. Развитие прыгучести юных баскетболистов.-М: ФиС, 1995(№3).

  8. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена. – М., 2010.

  9. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры/ Ю.Ф.Курамшин.- М. Проспект, 2007.