Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников через виды образовательной деятельности
На сегодняшний день Россия претерпевает значительные реформы в социально-экономической сфере, в том числе в сфере образования. Необходимость таких изменений повлекло вступление России в эпоху глобализации информационных технологий.
Социально-экономические преобразования сделали первоочередной проблемой развитие образовательных систем. Анализ причин и поиск путей решения ее привели к формированию новой образовательной модели, ориентированной на личность.
В связи с необходимостью реагирования на такие изменения и адаптации к условиям современной жизни государство разработало ряд стандартов и программ, предназначенных для урегулирования образовательной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
В соответствии с вышеуказанным стандартом образовательная деятельность должна быть основана на следующих принципах:
- полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения детского развития;
- индивидуализации дошкольного образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых;
- поддержки инициативности детей в процессе жизнедеятельности;
- приобщения детей к общепризнанным нормам, традициям семьи, народа и государства;
- формирования интереса у ребенка к познавательной деятельности;
- учета этнокультурной обстановки развития детей .
Стандартом установлены требования к образовательной программе дошкольного образования, направленностью которых является обеспечение полноценного развития ребенка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В целях обеспечения такого развития определены основные его направления:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
При успешном развитии ребенка по всем вышеуказанным направлениям, должны сформироваться основные компетентности ребенка.
Компетентность — результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия
Компетентности формируются под влиянием нескольких составляющих, это не только обучение в детском саду, но и общение в кругу близких, сверстников, отношения в окружающем обществе. Исходя из этого, воплощение компетентностного подхода находится в зависимости от сложившейся социально-эмоциональной обстановки, обстановки, в которой происходит становление ребенка.
Компетентностно-ориентированный подход в образовании в настоящее время является приоритетным направлением образовательной политики.
Особый интерес для нас представляет изучение именно социально-коммуникативного развития ребенка.
Формирование социально-коммуникативной развитости ребенка имеет своей направленностью принятие и освоение норм и ценностей, свойственных обществу:
- морально-нравственные ценности;
- формирование способности общения и взаимодействия ребенка с другими личностями;
- становление самостоятельности, устремленности и самостоятельного руководства своими действиями;
- формирование интеллекта ребенка, эмоциональной устойчивости и отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Для формирования и развития социальной компетентности возникает необходимость создания развивающей среды, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений личности, а, наоборот, создавала условия для их реализации.
Основными функциями социальной компетентности являются:
- социальная ориентация;
- адаптация;
- интеграция общесоциального и личного опыта.
Следует отметить, что способы развития социально-коммуникативной компетентности изменяются в зависимости от возрастных особенностей ребенка.
Выделяют три возрастных периода становления личности ребенка:
- младенческий возраст (2 месяца - 1 год);
- ранний возраст (1 -3 года);
- дошкольный возраст (3-8 лет).
Так, в младенческом возрасте следует уделять внимание непосредственному эмоциональному взаимодействию с взрослыми, манипулированию с предметами и познавательно-исследовательским действиям, восприятию музыки, детских песен и стихов, двигательной активности и тактильно-двигательным играм.
Для раннего возраста характерными должны быть:
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
- двигательная активность.
Для полноценного развития детей дошкольного возраста применяются
- игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
- коммуникативная активность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная активность (овладение основными движениями).
В литературе выделяются конкретные принципы социально-коммуникативной компетентности ребенка:
- индивидуализация подходов к дошкольникам;
- учение должно основываться на собственной мотивации;
- формирование отчетливого понимания персонифицированной ответственности учащегося за результат действий;
- организация осмысленной, самостоятельной продуктивной деятельности учащегося в соответствии с его интересами и способностями;
- учебный материал должен максимально соответствовать интересам и потребностям учащихся;
- система оценивания должна быть понятна учащимся и служить средством своего самообразования.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что образовательная среда представляется основным базисом при формировании соответствующих компетентностей. Непрерывно развиваясь, претерпевая изменения, находясь в динамике, она требует определенного мониторинга, анализа и фиксации, в ходе которых появляется возможность улучшения, коррекции и координации предшкольного и младшего школьного образования.