Развитие слухового внимания у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида с использованием здоровьесберегающих приёмов.
Учитель начальных классов:
Сухорукова Наталия Николаевна
Развитие слухового внимания у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида с использованием здоровьесберегающих приёмов
Проблема умственного развития и умственного воспитания была и остаётся одной из самых значимых в детской психологии и педагогике. На современном этапе она приобретает особое значение из-за наметившейся тенденции роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих вследствие этого трудности в обучении.
Современные требования к обучению, воспитанию и развитию детей выдвигают на первый план в качестве центральной задачу создания оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы с использованием здоровьесберегающих технологий и приёмов.
Раннее включение детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс коррекционно-воспитательной работы способствует раскрытию их потенциальных возможностей и обеспечивает создание необходимых предпосылок для перехода на следующую стадию психического развития.
Как свидетельствуют исследования отечественных психологов, дефектологов отклонения в развитии детей, связанные с нарушением функций анализаторов или интеллектуальной сферы, так или иначе, сказываются на личностном развитии ребёнка. Познание окружающего мира в его взаимосвязях, вскрытие характера и причин тех или иных событий, поступков, развитие познавательной активности и деятельности требуют использования более разнообразных средств в развитии всех психических процессов.
Методическая актуальность
Внимание является одним из важнейших психологических условий любой деятельности. Оно не даёт какого-либо продукта, но улучшает процесс и результат деятельности. Кроме того, внимание является необходимой предпосылкой возникновения и развития мышления, воли, памяти.
В основе коррекционной работы часто на первый план ставится развитие памяти, мышления, произвольного поведения, развитию слухового восприятия и внимания отводится второстепенная роль.
Слуховое восприятие и слуховое внимание – процессы, теснейшим образом связанные с речью.
Если у ребёнка нарушено слуховое внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. Учащиеся плохо сосредотачиваются на звуковой стороне речи, часто не различают близкие по звучанию слова, неадекватно понимают читаемые взрослым тексты из-за неточного восприятия на слух отдельных слов, невнимания к эмоциональной стороне речи. Нарушение слухового внимания одна из важнейших причин возникновения общего недоразвития речи. У детей с системным недоразвитием речи, поступающих для обучения в коррекционную школу VIII вида, нарушения в развитии слухового восприятия и слухового внимания имеются почти в 80% случаев. Среди неуспевающих школьников значительное место занимают дети с синдромом дефицита слухового внимания и гиперактивностью.
Развитие навыка слухового внимания, восприятия речи представляет собой сложный процесс, который неразрывно связан с развитием всей познавательной деятельности ребёнка, накоплением им жизненного опыта, усвоением языка.
От младшего к старшему возрасту детей процесс развития слухового восприятия и внимания прогрессирует. Однако не всегда процесс формирования слухового внимания протекает естественно, спонтанно. Очень часто у детей с проблемами психофизического развития отмечается низкий, недостаточный уровень развития слухового внимания. Степень выраженности отклонений может быть различной: от плохого слухового сосредоточения до тяжёлых нарушений. Это может быть обусловлено различными причинами:
возрастными особенностями формирования слухового восприятия;
педагогической запущенностью, дефицитом общения с ребёнком;
эмоциональными, интеллектуальными, речевыми нарушениями;
физическими нарушениями развития органа слуха и его функций, снижением слуха.
Недостаточный уровень развития слухового внимания отрицательно сказывается на успеваемости учащихся по всем школьным предметам. Особые трудности возникают у учащихся подготовительных, первых классов на этапе обучения грамоте, при обучении чтению, письму. Проявления отклонений в развитии слухового восприятия и внимания могут быть различными.
Поскольку все психические процессы являются важнейшими и неотъемлемыми компонентами любой человеческой деятельности, то развитие произвольного слухового внимания является важным направлением в коррекционной работе с младшими школьниками, обучающимися в коррекционных школах. Поэтому работа по развитию слухового восприятия, внимания должна включаться в различные виды деятельности учащихся, а также проводиться в виде специальных упражнений, игр на всех уроках, занятиях.
Для проведения коррекционно-развивающей работы по развитию слухового внимания важно создать определённые условия. Развивающая предметная среда в классах начальной школы должна включать в себя дидактические игры со звуковыми сигналами, технические средства обучения (ТСО). Однако само по себе наличие в классе звучащих предметов, игрушек ничего не значит. Одна из задач учителя – научить ученика слушать звучание предметов, звуки окружающего мира, речевые звуки.
