Развитие быстроты у юных футболистов
Быстрота как физическое качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. Различаются элементарные и комплексные формы проявления быстроты. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений, быстрота начала движений. К комплексным формам проявления данного физического качества относятся скорость старта в простой и сложной ситуациях, скорость стартового разгона, абсолютная скорость, скорость рывково-тормозных действий, скорость выполнения технического приема, скорость переключения от одного действия к другому. В футболе быстрота проявляется в реакции на движущийся предмет (мяч) , на изменение положения партнёра, в перемещениях и выполнениях игрового приёма, в анализе и принятии решения на конкретное игровое действие. Футболу, отличающемуся постоянной и внезапной сменой игровых ситуаций, присущи комплексные формы проявления быстроты, основным методом развития которых является повторное выполнение циклических упражнений с предельной и близкой к предельной частотой ,а также упражнения скоростного характера, которые выполняются в комплексе с другими движениями .Выполняются они быстро , по неожиданному зрительному или звуковому сигналу. Для комплексного развития скоростных качеств совмещаются упражнения с мячом и без мяча в равной мере. Используются подвижные игры с различными эстафетами, выполняемые в режиме, обеспечивающем прирост скоростных качеств, применяются различные модификации спортивных игр (футбол, баскетбол, гандбол, регби), проводимых в режиме, способствующем развитию быстроты.
Упражнения для развития скорости включаются в тренировку сразу же после разминки длительностью 15-20 минут, когда организм хорошо разогрелся, а признаки утомления еще не наступили. Они включаются в начало основной части тренировочного занятия, пока нет накопившихся следов неполного восстановления от предшествующих нагрузок. Дозировка определяется длительностью или количеством повторений упражнений. Интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления , такой продолжительности ,чтобы занимающийся мог повторить очередную попытку без снижения скорости. Упражнения, не следует выполнять в состоянии утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность быстро выполнять их. Снижение скорости движений свидетельствует о необходимости прекратить тренировку этого качества, поэтому их включают в первую половину каждого тренировочного занятия, в небольших объемах с небольшим количеством повторений. Упражнения, выполняемые с максимальной интенсивностью, являются сильным средством, вызывающим быстрое утомление. Поэтому упражнения с акцентом на развитие максимальной скорости проводятся часто, но в относительно небольшом объеме.
Развивать быстроту надо с младшего школьного возраста. Для этого подбираются специальные подвижные игры, с элементами выполнения игровых приёмов, стартовые ускорения, эстафеты с препятствиями. Наилучшие результаты по развитию быстроты движений у детей достигаются в возрасте от 7 до 15 лет. Качество быстроты может утрачиваться, если над его развитием систематически не работать.
Методы развития быстроты.
В основе методики развития быстроты лежит повторность воздействия упражнений, выполняемых с около предельной и предельной быстротой.
К основным методам развития быстроты относят:
- повторный метод;
-метод вариативного упражнения;
- повторно-прогрессирующий;
- игровой метод;
- соревновательный метод.
Повторный метод является основой в воспитании быстроты, поскольку любое упражнение на быстроту требует многократного повторения.
Повторно-прогрессирующий метод заключается в последующем увеличении объема в серии повторений(20-30-40м).
Метод вариативного упражнения предполагает чередование выполнения скоростных упражнений в затруднённых, обычных и облегчённых условиях.
Игровой и соревновательный применяются в виде различных эстафет, подвижных и спортивных игр. Выбор игровых заданий определяется конкретными задачами тренировочного занятия, имеющимися условиями, возрастом и степенью подготовленности занимающихся.
Упражнения, выполняемые с максимальной интенсивностью, являются сильным средством, вызывающим быстрое утомление. Поэтому упражнения с акцентом на развитие максимальной скорости надо проводить часто, но в относительно небольшом объеме.
Упражнения на развитие быстроты
Без мяча:
- Подвижные игры: «Бег-преследование», «Потяни верёвочку», «Поймай палку», «Семафор», «Салки», «Вороны-воробьи», «Два Мороза», «Вызов номеров, эстафеты выполняемые в режиме, обеспечивающем прирост скоростных качеств.
- Из различных исходных положений (стоя боком, лицом или спиной вперед, на одном или обоих коленях, лежа на животе и т.д.) по зрительному или звуковому сигналу выполнить рывки на 5, 10, 15 и 30 м.
- Повторная пробежка коротких отрезков (6-10 м);
- Бег на 15-20 м с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, бег прыжками с ноги на ногу.
- 6-8 подскоков на месте с последующим рывком на 10-15 м.
- Бег под уклон, бег в гору.
- Из положения выпада занимающиеся выполняют прыжки вверх с быстрой сменой исходного положения.
- Бег за лидером на 20-30 м.
- Двойные и тройные прыжки с места в длину.
- Бег на 15-30 м, начиная движение с поворота на 360°. Вариант: бег выполняется приставными шагами левым (правым) боком.
- В висе на предплечьях на брусьях выполнить беговые движения ногами в высоком темпе.
- Переменный бег на дистанции 120 м, пробегая отрезок 20 м в полную силу, затем отрезок 20 м - расслабленно и т.д.
- многоскоки по 20–50 м;
– семенящий бег с переходом на быстрый бег;
– бег с ускорением на 30–40 м;
– прыжки вверх на двух ногах с поворотом на 180° и 360°;
– прыжки на двух ногах по 15–20 м;
-Бег спиной вперед, приставными шагами на скорость на 10,15 и 20 м.
- Челночный бег 2×10 м, 4×5 м, 4×10 м, 2×15 м, 5×30 м.
- Бег на месте с опорой и без опоры в максимально быстром темпе с высоким подниманием бедра в течении 10 сек.
-. Бег с резкими остановками по сигналу партнера
- Беговые движения ногами лежа на спине и стоя на лопатках.
-Быстрый бег на 10—15 м с выполнением нескольких кувырков вперед.
-Быстрый бег на 8—10м с выпрыгиванием вверх и имитацией ударов головой по мячу.
- Прыжки через скакалку (частота вращения максимальная).
- Имитационные упражнения с акцентировано быстрым выполнением какого-то отдельного движения.
С мячом:
-Подвижные игры: «Обгони мяч», «Перестрелка», «Рывок за мячом»
-Неточные передачи мяча в парах.
-Остановка неожиданно появляющегося мяча.
- Передача мяча в парах, тройках на месте и в движении, с уменьшением расстояния между партнерами и увеличением скорости движения мяча. Передавать партнеру в ноги, заставляя его быстро реагировать на передачу. Так же набрасывание мяча на грудь, бедро, стопу партнера.
-Выполнить удар по мячу с рук, затем совершить за мячом рывок и медленно вернуться на исходную позицию.
-Медленное ведение мяча. По сигналу направить его вперед низом и совершить в этом направлении рывок. Подхватив мяч, продолжить медленное его ведение.
-Жонглирование мячом ногами, стоя спиной к направлению движения. По сигналу партнера повернуться кругом и быстро вести мяч на расстоянии 20-30 м. После паузы вновь выполнить упражнение.
-Один из игроков ведет мяч по прямой, затем внезапно направляет мяч низом вперед, а сам отходит в сторону. Его партнер совершает рывок за мячом и, подхватив его, ведет в медленном темпе и т. д.
-Сделать рывок к мячу, лежащему на расстоянии 10-12 шагов, и выполнить удар, стараясь попасть в намеченную цель. Мяч находится в 8-10 шагах от нее.