СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие скоростных способностей легкоатлетов средствами игр и игровых заданий

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие скоростных способностей легкоатлетов средствами игр и игровых заданий»

Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему – «Развитие скоростных способностей легкоатлетов средствами игр и игровых заданий»

Актуальность. Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре. Изменяются условия игры, вводятся в привычную канву игр новые сюжеты, отражающие свое время, но  неизменной остается тяга людей к игре. Подвижная игра относиться к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений.

Подвижные игры мало используются в учебно-тренировочных занятиях по легкой атлетике. Многие легкоатлетические упражнения (например, бег на скорость, прыжки в длину с места и с разбега) в своей элементарной форме входят в содержание подвижных игр. Элементарные навыки в беге, прыжках, приобретаемые в игровых условиях, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем более глубоком изучении техники этих видов упражнений, но и облегчают дальнейшее овладение соответствующими спортивно-техническими приемами.

В таком направлении подвижные игры используются в качестве одного из вспомогательных средств для формирования и совершенствования ряда спортивно-технических приемов, характерных для некоторых разновидностей бега, прыжков и основного средства развития физических качеств. Скоростные способности по праву являются одним из наиболее важных физических качеств в легкой атлетике.

Скоростные способности - это способность осуществлять движения с определенной скоростью благодаря подвижности мышц. Она зависит от мышечной силы. Чем сильнее мышцы, тем быстрее они преодолеют сопротивление нагрузки, инерции покоя, массы тела и т.д. наиболее ценным качеством для спортсмена является скоростная сила, так как от нее зависит частота движений. Скоростные способности характеризуется временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надежная взаимосвязь, так, высокая скорость движений может сочетаться с замедленной двигательной реакцией.

Поэтому в настоящее время подвижные, игры как средство развития скоростных способностей у занимающихся группы начальной подготовки на занятиях легкой атлетики очень актуальны.

Объект исследования: процесс развития скоростных способностей легкоатлетов.

Предмет исследования: игры и игровые задания для развития скоростных способностей легкоатлетов.

Гипотеза исследования: возможно, что использование на занятиях легкой атлетики игр и игровых заданий для развития скоростных способностей, действительно покажут положительную динамику роста результатов, если они будут проводиться систематически и с учетом физической подготовленности.

Цель работы: экспериментально изучить влияние комплексов игр и игровых заданий на развитие скоростных способностей легкоатлетов.

Задачи работы:

1. Подобрать и проанализировать научно-методические источники.

2. Определить уровень развития скоростных способностей легкоатлетов

3. Внедрить игры и игровые задания для развития скоростных способностей легкоатлетов.

4. Сделать сравнительный анализ результатов экспериментальной работы и дать заключение.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления о процессе развития скоростных способностей легкоатлетов, практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов на занятиях легкой атлетики для развития скоростных способностей.

Полученные, в процессе исследовательской деятельности теоретические знания, практические умения и навыки по развитию скоростных способностей дают возможность использовать подготовленные игры и игровые задания в практической деятельности педагога по физической культуре и спорту.

Методы исследования:

  1. Анализ научно-методических источников.

  2. Изучение документов и материалов.

  3. Тестирование.

  4. Педагогический эксперимент.

  5. Математическая обработка результатов.

Первая глава под названием «Теоретическое обоснование процесса развития скоростных способностей легкоатлетов средствами игр и игровых заданий», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.

Анализ научно-методической литературы показал, что скоростные способности необходимы во всех видах лёгкой атлетики. Это качество тесно связано с техникой выполнения упражнений, силой мышц, гибкостью, хорошей координацией движений. Именно за счёт совершенствования этих качеств развивается скорость. Для развития скоростных способностей применяются упражнения с большой частотой движений: бег на короткие отрезки, бег под уклон, спорт, игры. Упражнения скоростно- силового характера выполняются в большем количестве и с большей интенсивностью.

В процессе подготовки легкоатлета практически используются все основные методы, но характер их применения — последовательность, объем, интенсивность и т.п. — меняется в зависимости от этапа, от того, направлено ли основное внимание на обучение или на трени­ровку.

Игровая технология - это блок специализированных, подвижных и спортивных игр направленных:

  • на развитие и поддержание физической подготовленности, совершенствование технических элементов и тактических действий;

  • выполнения объема больших физических нагрузок, на основе положительного психоэмоционального настроя, который формируется у занимающихся в процессе выполнения игровых упражнений.

Вторая глава работы под названием – «Экспериментальное изучение влияния игр и игровых заданий на развитие скоростных способностей легкоатлетов» - представляет собой описание выполнения опытно-экспериментальной деятельности.

Первый этап исследовательской деятельности проведение констатирующего эксперимента. Практическая часть работы осуществлялась в период преддипломной практики в СДЮСШОР №3.

В исследовании принимали участие две группы занимающихся 10 - 11 лет: контрольная группа и экспериментальная в составе десяти человек.

Первым этапом исследовательской деятельности стало проведение констатирующего эксперимента, направленного на определение уровня развития скоростных способностей легкоатлетов.

На I этапе констатирующего эксперимента - было проведено тестирование скоростных способностей легкоатлетов при помощи следующих тестов:

  1. Бег на месте за 5 секунд.

Процедура проведения: по сигналу испытуемый стремится, как можно

чаще поочередно касаться коленями подвешенного резинового шнура. Шнур

подвешивают горизонтально на высоте, составляющей прямой угол с бедром

поднятой ноги испытуемого. Результат: число движений ног за 5 сек.

