СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством lego-технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается роль ЛЕГО-технологии в развитии социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Материал будет полезен педагогам дополнительного образовани, педагогам-психологам, воспитателям, родителям.

Просмотр содержимого документа
«Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством lego-технологии»

Шишкина Юлия Юрьевна,

педагог-психолог

МБДОУ «ЯСЛИ-САД № 396 Г. ДОНЕЦКА»


РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ

НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ LEGO-ТЕХНОЛОГИИ

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая, главным образом, формирование личностных качеств дошкольника.

Поэтому, Государственный образовательный стандарт дошкольного образования предлагает интеграцию образовательных областей, которая поможет всесторонне развить способности и умения дошкольников. Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

В соответствии с ГОС ДО, результатом образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях в настоящее время считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, воспитанность, которые наилучшим образом формируются в процессе интеграции.

Нам, педагогам-практикам известно, что современных дошкольников трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж, тем более, - невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Поэтому и появилась необходимость в поиске интересных и, одновременно, относительно несложных способов развития вышеперечисленных качеств личности ребенка.

Одним из таких современных методов полноправно считается совместная (включает дошкольников, педагогов и родителей) интегративная деятельность – LEGO-конструирование.

«LEGO» (в переводе с датского) означает – «увлекательная среда». Наборы «LEGO» имеют детали различных форм и размеров, что позволяет с легкостью их дифференцировать и создавать тематические композиции, развивать зрительное восприятие. С помощью игры с конструктором LEGO дети не только учатся, но и расслабляются.

О сновные функции пособий по LEGO-конструирования:

Образовательная функция:

  • способствуют появлению новых знаний;

  • стабилизируют способности и навыки, полученные на занятиях по другим предметам;

  • дополняют запас знаний и навыков специальными знаниями и сведениями, которые могут пригодиться в будущей профессии;

  • стимулируют фантазию, творческую инициативу;

  • способствуют значительному улучшению мелкой моторики и ловкости;

  • улучшают способность самостоятельных умозаключений.

Объединяющая функция:

  • способствуют закреплению в памяти материальных образов;

  • помогают укреплению принципов дисциплины и порядка;

Социализирующая функция:

  • положительно влияют на социальный климат в детском коллективе;

  • обогащают социальные связи;

  • способствуют развитию самостоятельности личности;

  • формируют уважение к способностям других;

  • развивают чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

К оммуникация - это процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Человек без общения не сможет полноценно развиваться в социуме, в обществе, вступать в новые социальные роли, раскрывать свои интеллектуальные и творческие способности. Оптимальный возрастной период для подготовки человека к общению – это дошкольный возраст. В данном возрасте дети наиболее нуждаются в общении, так как активно познают окружающий мир: знакомятся с окружающими предметами, стремятся манипулировать ими; вступают во взаимодействие с другими детьми и со взрослыми. А общаются ребята посредством ведущей деятельности данного возрастного периода – игры.

LEGO-конструирование является мощным средством коммуникации, потому как в процессе создания моделей дети не только обсуждают их и сравнивают, но и совместно их усовершенствуют, договариваются, учатся учитывать мнения партнеров по игре и считаться с ними, придумывают сюжет, создают дополнительные модели для его реализации.

Задачи занятий по LEGO-конструированию:

- создание интереса и потребности в общении со сверстниками;

- ознакомление детей с различными видами конструктора LEGO;

- способствование активности в выборе тематики игры и конструктивной деятельности; умению проявлять осведомленность в разных сферах жизни, создавать новые образы, фантазировать;

- развитие мелкой моторики рук детей;

- активизация словарного запаса;

- воспитание аккуратности, самостоятельности.

Использование конструктора LEGO - это новый тип обучения с чрезвычайно эффективными социализирующими методами воздействия еще и потому, что конструктор рассчитан на подгруппы детей, благодаря чему ребята играют и «работают» в детском коллективе, общаются, помогают друг другу, советуют, учатся договариваться и радуются успехам других. Другими словами, происходит всестороннее развитие социально-к оммуникативных навыков дошкольников.