Развитие слухового внимания к окружающим звукам и понимание ребёнком их значения необходимо обеспечивать, прежде всего, в повседневной жизни: в быту, на прогулках, на занятиях и уроках. Для развития слухового восприятия и внимания важным представляется проведение уроков в обстановке исключающей постоянный шум (громкая речь, шум транспорта за окном…), который приводит к слуховому напряжению, рассеиванию внимания и появлению усталости. Отрицательное воздействие, вплоть до стрессовых ситуаций, вызывают также неожиданные и неприятные для восприятия звуки. Учитель не должен говорить очень громко или наоборот очень тихо, так как длительное прислушивание утомляет учащихся. В процессе общения положительное значение может иметь ненавязчивая установка на слушание: «Послушай внимательно, что я (дети) говорю (говорят)»; «Выслушай до конца». Такие напоминания о необходимости вслушиваться в речь очень важны, особенно на уроках по развитию речи, обучению грамоте, в процессе чтения и рассказывания.
Упражнения и игры, направленные на коррекцию и развитие слухового восприятия и внимания имеют различную направленность.
1. Игры и упражнения, обучающие учащихся воспринимать интенсивность звуков, темп, высоту, направление и удалённость, количество звучаний. Это упражнения, цель которых научить быстро реагировать на неречевые и речевые звуки, оценить направление и расстояние до источника звука. Можно организовать на уроках физкультурные паузы – игры «Громко-тише-тихо» (хлопки в ладоши), «Колокольчик – дудочка» (выполнять определённые движения на звучание инструментов), «Эхо» (повторить за учителем звук или слово с постепенным понижением силы голоса).
2. Для формирования ориентировки на длительность звучания может быть предложен ряд упражнений, в ходе которых учащиеся учатся различать длительные и краткие звучания, воспринимать сигнал с учётом его временной характеристики. Например, в ответ на краткое звучание музыки, речевого звука учащиеся рисуют (показывают) короткую линию (полоску), в ответ на длительное звучание (длинную). Важно в данном случае привлекать к активному участию в упражнении детей класса.
3. На формирование восприятия темпа и ритма звучания направлены различные двигательные упражнения со сменой быстрого и медленного темпа.
4. На формирование и развитие речевого слуха: «Сигнальщик» (услышав заданный звук в слове, учащиеся поднимают правую руку вверх), «Разноцветные флажки» - дифференциация звуков; «Узнай по голосу», «Словесный ком», «Назови лишнее слово» (учащимся предлагается ряд слов от трёх до пяти, нужно определить лишнее слово и объяснить свой выбор), «Испорченный телефон» - эти игры не только развивают слуховое внимание, но и обогащают словарный запас учащихся, развивают слуховую память. Хороший мотив для развития слухового внимания создаётся в словесных играх по типу «Бывает и не бывает» (учащиеся прослушивают фрагмент текста или стихотворения и дают ответы).
Вариантов игр и упражнений на развитие речевого слуха, слухового восприятия и внимания достаточно много в специальной методической литературе, но для достижения положительной динамики необходимо регулярно использовать их в учебно-воспитательной работе с детьми.
Здоровьесберегающие приемы работы на уроках и занятиях направленные на развитие слухового восприятия и внимания.
1. Снятие напряжения со слухового анализатора:
Минутка тишины (1 минута полной тишины через 15-20 минут после начала урока);
Массаж ушных раковин (поглаживание, точечный массаж);
Релаксация: тихая, спокойная музыка (звуки природы: голоса птиц, звуки леса…);
Поочерёдная работа левого и правого слухового анализатора (прослушать информацию, инструкцию сначала левым ухом, затем правым ухом);
Восприятие инструкции или небольшой части информации закрытыми глазами;
Контроль за звуковыми нагрузками во время урока, занятия, перемены;
Смена силы голоса во время объяснения материала (проговаривать речевой материал меняя силу голоса от тихого к более громкому);
Смена ритмического рисунка речевого материала (проговаривание речевого материала медленно, быстрее…).
2. Информационно-разъяснительные беседы:
«Орган слуха. Каким образом мы слышим»;
«Какого ухода требуют уши»;
«Чтобы лучше слышать, соблюдай правила»;
«Учись слышать и слушать» и др.
Организация планомерной и целенаправленной коррекционной работы с использованием здоровьесберегающих приёмов оказывает положительное влияние на развитие слухового восприятия и внимания учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида.
Предполагаю, что активная работа в этом направлении будет способствовать развитию произвольного слухового внимания, работоспособности и самостоятельности при выполнении практических работ, повышению уровня развития познавательного интереса и познавательной активности учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
7