2. Бег 30м с низкого старта

Процедура проведения: по команде "На старт!" испытуемый принимает стартовое положение: толчковая нога впереди, маховая – сзади, опущена на колено. Туловище выпрямлено, голова – прямо по отношению к туловищу.

По команде "Внимание!" испытуемый выпрямляет ноги, отделяет колено сзади стоящей ноги от дорожки. Перемещает ОЦМ тела вверх и вперед. Туловище – прямо. Таз приподнимается выше уровня плеч. По команде "Марш!" спортсмен устремляется вперед. Результат: время пробегания отрезка 30 м (сек.)

3. Теппинг - тест.

Процедура выполнения: частота движений рук оценивалась с помощью

простейшего метода – теппинг теста. Испытуемый должен был за 5 сек. поставить как можно больше точек в квадрате 2 х 2 см. Результат: число точек, т.е. движений руки за 5 сек.

4. Бег 60м с низкого старта

Процедура проведения: по команде "На старт!" испытуемый принимает стартовое положение: толчковая нога впереди, маховая – сзади, опущена на колено. Туловище выпрямлено, голова – прямо по отношению к туловищу.

По команде "Внимание!" испытуемый выпрямляет ноги, отделяет колено сзади стоящей ноги от дорожки. Перемещает ОЦМ тела вверх и вперед. Туловище – прямо. Таз приподнимается выше уровня плеч. По команде "Марш!" спортсмен устремляется вперед. Результат: время пробегания отрезка 60 м (сек.)

Все результаты были занесены в таблицу 1, также была высчитана средняя арифметическая величина результатов.

В начале эксперимента данные двух групп во всех тестах примерно одинаковы, так как уровень физической подготовленности по результатам соревнований практически одинаков.

Второй этап исследовательской деятельности проведение формирующего эксперимента.

С целью повышения уровня развития скоростных способностей у спортсменов 10-11 лет, была разработана программа подвижных игр и игровых заданий, которая включалась в учебно - тренировочный процесс по легкой атлетике у экспериментальной группы.

В основную, а так же и другие части учебно-тренировочного процесса входила программа подвижных игр и игровых заданий для развития скоростных способностей занимающихся. Каждый день содержал программу подвижных игр и игровых заданий в определенной части тренировочного занятия. В подготовительной части использовались игровые задания во время разминки, чтобы подготовить определенную группу мышц отвечающих за скоростную деятельность организма, и чтобы размять так называемые спринтерские мышцы. В основной части подбирались игры, влияющие на развитие скоростных способностей. Так же был введен «Игровой» день или разгрузочный, который полностью состоял из подвижных игр, чтобы повысить эмоции детей и увеличить их интерес занятием легкой атлетикой.

В контрольной группе подвижные игры использовались не на каждом учебно – тренировочном занятии и не в таком количестве.

Программа состоит из 7 подвижных игр и 12 игровых заданий для развития скоростных способностей занимающихся

Следующим этапом исследовательской деятельности стало проведение контрольного эксперимента. Для этого было организованно повторное тестирование уровня развития скоростных способностей, по описанным ранее тестам. Полученные результаты были математически обработаны до среднего результата и занесены в таблицу 2.

Для более точного представления о результатах проведенного эксперимента была подготовлена таблица № 3 с результатами и изменениями результатов, полученными в ходе работы.

По результатам проведенного тестирования можно увидеть, что в экспериментальной группе во всех тестах наблюдается положительная динамика. И в контрольной и в экспериментальной группе произошли изменения, но в экспериментальной группе изменения значительнее, что говорит о положительном эффекте использования программы игр и игровых заданий для развития скоростных способностей легкоатлетов.

Результаты показали, что в первом тесте «Бег на месте за 5 секунд» в эксперимен­тальной группе результат составил 18 раз, а в контрольной группе 17 раз. Во втором тесте «Бег 30м» результаты соста­вили в экспериментальной группе 5,5 сек., а в контрольной группе 5,9 сек. В третьем тесте «Теппинг тест» результат соста­вил в экспериментальной группе 26 раз, в контрольной груп­пе 22 раза. В последнем тесте «Бег 60м» 10 сек. и 10,3 сек.

Диаграмма, составленная по окончательным результатам, более наглядно демонстрирует выполненную работу.

На диаграмме видно, что результаты экспериментальной группы во всех тестах выше, чем результа­ты в контрольной группе. Таким образом, предложенная программа игр и игровых заданий, которая использовалась в учебно-тренировочном занятии спортсменов дала положительные результаты. Можно сделать вывод, что если использовать эту программу на протяжении бо­лее длительного времени, то прирост скоростных способностей будет значительно выше.

Заключение

Анализ научно-методических источников и выполнение экспериментальной работы показало, что активное использование программы игр и игровых заданий эффективно влияет на развитие скоростных способностей легкоатлетов.

Под скоростными способностями понимается комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий за минимальное время. Скоростные способности характеризуется временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надежная взаимосвязь, так, высокая скорость движений может сочетаться с замедленной двигательной реакцией.

Подвижные игры помогают снимать усталость у юных спортсменов при интенсификации тренировочного процесса, содействуют осуществлению психологической готовности к соревнованиям.

Подвижные игры широко используются в учебно-тренировочных занятиях по легкой атлетике. Существует много подвижных игр, помогающих развивать скоростные способности, необходимые легкоатлетам 9 – 11 лет. Это качество особенно хорошо развивается в играх, где сочетаются такие основные показатели, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела или его частей в пространстве.

Использование предложенной программы игр и игровых заданий действительно показало положительную динамику результатов развития скоростных способностей занимающихся, что подтвердило выдвинутую гипотезу.