Важно также отметить, что в ходе совместной работы коренным образом улучшается общение не только между детьми, но и между взрослыми и детьми (особенно в проектной деятельности). У многих детей, в хорошем смысле слова, меняется самосознание. С помощью наборов «LEGO» лучше проявляются элементы творчества, в группе происходит смена лидеров. А это очень важно не только для обучения, но и для формирования социального и эмоционального климата в группе.

Процесс обучения происходит с помощью «малых сюжетов окружающего мира», тематически разделенных так: «Человек», «Семья», «Люди мира», «Город» (транспорт, коммунальные службы, строительство, больница), «Мой дом, мой двор», «Жизнь на ферме», «Службы спасения».

С дидактико-методической точки зрения обучение и работу с конструкторами «LEGO» можно разделить на следующие фазы:

Первое знакомство и контакт с конструкторами «LEGO». Дети знакомятся с отдельными наборами и возможностями, которые им представляют.

Формулировка задачи. Например: мой дом; моя комната; различные ситуативные проблемы и явления, которые имеют отношение к окружающей реальности.

Выполнение задания. Дети имеют возможность работать индивидуально и в коллективе. Сами задают себе темы, выполняют задания, исходя из собственных представлений, предыдущего опыта и знаний.

Представление результатов работы. Ребятам предоставляется возможность для демонстрации своих работ. Успех дает каждому ребенку позитивную мотивировку, пополняет его базу знаний. Есть возможность сохранить работы и продемонстрировать другим детям.

Напомним, что в процессе работы происходит знакомство с деталями конструктора: цвет, форма, название и назначение. Конечно, сначала все модели и конструкции собирает педагог. Постепенно, после того, как буквально ощупаны и рассмотрены со всех сторон собранные модели, определено, какая деталь для чего нужна, куда и как прикрепляется, дети приступают к созданию собственных моделей, в меру своих возможностей.

Н еобходимо отметить, что в нашем дошкольном учреждении конструктор LEGO в своей работе применяют разные специалисты: воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Для педагогической работы в условиях дошкольного учреждения - это не только хорошее пособие для воспитательно-образовательного процесса, но и неоценимое средство диагностики, что важно для нас, как для педагого-психологов: в благоприятной атмосфере, во время полной отдачи игре, дети «рассказывают о себе даже то, что не хотят».

Во время игры возникает исключительная возможность наблюдать за их речевыми проявлениями и словарным запасом, уровнем знаний, за развитием двигательных рефлексов, технического видения и мышления, черт характера, волевых качеств, типом семейной среды и воспитания. Благодаря применению конструктора «LEGO» появилась возможность эффективно моделировать и если надо, корректировать все эти качества.

В результате занятий по LEGO-конструктивной деятельности у ребят формируется и будет развиваться интерес и потребность в общении со сверстниками; дети познакомятся с различными видами конструктора LEGO; будут проявлять активность в выборе тематики игры и в конструкторской деятельности; будут осведомлены в разных сферах жизни; научатся создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез; будет развита мелкая моторика рук; активизируется словарный запас детей; воспитанники будут более аккуратны и самостоятельны, научатся договороспособности, взаимопомощи, основам работы «в команде».

Остается добавить, что наши воспитанники любят заниматься LEGO-конструированием и с нетерпением ждут каждое занятие!



Пример картотеки и LEGOгр Приложение 1

1 . «Здравствуйте, давайте познакомимся»

Цель: познакомить детей с конструктором LEGO .

Задачи: заинтересовать детей среднего дошкольного возраста конструктором LEGO, вызвать желание поиграть с ним.

Ход игры: Педагог приносит в группу большую красочную коробку с конструктором LEGO. Предлагает сделать из него постройки и их обыграть.

2. «С LEGO - мы друзья!

Цель: продолжить знакомство детей с конструктором LEGO .

Задачи: Расширить словарный запас за счет изучения новых слов: кирпичик, пластина; проговорить цвета LEGO деталей; развить мелкую моторику и коммуникативные навыки в процессе игры с конструктором LEGO .

