О.П. Белик
соавтор И.Г. Федоренко
ГБПОУ КК «Армавирский индустриально-
строительный техникум»
Развитие социального партнерства в ГБПОУ КК «Армавирском
индустриально-строительном техникуме».
Ведущим аспектом в Армавирском индустриально-строительном техникуме является подготовка квалифицированных кадров к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации.
Задача всего педагогического коллектива техникума это - создание нормативных, экономических, организационных, методических научных условий для функционирования техникума в интересах развития Краснодарского края в целом и г. Армавира в частности. Перед педагогическим коллективом ставятся задачи, которые способствуют формированию нового типа образовательного учреждения: удовлетворение потребностей общества в квалифицированных рабочих кадрах с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего полного образования с его получением. В техникуме создана современная учебно-производственной база, отвечающая современным стандартам, а так же реализуется эффективная модель управления техникумом в современных социально-экономических условиях. Мы усиливаем роль практического обучения согласно требованиям работодателей: внедряем новые информационные технологии в учебный процесс и в систему управления техникумом; развиваем дополнительные платные образовательные интеллектуальные и производственные услуги, идет подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров, обучаем взрослое население на базе двух ресурсных центров и совершенствуем систему управления качеством обучения, ориентируясь на требования работодателей с целью социальной защищенности выпускников техникума на современном рынке труда. В связи с этим контингент учащихся вырос на 20%, качество уровня подготовки квалифицированных рабочих и специалистов повышается.
Администрацией совместно с методической службой разработана и успешно реализуется исследовательская работа по мониторингу качества преподавания учебных предметов, производственного обучения, что позволяет своевременно вносить коррективы в ту или иную деятельность, а также развивать позитивные достижения в области обучения, практиковать метод «рейтинг профессиональной подготовки». К такому виду контроля привлекаются социальные партнеры, методические комиссии и представители работодателей, что способствует повышению качества профессиональной подготовки учащихся.
В мировом сообществе уже накоплен значительный опыт социального взаимодействия, осуществляемый путем партнерства его участников. Социальное партнерство признается как важнейший фактор модернизации среднего профессионального образования. Отсюда возникает необходимость в поиске партнеров с общими производственными задачами и интересами. Так как подходы к решению данных проблем разные, следовательно, партнерские отношения мы делим на 2 категории: партнеры на рынке труда и партнеры на рынке образовательных услуг, т.е. сетевое взаимодействие.
Механизмы взаимодействия партнерства строятся на определенных фундаментальных принципах и нормах:
1. Партнерские отношения основываются на добровольности признания партнерами друг друга в качестве участников отношений.
2. Решающим фактором в отношениях партнерства выступает фактор взаимной заинтересованности сторон, уважение и учет интересов партнеров.
3. Предполагается обоюдная ответственность за общее дело, обязательность исполнения достигнутых договоренностей в рамках соглашений и договоров.
Общей задачей в этом сотрудничестве является подготовка высококвалифицированных кадров, способных меняться в сфере изменений экономической системы.
Проводя политику глобальной модернизации производства, работодатели вынуждены искать специалистов на сложное технологическое оборудование. Связь со стратегическими партнерами – одно из приоритетных направлений в работе инженерно-педагогического коллектива техникума. Тесная связь налажена со следующими предприятиями – партнерами: ООО «Исполнитель», ОАО «Армез», ОАО «Домостроитель», ОАО «Кубаньстройсервис», ООО «Элтеза» г. Армавир, ОАО «Интерьер» г. Армавир, «Армавирская мебельная фабрика», ООО «Кубань Мебель», ООО «Инно-Центр», ООО «СтройСила» и др.
Согласно сегодняшней статистике 90% работодателей – стратегических партнеров считают, что тесный контакт с учреждениями образования позволит сократить финансирование на подбор кадров, более того в идеале, образовательному учреждению необходимо готовить рабочих для конкретного предприятия, фирмы. В связи с этим инженерно-педагогическим коллективом техникума проводится мониторинг потребностей работодателей на рынке труда, с которыми впоследствии заключается договор сотрудничества о прохождении студентами производственной практики на их предприятиях с последующим трудоустройством. Заключаются целевые договоры на обучение, студенты в получают от предприятия стипендию и, в дальнейшем, будут работать на нем. С 2011 года такие договоры заключены со стратегическим партнером – ООО «Элтеза» по подготовке рабочих кадров по профессии «Сварщик» и «АЗТМ». «Армавирская мебельная фабрика», ООО «Кубань Мебель», ИП Аветисян А.В. - по подготовке кадров по профессии «Мастер столярного и мебельного производства. Станочник в деревообработке».
Осуществляется связь с Центрами занятости населения г. Армавира и г. Новокубанска, с которыми подписаны договоры о сотрудничестве.
Между Армавирским индустриально-строительным техникумом и работодателями заключено долгосрочное соглашение о подготовке, повышении квалификации работников предприятий и фирм – партнеров по профессиям строительного профиля.
Эффективность любого вида обучения, и, в первую очередь производственного, зависит от ряда составляющих: технической базы, эффективности разработанных методических материалов, технологий обучения, оснащением учебных кабинетов новыми инновационными технологиями, используемыми при организации обучения. Разрабатывается форма взаимодействия с социальными партнерами в рамках представления учебно-производственных участков. В январе этого года сотрудники германской машиностроительной компании «КЛААС» в течение месяца проходили дополнительное обучение и занимались повышением квалификации на базе нашего техникума по теме «Современные технологические процессы, оборудование и техника MAG сварки». Данная программа обучения была разработана совместно со специалистами компании «КЛААС» с учетом последних современных тенденций в области сварки.
Имея современные инновационные центры подготовки, мы смогли предложить нашим партнерам квалифицированных специалистов.