Ход игры: Воспитатель совместно с детьми изготавливает уточек из конструктора Лего. После этого идет прослушивание композиции: «Наши утки у пруда: -Кря!-Кря! –Кря!...». Воспитатель предлагает поиграть в игру: «На пруду», используя заранее заготовленных уточек из конструктора LEGO.

3. «Найди деталь такую же, как на карточке»

Цель: закрепить названия деталей конструктора LEGO «Duplo», развивать творческое воображение.

Материал: карточки, детали конструктора LEGO «Duplo», пластина.

Ход игры: дети по очереди берут карточку с чертежом детали конструктора LEGO «Duplo». Находят такую же деталь и прикрепляют её на пластину. В конце игры дети придумывают, что получилось.

Игровое правило: выигрывает тот, кто правильно выберет детали и придумает, что получилось.

3. «Таинственный мешочек»

Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.

Материал: набор конструктора LEGO, мешочек.

Ход игры: ведущий держит мешочек с деталями конструктора LEGO. Дети по очереди берут одну деталь и отгадывают на ощупь. После вытаскивают из мешочка и всем показывают.

Игровое правило: выигрывает тот, кто правильно угадает все детали.

4. «Назови и построй»

Цель: закрепить названия конструктора LEGO «Duplo», развивать конструкторские умения и навыки, учиться работать в коллективе.

Материал: набор конструктора LEGO «Duplo».

Ход игры: ведущий каждому ребенку по очереди даёт деталь конструктора. Ребенок называет и оставляет её у себя. Когда у каждого ребенка уже по две детали, ведущий даёт задание: построить из всех деталей одну коллективную постройку и рассказать о полученной конструкции.

И гровое правило: выигрывает та команда, у которой оригинальнее всего получилась постройка и рассказ о ней.

5. «Кто знает, пусть продолжает».

Материал: конструктивный набор. Игрушки из набора LEGO «Duplo».

Цель: стимулировать составление рассказа с помощью конструктора. Развивать конструктивные навыки. Развивать речь.

Описание игры: дети вместе со взрослым решают про кого будут сочинять рассказ, выбирают из набора LEGO «Duplo» фигуры. Взрослый начинает фразу, дети находят нужную игрушку в наборе. Если нужно, выполняют простые постройки из конструктора. Заканчивают фразу каждый по-разному.

Например: Мама купила Алеше (машину). Она была (маленькая). Алеше захотелось (играть). Тут пришла (девочка Оля). Они стали (играть).

6. «Домик для игрушек».

Материал: конструктивный набор. Игрушки из набора LEGO «Duplо». Другие игрушки средней величины.

Цель: расширять знания детей о предметах мебели, ее назначении. Развивать конструктивные навыки. Побуждать детей при постройке мебели пользоваться фотосхемами. Совместно для игры выполнять простые постройки.

Описание игры: ведущий объявляет детям, что они сейчас будут строить комнату. Предлагает выбрать карточки-схемы, где изображена мебель. Дети со взрослым обсуждают каждый вариант мебели, ее назначение. Выполняют постройку.

7. «Кто что умеет делать».

Материал: конструктивный набор. Игрушки из набора LEGO «Duplо». Игрушки, построенные из конструктора.

Цель: Подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Описание игры: детям показывают животное из конструктора, а они называют действия, характерные для этого животного. Например, белочка – скачет, прыгает, грызет; кошка – мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мы- шей, играет клубком; собака – лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет

хвостом, бегает; зайчик – прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.



Наборы

LEGO «DUPLO»

Приложение 2



«Набор кирпичиков»


«Автострада»


«Кукольная семья»



«Транспорт»


«Пожарная часть»



«Технические машины»

Список использованных источников:

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

  2. В.А. Маркова, Н.Ю. Житнякова «LEGO в детском саду» ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ»

  3. Волина В.В. Учимся играя. – М., 1994.

  4. Комарова Л.Г. Строим из Lego (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора). – М.: «Линка-Пресс».

  5. Лего-энциклопедия: практическое пособие / авт.-сост.: Губанова Н.В., Пятница И.А., Котова Л.Н. и др. – Донецк: Истоки, 2017. – 98 с.

  6. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упраж- нения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Л.Г. Шаврина. – М.: Сфера, 2001.

  7. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: Сфера